Эксплуатация льдогенераторов


Категория Холодильное оборудование судов

Наибольшее распространение на крупнотоннажных судах флота рыбной промышленности имеет льдогенератор типа ИЛ-500-22П (завод-изготовитель ПО «Дальреммаш», г. Хабаровск). Ниже приведены техническая характеристика и рабочие параметры льдогенератора:
— рабочий диапазон температур кипения холодиль- -30…-42 ного агента R22, °С
— температура забортной воды, С 12…15
— температура получаемого лвда, С -2…-5
— паспортная производительность при двухсто- 550…600 роннем намораживании, кг/ч
— паспортная производительность при односгго- 250…300 роннем намораживании, кг/ч
— рабочее давление орошающей воды перед вход- 0,1.-0,25 ным вентилем, МПа
— площадь замораживания испарителя, м2 4,75
— наружный диаметр цилиндра испарителя, м 0,9
— рабочая высота цилиндра испарителя, м 0,945

Вертикальный с двухсторонним намораживанием льда льдогенератор ИЛ-500, изображенный на рис. 1, состоит из неподвижно закрепленного на раме вертикального полого цилиндра, в объеме которого между внутренней и наружной поверхностями кипит хладагент R22. Забортная вода от автономной системы, обеспечивающей технологические нужды рыбцеха, через полый вал поступает к форсункам внутреннего и наружного оросителей, которые, вращаясь вместе с валом, равномерно орошают поверхность испарителя. Вращение вала осуществляется электродвигателем через червячный редуктор и ротор, шестерню, жестко закрепленную на валу. На полом валу закреплен кронштейн с внутренними, а на роторе-шестерне — с наружными ножами, которые скалывают образовавшийся на испарителе лед. Чешуйки льда вместе с излишками воды стекают по желобам в бункер. Центрирование вала для обеспечения постоянства зазора между ножами и поверхностью испарителя осуществляется верхней и нижней подшипниковыми опорами, которые крепятся к испарителю. Центровка верхней части ротора относительно приваренного к испарителю специального кольца обеспечивается шестью обкатывающими роликами, регулировка которых осуществляется с помощью винтов. На роторе-шестерне крепится ванна, которая предназначена для сбора избытка воды, стекающей с поверхности испарителя.

Рис. 1. Ледогенератор ИЛ-500:
1 – ороситель внутренний; 2 – верхняя подшипниковая опора; 3 – полый вал; 4 – отделитель жидкости; 5 – кронштейн с внутренними ножами; б – центрирующие ролики; 7 – ороситель наружный; 8 – наружные ножи; 9 – рама; 10 -отбойники; 11 – испаритель; 12 – водоотбойник; 13 – нижняя подшипниковая опора; 14 – ротор-шестерня; 15 – ванна; 16 — червячный редуктор; 17 – электродвигатель

Опыт эксплуатации льдогенераторов на промысловых судах показывает, что уже через 800… 1000 ч работы они выходят из строя по причине разрушения роликовых конических подшипников верхней и нижней опор вала. Внутренняя обойма нижнего подшипника проворачивается на валу, что приводит к интенсивному износу посадочного места. Повышенная выработка или разрушение конических подшипников нижней и верхней опор вала ведет к увеличению радиального биения вращающейся механической конструкции и к разрушению подшипников центрирующих роликов и подшипников червячного редуктора.

Основными причинами выхода из строя льдогенераторов раньше гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем, являются:
— масса всей вращающейся механической конструкции, которая увеличивается из-за того, что смонтированная на роторе-шестерне ванна во время работы льдогенератора пополняется снегом с водой. Два отбойника, установленных на кронштейне внутренних ножей, увеличивают общую массу конструкции;
— повышенная вибрация льдогенераторов, которая особенно заметна, когда судно идет без груза полным ходом. В этих случаях амплитуда колебаний рамы льдогенератора достигает 3…4 мм;
— попадание забортной воды в нижний подшипниковый узел на валу из-за недостаточной герметичности войлочного уплотнения;
— из-за значительной массы всей конструкции распорное кольцо, которое установлено в проточку вала и служит для крепления внутренней обоймы нижнего подшипника, сминается в первые же 100… 200 ч эксплуатации льдогенератора, в результате чего нижний подшипник перестает работать, а в дальнейшем — разрушается;
— нарушение монтажа подшипниковых узлов при сборке льдогенераторов. На ряде неэксплуатирующихся льдогенераторов имеются увеличенные радиальные зазоры в роликовых конических подшипниках нижней и верхней опор вала.

Рис. 2. Схема раскрепления ледогенератора:
1 – уголок 60 × 60 мм; 2 – ледогенератор; 3 – пиллерс; 4 – помещение лвдо генератора

Для увеличения продолжительности эксплуатационного периода работы льдогенераторов на ряде судов выполнены следующие работы по их модернизации:
— вместо роликовых конических подшипников верхней и нижней опор вала № 7212 и 7214 установлены подшипники более высокой грузоподъемности № 7312 и 7314;
— для снижёния вибрации льдогенератора при помощи уголка 60 Х60 мм раскреплена верхняя часть его корпуса. Два уголка привариваются к вертикальным ребрам жесткости помещения льдогенератора, а третий — к пиллерсу. К льдогенератору уголки крепятся штатными гайками;
— с ротора-шестерни демонтируется ванна, а с кронштейна внутренних ножей — два отбойника. Этим значительно облегчается общая масса вращающейся конструкции без ущерба для работы льдогенератора;
— для предохранения нижнего подшипника от попадания в него забортной воды к валу.приваривался водоотбойник;
— изменена конструкция нижней подшипниковой опоры. Вместо распорного кольца устанавливается распорная втулка, которая одной стороной упирается в ступицу ротор-шестерни, а другой стороной — во внутреннюю обойму нижнего подшипника.

Опыт эксплуатации ХУ свидетельствует о том, что при работе судна в ( районе промысла с температурой забортной воды не выше 14…15 °С для производства необходимого количества льда даже в Дни максимального вылова вполне достаточно работы только внутренней поверхности испарителя. В этом случае перекрывается подача воды на форсунки наружного оросителя и работает только внутренний нож. Необходимо увеличить давление забортной воды, подаваемой на форсунки внутреннего оросителя, до 0,2…0,25 МПа; в этом случае льдоводяная смесь температурой около —3 °С без сопротивления стекает по желобу в бункер. Если уменьшить напор забортной воды до 0,07…0,1 МПа, вырабатывается сухой лед, который прилипает к желобу, забивает горловину бункера, а это требует постоянного контроля со стороны вахтенной службы. ХУ льдогенераторов в таком режиме работает более ритмично, без частых пусков и остановок не требуя постоянного наблюдения.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов