Зазоры в подшипниках пера руля и баллера


Категория Корпуса судов

Установочные зазоры. Для увеличения срока службы деталей подшипников желательны возможно меньшие, но обеспечивающие нормальную и надежную работу рулевого устройства в эксплуатации, зазоры.

При ремонтах возможны случаи значительных изменений толщин планок набора в сравнении с построечной. В связи с этим необходимо корректировать установочный зазор в подшипниках для значений толщин, отличающихся от приведеннных в табл. 7-3 более чем на 10 мм.

Зазоры, предельно допустимые в эксплуатации. При определении величин предельно допустимых в эксплуатации зазоров в подшипниках рулевых устройств основным критерием является обобщение сведений по фактическим зазорам, при которых устройства надежно эксплуатировались без. повреждений на многих судах серии. С учетом этого можно рекомендовать следующее: величина предельно допустимого в эксплуатации зазора должна быть равна трем-четырем величинам среднего установочного зазора в подшипниках баллера и четырем-пяти величинам среднего установочного зазора (для бронзовых подшипников) в подшипниках штырей и съемного рудерпоста.

Следует подчеркнуть, что предельно допустимые зазоры в подшипниках одинаковы независимо от материала подшипников и величины этих зазоров могут быть изменены для отдельных серий судов при наличии достаточных данных эксплуатации, подтверждающих необходимость этого.

Зазоры, допустимые после ремонта. Для решения вопроса о назначении допустимых после ремонта зазоров (без замены или восстановления деталей), что, как правило,, имеет место при профилактическом докова-нии, необходимо иметь сведения по скоростям нарастания зазоров в подшипниках рулевых устройств конкретных серий судов. Эти скорости зависят от многих факторов: материала сопрягаемых деталей, конструкции устройств, качества центровки и монтажа, правильной эксплуатации, и являются строго индивидуальными не только для конкретной серии судов, но иногда и для каждого судна серии.

Средние величины скоростей нарастания зазоров в бронзовых подшипниках штырей из углеродистой стали составляют 0,2—0,4 мм на 1000 ч работы. При установке штырей с облицовками из нержавеюшей стали или наплавленных слоем нержавеющей стали скорость нарастания зазоров уменьшается примерно на 40%. В подшипниках из неметаллических материалов (бакаута, текстолита, ДСП) при установке бронзовой облицовки на штырях или съемном рудерпосте скорость нарастания зазоров 0,15—0,3 мм, при применении капроло-новых подшипников она уменьшается до 0,12—0,15 мм на 1000 ч работы.

Рис. 1. График для определения зазоров в подшипниках пера руля:
1 — предельно допустимый в эксплуатации зазор; 2 — установочный зазор в текстолитовых и капролоновых подшипниках; 3— установочный зазор в подшипниках из бакаута и древеснослоистых пластиков; 4 — установочный зазор в бронзовых подшипниках

Рис. 2. График для определения зазоров в подшипниках баллера:
1 — предельно допустимый в эксплуатации зазор; 2— установочный зазор

При назначении допустимых после ремонта величин зазоров необходимо учитывать, кроме скоростей нарастания зазоров, периодичность докования судов. отИ зазоры должны быть такими, чтобы в период эксплуатации судна до очередного планового ремонта действительные зазоры в подшипниках не превысили предельно допустимых.


Читать далее:

Категория Корпуса судов