Заделка пробоин наружной обшивки корпуса под водой


Категория Подводный ремонт судов

Заделка пробоин — это наиболее сложная и трудоемкая работа, требующая специальной подготовки водолазов-судоремонтников.

Подготовка к заделке пробоин

Подготовка к заделке пробоины зависит от ее размеров и месторасположения. По получении данных водолазного обследования разрабатывается технология производства работ.

Вначале производится разметка под резку для удаления поврежденных листов и элементов набора. Она ведется по неповрежденным участкам обшивки и набора с тем, чтобы удалить не только разорванные участки, но и покоробленные и вспученные элементы и гофры, правка которых в подводных условиях затруднительна. В каждом случае это определяется исходя из конкретных условий и характера повреждений.

После разметки удаляются поврежденные части при помощи электрокислородной, бензокислородной или электродуговой резки (рис. 114). Если нет этих средств или обшивка не очень толстая, работа выполняется зубилом.

Затем поверхность, подлежащая перекрытию заплатой или дублирующим (накладным) листом, очищается от обрастания, грязи и ржавчины, кромки пробоины зачищаются или обрубаются зубилом, снимаются заусенцы и наплывы. Пробоине по возможности придается вид прямоугольного отверстия для облегчения дальнейшей работы по снятию шаблона.

Рис. 1. Огневая резка поврежденных участков обшивки по разметке для герметизации корпуса судна перед подъемом

Снятие шаблона

В принципе работы по снятию шаблонов с обводов корпуса судна под водой не отличаются от аналогичных работ на поверхности, однако осуществляются они в более трудных условиях. Работы рекомендуется выполнять с беседки двумя водолазами.

Снятие шаблонов осуществляется тремя способами. Если пробоина небольшая — в пределах 1—2 шпаций, то снятие шаблона производится при помощи накладного свинцового листа и киянки. Лист накладывается на пробоину и выколачивается по ее контурам. При этом свинцовый лист приобретает погибь корпуса в поврежденном месте.

Если нет свинцового листа, шаблон снимается при помощи деревянных досок и чертилки. Доски последо вательно по периметру прижимаются к краям пробоины, и чертилкой на них наносятся очертания обводов корпуса. Для снятия обводов таким образом требуется не менее четырех досок. Затем на поверхности по намеченным кривым погиби корпуса доски обрезаются и по ним изготовляется шаблон (каркас).

Если пробоина более 1 м2, для снятия обводов применяется специальное приспособление — «гребенка», состоящее из дубового бруса или металлической полосы с винтами. В деревянный брус сечением 40×60 мм, длиной 1,5— 2 м вставляются гайки, а в металлической полосе просверливаются и нарезаются отверстия 9— 12 мм. В эти отверстия или гайки ввертываются винты. „На оконечностях бруса или полосы крепятся рымы для подвески на концах.

Определив сечение, с которого необходимо снять шаблон, обозначают его специальным мелом на обшивке. «Гребенка» опускается на концах, водолаз устанавливает ее поочередно перпендикулярно к обшивке (показано пунктиром) и завинчивает винты до соприкосновения их с обшивкой корпуса. В таком положении «гребенка» поднимается наверх. Расположение винтов точками переносится на доску, прикладываемую ребром к брусу. По перенесенным точкам строится кривая погиби обшивки в данном сечении. Затем «гребенка» подается водолазу вновь, и он повторяет операцию в другом сечении. По кривым изготовляется шаблон.

Вместо «гребенки» для снятия погиби корпуса можно применять «борону», с помощью которой погибь определяется сразу по всей поврежденной поверхности борта, а не одного сечения. Принцип устройства «бороны» такой же, как и «гребенки». По полученным размерам делается деревянный каркас. Для надежности и качественного выполнения работ каркас надлежит изготавливать во всех случаях снятия шаблонов. Изготовленная по шаблону заплата или накладной лист проверяется и подгоняется по месту.

Рис. 2. Снятие шаблона при помощи деревянной доски

Рис. 3. Снятие погиби обводов корпуса судна с помощью «гребенки». Цифрами показан порядок снятия погиби обводов

Рис. 4. Приспособление «оорона» для снятия погиби обводов корпуса судна:
1 — каркас; 2 — обух; 3 — брус; 4 — втулки; 5 — мерительный болт

Рис. 5. Каркас (шаблон) для изготовления заплаты

В случае если подход к поврежденному борту для водолаза невозможен, то снятие шаблона производится по соответствующему месту неповрежденного противоположного борта. Шаблон снимается и для изготовления так называемых «вставышей» взамен удаленных элементов набора. Такие «вставыши», если это касается шпангоутов, часто называют фальшшпангоутами.

Рис. 6. Постановка «вставышей» — фальшшпангоутов

Постановка заплат и дублирующих листов

В зависимости от характера повреждения постановка заплат производится без восстановления и с восстановлением набора. Дублирующие (накладные) листы устанавливаются поверх листов наружной обшивки.

Постановка заплат небольшого размера (до 200Х Х300 мм) не представляет трудностей. Заплата (без шаблона) подгоняется по месту, и ей дается небольшая выбойка (а если заплата мала, то выбойки не делается). Заплата должна перекрывать края пробоины на величину, равную пятикратной толщине листа, но не более 150 мм. Водолаз сначала ставит заплату на прихватки, а затем обваривает ее обратносту-пенчатым швом или вразброс.

Заплаты размером ориентировочно 400×500 мм устанавливаются с поджимом к обшивке корпуса с помощью приварных скоб и дубовых клиньев. В отстающих местах заплата подгоняется легкими ударами кувалды.

Всякого рода заварки сквозных отверстий в наружной обшивке судна, приварка заплат, устанавливаемых на пробоины, производятся при уравновешенном давлении, т. е. чтобы давление воды как снаружи, так и изнутри корпуса было одинаковым. Если отверстия небольшие, герметизация производится постановкой пластыря изнутри корпуса, а в случае крупных пробоин работы ведутся при затопленном отсеке, вода из которого откачивается только после окончания сварочных работ.

Постановка заплат с восстановлением набора выполняется двумя водолазами — корпусником и сварщиком. Изготовленные в цехе «вставыши» и заплата проверяются по месту и тщательно подгоняются. Для облегчения работы «вставыши» и заплата во время подгонки и закрепления поддерживаются на концах с верхней палубы за приваренные для этой цели монтажные рымы.

Рис. 7. Установка заплаты с помощью скоб и дубовых клиньев:
1 — обшивка судна; 2 — заплата; 3 — скобы; 4 — дубовые клинья

«Вставыши» закрепляются струбцинами к набору корпуса судна, а затем прихватываются и привариваются. После установки и прихватки «вставышей» устанавливается заплата. Если позволяют условия, «вставыши» под водой только прихватываются, а привариваются изнутри корпуса после установки и приварки заплаты или дублирующего листа и откачки воды из отсека.

Заплаты изготовляются из малоуглеродистой стали толщиной не более 5 мм. Такую заплату легко подогнать по месту, и ей легко придать погибь корпуса судна. Заплата подается водолазу на концах, навешивается на приваренную или поставленную дыропробивным пистолетом шпильку и поджимается гайкой. Затем также дыропробивным пистолетом устанавливаются остальные шпильки по периметру и числу просверленных в заплате отверстий. Отверстия в заплате служат как бы кондукторами для постановки шпилек.

На поставленные шпильки навинчиваются гайки, и заплата поджимается к обшивке. После этого заплата прихватывается сначала в одном — двух местах и подгоняется так, чтобы по всей кромке зазор не превышал 2 мм. Далее заплата прихватывается участками по 10—50 мм через каждые 300—400 мм и приваривается обратноступенчатым швом.

Чтобы избежать наложения вертикальных, и особенно потолочных, швов заплаты делаются треугольными, ромбическими, трапециевидными или прямоугольной формы и располагаются на обшивке так, чтобы не было потолочной сварки. Углы заплат рекомендуется закруглять во избежание концентрации напряжений.

Существует способ замены потолочной сварки горизонтальной. Суть его в том, что предварительно по месту прилегания к обшивке нижней кромки заплаты или накладного листа приваривается пруток (10 мм и более) круглого или прямоугольного сечения. Затем на этот пруток, как на полку, устанавливается заплата, прихватывается и приваривается, однако приварка нижней кромки уже производится в горизонтальном (нижнем или полувертикальном) положении, а не в потолочном. После приварки заплаты гайки отвинчиваются, а выступающие части шпилек срубаются заподлицо с заплатой и обвариваются.

Рис. 8. Порядок прихватки и приварки прямоугольной заплаты к корпусу судна:
а — порядок прихватки; б — порядок и направление приварки; I—10 — порядок прихватки; 1-Х — порядок приварки; стрелками показано направление приварки

Рис. 9. Приварка заплаты со вспомогательным прутком:
1 — заплата; 2— шов приварки прутка; 3 — шов приварки заплаты; 4 — стальной пруток; 5 — обшивка судна

Если на судне нет возможности произвести электросварку, то временная заплата ставится на шпильках с резиновой прокладкой. При этом гайки зажимаются по периметру равномерно, чтобы не было фильтрации воды. Постановка заплаты на шпильках возможна только при условии, если наружная обшивка имеет толщину не менее 8 мм.

Большие заплаты и дублирующие листы обычно устанавливаются с обжатием специальными планками. После установки и прихватки «вставышей» по периметру заплаты или листа (несколько отступя от нее) к обшивке привариваются болты или забиваются дыропробивным пистолетом шпильки. На болты навешиваются короткие планки и они -слегка поджимаются гайками.

Рис. 10. Постановка большой заплаты с помощью нажимных планок

Заплата подается на концах, заводится между болтами и устанавливается на пробоину. Для удобства работы к заплате привариваются рымы. Первоначальное поджатие заплаты, к корпусу судна производится одним или двумя подкильными концами. После этого планки заводятся на заплату и гайки обжимаются с соблюдением равномерного зазора.

Подгонять заплату кувалдой нельзя. При необходимости под одну или две соседние гайки подкладываются дополнительные шайбы и затягиваются до получения нужного зазора. После подгонки и поджатия заплата прихватывается, а затем обваривается. По окончании сварки планки снимаются, а шпильки и монтажные рымы срубаются.

Дублирующие листы ставят и на крупную пробоину и когда необходимо подкрепить корпус, например при подготовке судна для плавания в северных широтах в ледовых условиях.

После окончания работ из затопленного отсека откачивается вода и производится приварка элементов набора. Беседка и другие приспособления убираются только после проверки отсека на водотечность и устранения всех обнаруженных дефектов.

Металлические пластыри устанавливаются на резиновой прокладке. Технология и последовательность операций та же, что и при постановке временных заплат. Существуют и другие способы постановки заплат и дублирующих листов, но они являются разновидностями описанных.

Приспособления

Приспособления для выполнения корпусных работ под водой применяются те же, что и на поверхности. В подводном судоремонте применяется универсальное приспособление «рыбий хвост» и прижимное приспособление для крупных заплат и накладных листов.

Приспособление «рыбий хвост» используется для скрепления, прижатия и правки листов обшивки корпуса. При необходимости упорная часть приспособления прихватывается электросваркой к обшивке корпуса или используется как струбцина без приварки опорной части к листу обшивки.

При постановке крупных заплат размером 1500Х Х2000 мм или накладных листов на ровных участках корпуса судна используется специальный прижим. Прижим состоит из двух направляющих угольников, прихватываемых к обшивке параллельно друг к другу по обеим сторонам пробоины, и подвижной планки с ползунами и прижимными болтами с прокладками.

После подачи накладного листа и первоначального поджатая его подкильными концами между листом и направляющими угольниками заводится подвижная планка. Определив место подвижной планки и расположив ползуны по краям заплаты или накладного листа соответственно их размерам, водолаз производит поджатие болтов.

Рис. 11. Использование приспособления «рыбий хвост» для прижатия элементов набора к обшивке без приварки опоры:
1 — опора; 2 — корпус приспособления; 3 — гайка; 4 — ВИНТ; 5 — упор; 6 — направляющая планка; 7 — хомутик; 8 — захват; 9 — клин

Рис. 12. Прижим для крупных заплат или накладных листов:
1 — направляющие угольники; 2 — ползуны; 3 — планки (прокладки); 4— прижимные болты; 5 — подвижная планка; 6 — накладной лист; 7 — обшивка

В зависимости от размеров заплаты для равномерного ее прижатия к обшивке корпуса заводят две — три подвижные планки. После обжатия производят прихватку и последующую обварку заплаты.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов