Балансировка гребных винтов


Категория Корпуса судов

Балансировку винтов в практике судоремонта выполняют, как правило, перед установкой запасного гребного винта, если окончательно обрабатывается коническая посадочная поверхность, при замене съемных лопастей или части лопасти, после выполнения наплавки либо зачистки значительных кавитационных, коррозионных и эрозионных повреждений, при обрубке и запиловке кромок лопастей и т. п.

На СРЗ применяют два типа стендов для статической балансировки гребных винтов:
— с параллельными опорами-призмами для винтов массой до 5 т;
— с вращающимися дисками для винтов с большей массой (имеются стенды для балансировки винтов массой до 40 т).

Направляющие опорные призмы изготовляют из сталей марок У7 или У8. Края рабочей поверхности направляющих обычно закругляют, рабочую поверхность закаливают (твердость 504-56 HRC) и шлифуют. Шероховатость поверхности не менее Ra 2,5.

Стрелка прогиба направляющих от нагрузки не должна превышать 0,03 мм. Отклонение окончательно установленных направляющих от горизонтальной плоскости не должно превышать 0,02 мм на 1 м длины. Разность диаметров рабочих шеек вала-оправки не должна превышать 0,03 мм.

Стенд с вращающимися дисками (роликами) приведен на рис. 8-8. Вал-оправка служит для закрепления гребного винта с помощью конусов, втулки и гайки. Диски вращаются на подшипниках качения. Диски изготовляют из стали 10, цементируют на глубину 1,5—2 мм и закаливают (твердость 50—56 HRC). Вал-оправку и конусы изготовляют из сталей марок 45, ВСтбсп, втулку — из сталей марок У7 или У8. Втулку закаливают (твердость 504-60 HRC). После окончательной обработки радиальное биение поверхностей вала-оправки, втулок и конусов не должна превышать 0,05 мм.

Процесс балансировки гребного винта осуществляют в такой последовательности:
— балансируемый винт в.сборе с валом-оправкой устанавливают на стенд; винт займет положение, при котором более тяжелая лопасть (лопасти) окажется внизу;
— на более легкую лопасть (лопасти) устанавливают мерные грузы. Грузы подбирают и устанавливают с таким расчетом, чтобы винт был приведен в состояние безразличного равновесия. В качестве мерных грузов удобно применять заранее взвешенные и замаркированные грузы в форме струбцин;
— устраняют неуравновешенность снятием металла с помощью пневматических молотков, шлифовальных машинок с тяжелой лопасти (лопастей); металл снимают с засасывающей поверхности лопасти в районе, расположенном ближе к концу лопасти, при этом учитывают замеренные при разметке толщины по сечениям лопасти. Для винтов со съемными лопастями устранять неуравновешенность можно путем заливки свинца в полость, имеющуюся в районе фланца, легкой лопасти.

Степень балансировки окончательно отбалансированного винта проверяют контрольным грузом: при навешивании его на конец каждой горизонтально расположенной лэпасти винт должен начать вращение.

Рис. 1. Балансировочный стенд с вращающимися дисками:
1 — вращающийся диск; 2 — вал-оправка; 3 — неподвижный конус; 4 — балансируемый гребной винт; 5 —подвижный конус; 6 — промежуточная втулка; 7 — гайка


Читать далее:

Категория Корпуса судов