Задачи автоматизации судовой сети


Категория Автоматизация судов

Задачи внешней автоматизации судовой сети вытекают из ее роли в составе общей системы судна. В этой связи, во-первых, выдвигается требование снабжения электроэнергией присоединенных потребителей без дополнительного вмешательства человека. Во-вторых, к снабжению судовой сети энергией предъявляется требование автоматического поддержания определенных качественных характеристик. Применение генераторов стабилизированного напряжения позволяет выполнить требования, предъявляемые к качеству напряжения. Для стабилизации частоты сети необходимо использовать специальные средства автоматизации, обеспечивающие точность ±2,5%.

Реализация этих требований усложняется тем, что электрическая сеть в противоположность паровой сети не обладает сколь-либо существенной аккумулирующей способностью. Кроме того, должна быть обеспечена оперативная ликвидация неполадок, возникновение которых невозможно предвидеть. Для пояснения этих требований следует подчеркнуть, что мощность, расходуемая крупными потребителями (например электродвигателями для привода крупных насосов или грузовых лебедок), может быть равна единичной мощности генератора. Автоматизация должна обеспечить высокую надежность непрерывного энергоснабжения судна. Это возможно при максимально быстром устранении неполадок в приемниках электроэнергии. Существенное значение имеют профилактические меры, заключающиеся в том, что автоматика позволяет обнаружить и оценить неполадки на самой ранней стадии и тем самым своевременно оказать воздействие на процесс до возникновения более серьезных неисправностей, вплоть до полной аварии сети. При этом, учитывая безвахтенное обслуживание машинного отделения, следует по возможности принимать во внимание все неблагоприятные условия и помехи эксплуатации в той мере, в какой это экономически оправдывается. Генераторные агрегаты должны быть оборудованы действенной автоматической защитой, которая при возникновении опасных для эксплуатации неполадок немедленно или с определенной выдержкой времени осуществляет их остановку.

Надежность системы в целом достигается также и постоянным самоконтролем функциональной способности автоматики судовой сети.

От автоматизации системы требуют, чтобы все изменения состояний, вызываемые переменами нагрузок или неполадками, протекали автоматически в соответствии с требованиями, предъявляемыми к системам энергоснабжения: к процессу управления дизелем при пуске, разгоне и остановке, к синхронизации и подключению генератора к сети.

Автоматизация должна также повысить экономичность генерирования электрической энергии, способствовать снижению расхода топлива, обеспечению максимально благоприятного использования агрегатов (низкий износ).

Кроме автоматического режима эксплуатации требуется также предусмотреть возможность ручного управления как отдельными частными процессами, так и всем процессом в целом, причем переход с автоматического на ручное управление должен быть возможен в любое время без ухудшения протекания процесса.

Задачи автоматизации заключаются также в сборе и регистрации важных эксплуатационных характеристик, акустической и оптической сигнализации неисправностей, автоматической печати данных по неполадкам.

Для решения указанных задач на автоматику должны быть возложены следующие функции:
— изменение величины электрической энергии, генерируемой находящимися в работе агрегатами в пределах диапазона их управления;
— ввод в эксплуатацию дополнительных агрегатов при повышенной потребности в электроэнергии или при замене остановленных неисправных генераторов, включая повторный запуск после провала напряжения;
— вывод из эксплуатации ненагруженных агрегатов при снижении расхода электроэнергии;
— отключение потребителей при перегрузке;
— защита электрической сети от коротких замыканий.

Автоматическое подключение и отключение генераторов обуславливает необходимость целого ряда дополнительных мероприятий, которые будут обсуждены при рассмотрении отдельных функциональных комплексов.


Читать далее:

Категория Автоматизация судов