Автоматизированное судно как система


Категория Автоматизация судов

После изложенных выше общих положений мы можем более тщательно рассмотреть автоматизированное судно в качестве системы. Она образуется из таких составных частей, как «судно», «автомат» и «человек». Эти термины следует понимать в самом широком смысле.

Рис. 1. Система автоматизировантого судна.

Составная часть понятия «судно» представляет собой автоматизированную систему управления судном, которую в свою очередь можно подразделить на системы, осуществляющие процесс движения (переход между двумя точками), рабочий процесс, связанный с проводимыми на судне операциями (управление судном и его установ-ками), и грузовой процесс (перевалка и обработка грузов). Эти процессы реализуются техническими системами, состоящими из множества конструктивных элементов, механизмов, агрегатов, аппаратов и т. д.

Под составной частью «автомат» мы понимаем здесь совокупность технических устройств, которые служат для автоматического контроля и управления процессами на судне. Сюда относятся все измерительные и управляющие устройства, включая при необходимости судовую вычислительную машину для управления или контроля процессов.

Под составной частью «человек» будем понимать, как правило, группу людей. При этом мы различаем человека как действующего субъекта (оператора) в рамках автоматизированного процесса эксплуатации судна, и как пассивного объекта на судне, — в качестве члена экипажа или пассажира.

Судно и автомат представляют собой вместе техническую часть системы. Таким образом; в случае автоматизированного судна имеет место система типа «человек—машина».

Рис. 2. Подразделение системы «автоматизированное судно».

Судно, автомат и человек-оператор с целью выполнения задач комплексного процесса осуществляют чрезвычайно разнообразный взаимный обмен информацией. Информационные связи автоматизированного судна с внешней средой также имеют сложный характер. Они охватывают гидрологическую, метеорологическую и прочие виды информации из ближнего и дальнего окружения судна, и сообщения самого разнообразного содержания, которыми судно обменивается с другими судами и с береговыми станциями.

Из соображений наглядности целесообразно расчленить систему — «автоматизированное судно»—по функциональным подсистемам. При этом технологические установки и средства автоматизации, включая коллективы людей, объединяются в виде подсистем, которые выполняют в значительной мере автономные частные (составляющие) задачи. Таким путем для автоматизированного судна можно построить представленную на рис. 2 схему функционального расчленения.

Разные уровни соответствуют углубленному подразделению на подсистемы. Детализацию можно легко продолжить дальше вниз, причем каждый элемент описанным ранее образом в свою очередь становится подсистемой, состоящей из более мелких элементов.

Подсистемы находятся в исключительно сложных взаимосвязях, осуществляющихся через разнообразные энергетические, материальные и информационные потоки. С другой стороны, для их исследования существует только одна возможность последовательного, т. е. раздельного рассмотрения и изложения отдельных проблем.


Читать далее:

Категория Автоматизация судов