Заземляющие и молниеотводные устройства


Категория Ремонт судового электрооборудования

В целях электробезопасности и защиты от помех все электрооборудование на судне заземляют (надежно электрически соединяют с металлическим корпусом судна). По соображениям механической прочности сечение заземляющих шин и проводов должно быть не менее 6 мм2 для крупного и 2,5 мм2 — для мелкого электрооборудования. Для заземления на судне используют любые детали корпусного набора, за исключением трубопроводов цистерн, баллонов и других емкостей для сжатых газов и горючих жидкостей.

Неамортизированное электрооборудование, не имеющее специальных болтов, заземляют путем непосредственного контакта между зачищенными до основного металла лапами аппаратуры и лужеными контактными поверхностями креплений под аппаратуру. Перед установкой аппаратуры луженые контакты поверхности следует протереть ветошью, смоченной в спирте. Если материалы лап аппаратуры и крепления разнородны (сталь — легкие сплавы), то между ними прокладывают луженую латунную шайбу. После установки аппаратуры места заземления необходимо закрасить по периметру грунтом ФЛ-ОЗк с последующим покрытием двумя слоями эмали ПФ-115.

Амортизированное и неамортизированное электрооборудование, имеющее специальные болты, заземляют с помощью перемычек, изготовленных из жил гибких кабелей тропического исполнения длиной не более 300 мм. Сечение заземляющей перемычки должно быть не менее сечения токоведущих жил (при их размере до 16 мм2) и не менее 50% (при большем размере).

Рис. 1. Заземление электрооборудования

Для крупных электрических машин (генераторов, гребных электродвигателей) заземляющие перемычки ставят из расчета две штуки на каждый якорь. На другие электрические машины перемычки устанавливают на все штатные болты заземления.

Электрооборудование, установленное на переборках и палубах из непроводящего материала, заземляют с помощью заземляющих перемычек или шин на специально привариваемые к стальным переборкам банки или скобы. Длина перемычек должна быть минимальной. При установке нескольких приборов допускается применение сборной шины заземления; сечение ее должно быть не менее максимального сечения шин отводов.

На танкерах при перекачивании нефтепродуктов в результате трения жидкости о стенки трубопроводов возникают электростатические заряды, переходящие на корпус судна. Если электрический потенциал корпуса окажется выше потенциала береговых нефтепроводов, то в месте соединения трубопроводов может возникнуть искра, крайне опасная в среде, содержащей пары нефтепродуктов. Во избежание пожара на танкере устанавливают (на корме, в средней надстройке, носовой части) специальное заземляющее устройство, представляющее собой рубильник с двумя выводами в специальном железном ящике, укрепленном в помещении третьей категории. К корпусу судна приваривают шпильку, которую вместе с одним из выводов соединяет заземляющая перемычка. К другому выводу присоединяют гибкий кабель сечением не менее 16 мм2.

При соединении трубопроводов вначале заземляют береговой трубопровод с помощью гибкого кабеля и замыкают рубильник, затем соединяют судовой трубопровод с береговым. При этом исключается возникновение искры. Процесс отсоединения трубопроводов идет в обратной последовательности.

Рангоут и такелаж судна вместе с корпусом представляют собой в незаземленном состоянии электрический контур с переменным переходным сопротивлением, создающим помехи радиоприему. Для устранения помех необходимо создать контур с неизменным переходным сопротивлением. С этой целью шунтируют трущиеся соединения такелажа и подвижные сочленения рангоута или врезают в тросы вант фарфоровые изоляторы. Такелаж заземляют прядью троса, выпущенной из-под коуша. Подвижные сочленения рангоута шунтируют гибкой перемычкой, приваренной к его деталям с обеих сторон.

Молниеотводное устройство, состоящее из молниеуловителя и заземляющей шины, монтируют на каждой мачте судна. Молние-уловитель представляет собой медный заостренный стержень диаметром не менее 13 мм, возвышающийся над клотиковым фонарем на 300 мм. Молниеуловитель соединен с металлической частью мачты с помощью медной или стальной шины сечениями соответственно не менее 50 или 100 мм2. Площадь соприкосновения медной шины в месте заземления должна быть не менее 1000 мм2.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования