Звуковые и световые сигналы


Категория Морская практика

Требования, касающиеся подачи с судов звуковых и световых сигналов, сконцентрированы в шести Правилах части Д, МППСС —72.

Сигналы маневроуказания и предупреждения применяются в двух случаях: когда суда находятся на виду друг у друга; при приближении судна к изгибу или такому участку прохода или: фарватера, где другие суда не видны из-за наличия препятствия..

Маневрируя на виду у другого судна, судно с механическим двигателем должно показывать свой маневр сигналами, подаваемыми судовым свистком: один короткий звук означает «Я изменяю свой курс вправо»; два коротких — «Я изменяю свой курс влево»; три коротких — «Мои движители работают на задний ход». Эти сигналы могут сопровождаться световыми сигналами: одним, двумя или тремя белыми проблесками, имеющими соответственно те же значения. Продолжительность проблесков, а также интервал между ними примерно 1 с, а интервал между последовательными сигналами — не менее 10 с.

Когда суда находятся на виду друг у друга в узком проходе или на фарватере и одно судно намеревается обогнать другое, оно должно подать судовым свистком: два продолжительных звука и вслед за ними один короткий звук — при намерении обогнать судно по правому борту; два продолжительных и вслед за ними два коротких звука — при намерении обогнать по левому борту. Другое судно должно подтвердить свое согласие на обгон подачей сигнала свистком: один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звук.

Когда суда, находящиеся на виду друг у друга, сближаются й по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпримет ли это другое судно какое-либо действие для предупреждения столкновения, оно должно подать не менее пяти коротких и частых звуков свистком. Сигнал может сопровождаться подачей светового сигнала, состоящего не менее чем из пяти коротких и частых белых проблесков.

При приближении к изгибу прохода или фарватера, за которым другие суда могут быть не видны, судно должно подать один продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пределах слышимости за изгибом, должно отвечать на такой сигнал одним продолжительным звуком.

Звуковые сигналы при ограниченной видимости должны подаваться в соответствии с Правилом 35.

Судно с механическим двигателем, а также толкающее судно, жестко сочлененное с толкаемым, имеющие ход относительно воды, подают через промежутки не более 2 мин один продолжительный звук, а не имеющие хода относительно воды — через такие же промежутки два продолжительных звука с интервалом между ними примерно 2 с.

Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать, стесненные своей осадкой, парусные, занятые ловом рыбы, и суда, буксирующие или толкающие другое судно, подают через промежутки не более 2 мин три последовательных звука — один продолжительный и вслед за ним два коротких. Такие же сигналы должны подавать суда, занятые ловом рыбы на якоре, а также суда, ограниченные в возможности маневрировать и выполняющие свою работу на якоре.

Все остальные суда, стоящие на якоре, должны через промежутки не более 1 мин учащенно звонить в колокол примерно в течение 5 с. На судне длиной 100 м и более этот сигнал подается на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части подается учащенный сигнал гонгом приблизительно в течение 5 с. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов дополнительно подавать три последовательных звука свистком — один короткий, один продолжительный и один короткий.

Буксируемое судно, а если буксируется больше одного судна, то последнее из них при наличии на нем команды должны через промежутки не более 2 мин подавать четыре последовательных звука — один продолжительный и вслед за ним три коротких. По возможности этот сигнал должен подаваться немедленно после сигнала буксирующего судна.

Судно на мели подает сигнал колоколом, а если его длина 100 м или более, то и гонгом; непосредственно перед каждым учащенным звоном в колокол и после него дополнительно должно подаваться три отчетливых удара.

В соответствии с Правилом 36 любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные МППСС — 72, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.

Сигналы бедствия рассмотрены в Приложении IV к МППСС — 72. Согласно Правилу 37 сигналы бедствия должны использоваться только в том случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи.

Сигналами бедствия являются:
— пушечные выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 мин;
— непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
— ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
— сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящий из следующего сочетания звуков по азбуке Морзе: …—… (SOS);
— сигнал, переданный по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова «Мэйдэй»;
— сигнал бедствия по Международному своду сигналов — «NC»; сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;
— пламя на судне (например, от горящей смоляной или мазутной бочки и т. д.);
— красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
— дымовой сигнал — выпуск клубов дыма оранжевого цвета; медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
— полотнище оранжевого цвета с черным квадратом, кругом или другим соответствующим символом; цветное пятно на воде; радиотелефонный сигнал тревоги; радиотелеграфный сигнал тревоги;
— сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения.

Не допускается использование других сигналов, которые могут быть спутаны с любым из этих сигналов.


Читать далее:

Категория Морская практика