Аппараты для замораживания рыбы на судах


Категория Холодильное оборудование судов

В рыбной промышленности применяется большое количество морозильных аппаратов самых различных типов. Замораживание рыбы производится, как правило, на борту судна непосредственно после вылова. Этим обеспечиваются наивысшее качество мороженой продукции и возможность ее длительного хранения.

Среди применяемых на судах флота рыбной промышленности аппаратов для замораживания рыбы можно выделить три большие’группы, различающиеся по способу отвода теплоты от замораживаемого продукта.

Первую группу составляют аппараты мокрого замораживания рыбы. Тепло от замораживаемого сырья отводится в результате непосредственного контакта рыбы с жидким теплоносителем, имеющим достаточно низкую температуру. Различают аппараты мокрого замораживания погружного типа, в которых продукт полностью погружается в теплоноситель с низкой температурой, и оросительного типа. В настоящее -время на судах применяются аппараты только погружного типа для замораживания тунца на тунцеловных судах. Аппараты оросительного типа на судах в настоящее время не применяются. Тем не менее в некоторых случаях перспективно применять аппараты, в которых отвод теплоты от замораживаемой рыбы и морепродуктов осуществляется в результате их орошения криогенной жидкостью, например жидким азотом. Это позволит значительно сократить продолжительность замораживания и повысить качество готовой продукции.

Ко второй, наиболее многочисленной, группе относятся аппараты воздушного замораживания (ВМА). Отвод теплоты от замораживаемой рыбы в этих аппаратах осуществляется в результате обдувания противней или блок-форм с рыбой холодным воздухом температурой —35…-37 °С. ВМА можно условно разделить на стеллажные и туннельные. В связи с тем что применение стеллажных аппаратов не позволяет осуществлять полную механизацию процессов загрузки, выгрузки, удаления замороженной рыбы из противней, преобладающее распространение на судах получили ВМА туннельного типа. На судах постройки 60-х и частично 70-х годов применялись туннельные аппараты тележечного типа. Противни с рыбой устанавливались в несколько ярусов на специальные тележки, которые циклически перемещались в морозильном туннеле от места загрузки к месту выгрузки посредством пневматического или электромеханического привода. Такие аппараты применялись на судах типа «Тропик», БМРТ различных типов, плавбазах типа «Пионерск» и др. Недостатками тележечных туннельных МА как и стеллажных, являются невозможность полной механизации процессов загрузки и выгрузки продукта, а также большая неравномерность температурного поля по сечению аппарата, следствием которой могут быть повышенные энергозатраты при получении стандартной мороженой продукции и увеличение продолжительности замораживания. В связи с указанными недостатками туннельных тележечных МА в последние годы они почти полностью вытеснены туннельными конвейерными морозильными аппаратами. Воздушные туннельные конвейерные МА имеют высокую степень механизации и автоматизации, позволяют получать продукт достаточно высокого качества, обладают значительной производительностью. Наибольшее распространение на промысловых судах имеют аппараты LBH-25-1 и LBH-31,5 производства предприятия «Кюльаутомат» (ГДР). На ряде судов установлены отечественные воздушные конвейерные аппараты АСМА, а также небольшое количество конвейерных МА зарубежных фирм.

Наряду со значительными достоинствами, способствующими широкому распространению, воздушные конвейерные МА обладают рядом недостатков, главными из которых являются большие масса, габаритные размеры и расход электроэнергии на привод вентиляторов, обеспечивающих циркуляцию холодного воздуха. Хотя воздушные конвейерные морозильные аппараты преобладают на крупных промысловых судах, в данной главе они не рассматриваются.

Третью группу составляют плиточные МА. Отвод теплоты от продукта осуществляется через поверхность морозильной плиты, внутри которой циркулирует жидкий хладагент с низкой температурой. В результате хорошего контакта поверхности плит с замораживаемым продуктом уменьшаются перепады температур между поверхностью продукта и хладагентом, сокращается время замораживания, уменьшаются необратимые цикловые потери энергии. Плиточные аппараты имеют меньшие удельную массу, габаритные размеры, удельный расход энергии по сравнению с воздушными конвейерными аппаратами. Поэтому в последние годы они получают все более широкое распространение на судах. По способу расположения плит они подразделяются на вертикально-плиточные, горизонтально-плиточные и роторные. Вертикально-плиточные аппараты распространения на судах флота СССР не получили из-за трудности формирования блока в пространстве между двумя вертикальными плитами.

Горизонтально-плиточные аппараты применяются на среднетоннажных промысловых судах и на крупнотоннажных судах в дополнение к воздушным конвейерным аппаратам большой производительности. Примером может служить эксплуатация горизонтально-плиточных МА «Климор» на судах типа «Иван Бочков».

Особый интерес представляет использование плиточных роторных аппаратов. Роторные аппараты для замораживания рыбы имеют высокую степень механизации и автоматизации и позволяют вести процесс замораживания непрерывно. Наиболее удачным оказалось применение на судах типа ТСМ роторных МА типа FGP-25-3.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов