Вспомогательные энергетические установки


Категория Судовые энергетические установки

Дизели, являющиеся приводами электрогенераторов, оборудуют не только регуляторами частоты вращения, но и рядом других автоматических устройств, с помощью которых пускают и останавливают дизель-генераторы, а также контролируют и регулируют режимы их работы с ДПУ или центрального поста в машинном помещении. В зависимости от объема автоматизированных операций основные дизель-генераторы по ГОСТ 14228—80 могут иметь три степени автоматизации.

При автоматизации первой степени электроэнергетические установки оборудуют регуляторами угловой скорости вала, регуляторами температуры воды и смазочного масла, системой СПАСЗО и при необходимости средствами автоматического пополнения расходных топливных цистерн. Дизель-генераторы первой степени автоматизации предназначаются для СЭС, у которых в машинном помещении постоянно присутствует обслуживающий персонал.

Дизель-генераторы со степенью автоматизации А2, кроме операций, предусмотренных для дизелей со степенью автоматизации А1, обеспечивают автоматический пуск дизеля (с выполнением всех предпусковых операций); подготовку к приему и прием нагрузки при одиночной и параллельной работе генераторов; автоматическую дистанционную остановку и поддержание неработающего дизеля в прогретом состоянии для быстрого приема нагрузки. Перечисленные средства автоматизации призваны обеспечить работу СЭС мощностью свыше 100 кВт без обслуживания не менее 24 ч.

Электроэнергетические установки третьей степени автоматизации рассчитаны на работу без обслуживания не менее 240 ч. Их оборудуют средствами автоматизации, обеспечивающими пуск, остановку дизелей, включение под нагрузку и на параллельную работу с другими генераторами; устройствами для автоматического пополнения воздушных баллонов и подзарядки аккумуляторов; средствами поддержания дизелей в горячем резерве и всеми устройствами, предусмотренными для агрегатов второй степени автоматизации.

В соответствии с Правилами Речного Регистра РСФСР электроэнергетические установки должны обеспечивать:
— автоматическое или автоматизированное (с поста управления судном или из ЦПУ) подключение генераторов к шинам ГЭРЩ и отключение от шин;
— автоматический пуск и подключение резервного дизель-генератора при исчезновении напряжения на шинах ГЭРЩ;
— автоматическое отключение (кроме судов на подводных крыльях, воздушной подушке и других судов с мощностью главных дизелей 440 кВт и менее) неответственных потребителей электроэнергии при перегрузке генератора с включением на посту управления судном или в ЦПУ предупредительной сигнализации;
— контроль напряжения и тока нагрузки работающих генераторов по приборам, установленным на посту управления судном и в ЦПУ;
— исполнительную световую сигнализацию «Работа» для всех генераторов на посту управления судном и в ЦПУ;
— непрерывный автоматический контроль сопротивления изоляции каждой сети изолированных систем и включение световой и звуковой сигнализации на посту управления судном и в ЦПУ по нижнему допустимому значению.

У дизель-генераторов, находящихся в горячем резерве с системой автоматического пуска, продолжительность периода от подачи сигнала на пуск до готовности приема 100%-ной нагрузки не должна превышать: для дизелей мощностью более 100 кВт — 30 с; мощностью до 100 кВт — 15 с и аварийных дизель-генераторов — 10 с.

Системы ДАУ дизель-генераторов. Средства ДАУ вспомогательных дизелей осуществляют дистанционный пуск, регулирование режимов работы и остановку дизель-генераторов из рулевой рубки или ЦПУ с выключением пусковой части схемы при переводе дизеля на топливо и отключением системы СПАСЗО при остановке дизель-генератора. Посредством устройств, не требующих управления с местного или дистанционного поста, дизель-генераторы постоянно поддерживаются в горячем резерве. Состояние горячего резерва достигают, как правило, путем автоматического подогрева охлаждающей воды и смазочного масла неработающего дизеля. Так как дизель-генераторы не имеют системы реверсирования, схемы автоматизированного управления ими несколько проще, чем главных энергетических установок. Схема системы ДАУ одного из вспомогательных дизелей показана на рис. 1. В цепь управления ДАУ дизелей 64 12/14 воздух поступает через редукционные клапаны. При выключенном дизель-генераторе электромагнитные клапаны обесточены и клапан перекрывает трубопровод, соединяющий его с клапаном центробежного реле угловой скорости, клапан сообщает пневмоцилиндр стоп-устрой-ства с атмосферой. Защелка стоп-устройства в этом случае не ограничивает перемещение рейки ТНВД.

