Балансировка якорей и роторов судового электрооборудования


Категория Ремонт судового электрооборудования

Якоря (роторы) электрических машин и рабочие колеса (крылатки) вентиляторов после ремонта подвергают балансировке в случаях: частичного ремонта или перемотки обмоток, смены ослабевших бандажей, перепропитки и перепайки обмоток, ремонта или замены якорных крылаток и рабочих колес. Балансировка может быть статической и динамической. В соответствии с Правилами Регистра СССР все якоря и роторы должны подвергаться статической балансировке; необходимость в динамической балансировке специально оговаривается в технических условиях на электрические машины. Якоря (роторы) электрических машин, имеющие частоту вращения менее 1000 об/мин, а также якоря, у которых отношение длины к диаметру невелико, балансируют статически.

Таким образом рассчитывают и ширину роликов. Шейки валов при балансировке должны опираться на всю поверхность призм или роликов. Хорошо уравновешенный якорь (ротор) находится в безразличном положении при перекатывании по призмам или вращении в роликах. Якорь, имеющий небаланс, будет устанавливаться тяжелой стороной вниз. Для устранения небаланса либо утяжеляют противоположную сторону якоря, либо облегчают тяжелую, причем делать это лучше всего в точках, наиболее удаленных- от оси вращения. Уравновешивание обычно осуществляют креплением свинцовых грузиков на легкой стороне якоря.

После уравновешивания якоря свинцовые грузики заменяют стальными равной массы. У большей части электрических машин конструкцией предусматриваются специальные места для крепления балансировочных грузов. При отсутствии таких мест грузы иногда размещают на дисках вентиляторов или в пазах вентиляционных каналов. При малом небалансе уравновешивание можно производить напайкой припоя на бандажи.

Для быстроходных электрических машин, у которых диаметр якоря (ротора) значительно меньше его длины, статическая балансировка не всегда дает хорошие результаты, так как впоследствии при вращении якоря могут появиться две равные центробежные силы, находящиеся в одной осевой плоскости, но на разных расстояниях от приведенного центра тяжести. Эти силы при вращении будут создавать пару сил, вызывающую вибрацию. В этом случае для устранения небаланса на якоре (роторе) укрепляют грузы, которые при вращении создают пару сил, действующую противоположно паре сил небаланса и равную ей по величине. Способ нахождения мест крепления и определения массы грузов, устраняющих небаланс при вращении якоря, называется динамической балансировкой. Динамическую балансировку обычно производят на специальных балансировочных машинах различной конструкции, например ДБ-50 и ДБ-300. Методы работы на них приведены в инструкциях заводов-изготовителей.

При отсутствии специальных машин динамическую балансировку якорей можно произвести упрощенными способами. Например, якорь в собственных подшипниках устанавливают на прочные деревянные брусья, уложенные на резиновые прокладки. При помощи клиньев брусья закрепляют неподвижно и разворачивают якорь посторонним приводом до требуемой частоты вращения, но не более номинальной. Затем один клин выбивают и дают возможность концу вала вместе с подшипником колебаться на резиновых прокладках. Когда колебания достигнут наибольшей величины, к якорю подносят цветной карандаш или мел, который будет оставлять отметки на наиболее бьющем месте. Затем разгоняют якорь в обратную сторону и снова делают отметку. В середине между двумя отметками определяют место крепления груза. Подбором грузов добиваются устранения колебаний якоря. Этот же процесс повторяют на второй стороне якоря. После уравновешивания каждой стороны балансировку проверяют. Величину вибрации проверяют индикатором или специальными приборами.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования