Зачистка грузовых емкостей, осушение грузовых трюмов, балластировка газовозов


Категория Системы судов-газовозов

Для зачистки грузовых ёмкостей, удаления небольших остатков СГ из цистерн и танков суда-газовозы оборудуются зачистными системами. Эти системы включаются в состав грузового комплекса, несмотря на то, что на большинстве газовозов небольшое количество СГ оставляется на период балластного перехода для распыления его с целью поддержания пониженной температуры в грузовых емкостях. Зачистные системы укомплектовываются, как правило, насосами с малой подачей. Например, на газовозах-метановозах японской постройки «Polar Eagle» и «Artie Sun» в каждой грузовой емкости установлено по одному зачистному насосу подачей 20 мэ/ч. Полная загчистка грузовых емкостей от СГ предусматривается, например, при смене сортов перевозимого груза, в случаях, когда поддержание пониженной температуры в грузовых емкостях во время балластного перехода осуществляется системами повторного сжижения газа, и перед выводом газовозов из эксплуатации для проведения ремонта.

Наряду с обычными общесудовыми осушительными системами суда-газовозы оборудуют специальными системами осушения помещений грузовых трюмов для удаления протечек жидкого груза и эксплуатационной воды. Газовозы с грузовыми емкостями без вторичного барьера должны иметь специальные автономные осушительные устройства для удаления протечек. Аналогичные автономные осушительные устройства предусматриваются в насосных и компрессорных помещениях газовозов всех типов.

На газовозах с грузовыми емкостями, имеющими вторичный барьер, межбарьерное пространство оборудуется осушительной системой для откачки СГ в случае протечек или повреждения грузовой емкости вновь в грузовую емкость. Трюмные помещения и изолированные пространства таких газовозов дополнительно обеспечиваются осушительными системами для удаления любых протечек через смежные конструкции. На газовозах типа «Моссовет» для этих целей установлены эжекторы фирмы Талиени Вигано» подачей по 30 м3/ч при давлении 0,3 МПа, приспособленные для откачки из трюмов как утечек груза, так и забортной вода. Осушительные системы не должны соединяться с машинными помещениями.

Во всех случаях трюмные помещения снабжаются стационарными средствами обнаружения протечек жидкого груза при нарушении непроницаемости первичного барьера или контакте жидкого груза со вторичным барьером. В качестве таких средств могут быть использованы газоанализаторы. При этом не требуется, чтобы средства обнаружения указывали районы протечек груза через первичный барьер или места его контакта со вторичным барьером.

На газовозах типа «Моссовет» для обнаружения протечек жидкого груза или забортной воды в межбарьерных пространствах на кормовой переборке каждого трюма установлен датчик, передающий импульс на панель световой и звуковой сигнализации в ПУГО и рулевой рубке, Кроме того, каждый трюм оборудован приборами контроля давления, температуры, сигнализации высокого и низкого давления, устройствами передачи перечисленных параметров в ПУГО и рулевую рубку.

Специальные осушительные системы и средства обнаружения протечек мсгут не предусматриваться на судах-газовозах, оборудованных грузовыми емкостями с внутренней изоляцией, если свободные пространства (межбарьерное, пространство между вторичным барьером и внутренним корпусом или конструкцией вкладной грузовой емкости) полностью заполнены изоляционным материалом.

Большие проблемы при проектировании и эксплуатации газовозов возникают при обеспечении их остойчивости. Относительно малая плотность перевозимых СГ (0,42 – 0,68 т/м3) приводит к тому, что удельная грузовместимость газовозов в зависимости от способа перевозки СГ и АКТ судов составляет 2,5 – 4,0 м3/т. Для увеличения грузовместимости газовозов, особенно метановозов, идут на увеличение высоты надводного борта, а для компенсации потери начальной остойчивости проектируют эти суда более широкими, что приводит к росту отношения ширины В метановоза к осадке Т в пределах В/Т = 3-4.

Значительное возвышение цемгра тяжести газовоза над центром величины может привести к потере остойчивости. Кроме того, различные варианты загрузки газовоза приводят к резкому изменению остойчивости. Например,, стремление увеличить грузовместимость напорного газовоза «Ultragas» (ФРГ) привело в свое время к проектированию и постройке судна с одной горизонтальной цилиндрической цистерной, наполовину выступающей над верхней палубой. В результате ордината центра тяжести газовоза оказалась почти равной высоте борта, что привело (даже при отношении 8/Т, превышающем 3,1) к недопустимо малому значению метацентрической высоты судна в грузу без балласта (h – 0,14 м).

Поэтому, согласно требованиям Российского морского Регистра, остойчивость судов-газовозов должна проверяться при следующих основных вариантах нагрузки судна:
— при осадке по летнюю грузовую марку с полным грузом и полными запасами;
— с полным грузом и с 10% запасов;
— без груза и с полными запасами;
— без груза и с 10% запасов.

В процессе ведения грузовых операций исправленная метацент-рическая высота должна быть всегда положительной. Для этого в проектной документации, находящейся на борту газовоза, необходимо иметь расчеты, подтверждающие выполнение этого требования, сведения об изменении остойчивости судна в процессе ведения грузобалластных операций и указания о последовательности погрузки и выгрузки из грузовых емкостей. При расчете остойчивости учет влияния свободных поверхностей в грузовых емкостях должен вестись по их фактическому заполнению в зависимости от возможного изменения заполнения во время рейса.

Для повышения остойчивости на некоторых газовозах устанавливается твердый балласт, чаще в двойном дне. Например, на японском газовозз «Petrobras Oeste» дедвейтом 2760 т было уложено 160 т твердого балласта. Однако опыт эксплуатации газовозов показал неэкономичность применения твердого балласта. Как правило, размещение твердого балласта на газовозах в районе грузовых емкостей не допускается. В особых случаях, когда прием твердого балласта в районе грузовых емкостей неизбежен, расположение его должно быть таким, чтобы возможные ударные нагрузки при повреждении днища не передавались непосредственно на грузовые емкости.

Балластные системы, применяемые для балластировки газовозов, мало чем отличаются от устанавливаемых на обычных судах. Особенностью их являются большие объемы балластных цистерн, разнообразие конструкций, размещение б междудонном пространстве, в двойных бортах, под палубой и т.п. Грузовые емкости использовать для приема жидкого балласта воспрещается. Конструкция и размещение балластных цистерн в основном зависят от вида перевозимого груза, конструкции грузовых емкостей и АКТ газовоза в целом. Некоторые схемы размещения балластных цистерн приведены на рис. 1.

Рис. 1. Схемы размещения балластных цистерн на газовозах

Вместимость балластных цистерн на газовозах зависит от вида перевозимого фуза и грузовместимости. Емкость балластных цистерн колеблется от 0,15 до 0,50 вместимости фузовых емкостей, составляя в среднем 0,30 – 0,40. С учетом того, что водоизмещение судна в балластном переходе должно составлять не менее 0,7 от водоизмещения в полном фузу, обычно вместимость балластных цистерн принимается такой, чтобы обеспечивать прием жидкого балласта, близкого по массе к перевозимому грузу.

Вместимость балластных цистерн на газовозах типа «Моссовет» составляет более 28 тыс.м3, а 19 бал лестных цистерн метвновозов типа «Aquarius» омещают свыше 53 тыс.м3, что позволяет принимать балластную воду массой, приблизительно равной полной массе перевозимых ими СГ. Это дает возможность эксплуатировать суда с практически постоянными осадкой и дифферентом и обеспечивает хорошие показатели остойчивости при всех возможных состояниях нафузки.

балластная система должна сохранять работоспособность при длительном крене до 25° . Подача балластных насосов определяется заданным временем проведения грузобалластных операций. На газовозах типа «Сигулда» она составляет 230 м“/ч, а на судах типа «Моссовет» -1000 м*/ч. В качестве резервных используются насосы общесудовой осушительной системы с аналогичными параметрами. Управление балластной системой осуществляется из ПУГО, что обеспечивает контроль и регулирование посадки и остойчивости судна на всех этапах его эксплуатации.


Читать далее:

Категория Системы судов-газовозов