Рис. 1. Система ДАУ вспомогательных дизелей 64 12/14 202

При установке переключателя режимов в положение «Пуск» или падении напряжения в сети специальное реле пуска (на схеме не показано) замыкает контакты электромагнитного клапана пуска. Шток его смещается вверх, и воздух по трубопроводу поступает в верхнюю полость клапана центробежного реле угловой скорости, под поршень промежуточного клапана пуска и к реле давления. Отверстие, сообщающее промежуточный клапан пуска с атмосферой, перекрывается, и воздух по трубопроводу проходит в пневмоцилиндр механизма прокачки дизеля маслом, а затем в нижнюю полость ГПК. Последний открывается, и дизель пускается сжатым воздухом. Автоматический регулятор угловой скорости коленчатого вала при пуске включает подачу топлива в цилиндры дизеля, а клапан центробежного реле угловой скорости перекрывает трубопровод. Промежуточный клапан пуска, пневмоцилиндр и реле давления при этом сообщаются с атмосферой.

Для выключения дизель-генератора переключатель режимов переводят в положение «Стоп». Контакты электромагнитного клапана остановки замыкаются, и шток его смещается вверх. Воздух поступает в пневмоцилиндр стоп-устройства. Поршень последнего при смещении влево устанавливает рейку ТНВД в положение, соответствующее нулевой подаче топлива, и дизель останавливается. С прекращением работы дизеля переключатель режимов устанавливают в положение «Выключено». Электромагнитные клапаны обесточиваются, пневмоцилиндр стоп-устройства сообщается с атмосферой и рейка ТНВД переводится в положение, при котором возможен последующий пуск дизеля.

Техническое обслуживание электроэнергетических установок. За содержание электрооборудования в исправном техническом состоянии на речных судах отвечает помощник механика по электрооборудованию, механик или капитан-механик.

Судовые электростанции при плавном изменении нагрузки должны поддерживать напряжение в сети с отклонением от номинального значения не более чем на 2—3%.

В зависимости от объема, характера и сроков проведения технические обслуживания электрооборудования подразделяют на ежедневное ТО, технические обслуживания TO1, Т02 и ТО3.

При ежедневном ТО электрических установок необходимо следить за напряжением, частотой тока и активной нагрузкой генераторов; поддерживать электрооборудование в чистоте и исправности; проверять надежность креплений, нагрев корпусов, подшипников и обмоток генераторов; систематически определять сопротивление изоляции; строго соблюдать последовательность включения и выключения аппаратуры при пуске, остановке, приеме нагрузки, включении генераторов на параллельную работу и подаче питания с берега.

Правилами эксплуатации запрещается останавливать генератор без перевода нагрузки на другой генератор и вносить какие-либо изменения в схемы электрооборудования.

Техническое обслуживание Т01 выполняет судовой экипаж совместно с работниками береговых производственных участков (БПУ). Кроме работ ТО, при Т01 вскрывают смотровые и вентиляционные крышки электрических машин; проверяют их техническое состояние и очищают от пыли и загрязнения роторы, щеткодержатели, кольца, статоры; определяют плотность и уровень электролита у аккумуляторных батарей; проверяют надежность работы контактных соединений реле, переключателей, контакторов и другой электроаппаратуры; производят ревизию всех соединений установки и устраняют обнаруженные неисправности. Объемы работ при Т02 и ТОЗ определяются соответствующей документацией на текущий и средний ремонты электрооборудования.


Читать далее:

Категория Судовые энергетические установки