За нефтью — под парусом


Категория Парусная система

Будущие плавучие города рыбных флотилий, огромные и необычные, конечно, волнуют воображение, но еще больше удивляет то, что произошло посредине Мексиканского залива 18 марта 1978 г. Буровая самоподъемная платформа «Роуэн Лай-зиена», медленно влекомая двумя мощными буксирами, удалялось от Галвестона. Цель — новая точка в заливе Кампече, у Мексиканского берега.

Боб Палмер, председатель «Роуэн компани» (США), давно поглядывал на небо и изредка на появляющиеся на беспредельной голубой равнине барашки. Он даже притопывал от нетерпения — уж очень хотелось поскорее проверить свою идею. Наконец, не выдержав, он отдал распоряжение, и на гигантской ферменной ноге платформы высотой 125 м от ее внутреннего угла развернулся огромный белый треугольник — парус. Еще несколько дней назад два двухтонных свертка загромождали пространство перед рубкой, а теперь самый большой в мире парус площадью 630 м2 (высота 55 м, основание 23 м), как белое крыло, взметнулся среди фантастических конструкцийплат-формы.„Корреспонденты трех» журналов и телевидения старательно фиксировали новый шаг в истории паруса. Б. Палмер, старый яхтсмен, считает, что те ЗООтыс. долл., которые компания вложила в вооружение и парус, окупятся. Стоимость буксировки в сутки составляет 30 тыс. долл., при этом платформа передвигается на 150 миль. В среднем 1 миля — 200 долл. Увеличение скорости буксировки всего на полузла обеспечит экономию в 2400 долл. в сутки или свыше 100 тыс. за 6500-мильный рейс.

Рис. 1. База типа «РОБАПТЕЛ» с ветродвигателем.

Но это минимум. Если выбрать маршрут следования в соответствии с ветровыми условиями, прибавка к скорости будет по-. , солиднее. Так, при буксировке из Мексиканского залива в Средиземное море нужно пройти4 Флоридский пролив, севернее Бермудских, Багамских и Азорских островов и выйти к Гибралтару. Обратный путь можно проделать в пассатах. Подобные маршруты существуют и разработаны для Тихого океана. На них скорость ветра почти постоянна и часто превышает 14—15 м/с. При таком ветре парус развивает тягу, равную тяге буксира мощностью 735 кВт.

В период проектирования платформы были поставлены две задачи: безопасность команды и сохранность вооружения. Одним из недостатков прежних парусников была интенсификация труда, но здесь проблема решена кардинально — два человека полностью справляются с парусом.

Остойчивость платформы такова, что даже при ветре 21 м/с можно спокойно идти под парусом, но все же лучше не рисковать и убрать его. Это — не проблема: даже при более сильном ветре парус всего за 70 g накручивается на штаг (200-мм алюминиевую трубу). Труба, выдерживающая нагрузку в 735 тыс. Н, закреплена в двух вертлюгах и приводится в движение пневмоприводом. Бегучий такелаж проходит внутри нее и крепится на штаге над вращающимся столом.

Парус имеет четыре своеобразных гитова, расположенных примерно на равных расстояниях вдоль передней шкаторины, параллельно нижней. Во время подъема собранный в складки парус можно легко вправить с ползунами в направляющие и, наоборот, при сильном ветре спустить без риска порвать его.

Рис. 2. «Роуэн Лайзиена» под парусом.

Каковы результаты необычного эксперимента? Поднятый при трехбалльном ветре, парус, придерживаемый двухдюймовым шкотом, надувшись, превратился в такое крыло, смотреть на которое — всегда удовольствие и для яхтсмена, и для фотографа. Период качки изменился с 7,5 до 7,7 с, и платформа заметно прибавила ход. К сожалению, точно замерить эту величину не удалось. Возмущение воды вокруг было таким большим, что обычные лаги оказались практически бесполезными. Но Б. Палмер намерен преодолеть в очередных рейсах и это препятствие, хотя бы рядом замеров. На следующий день скорость ветра увеличилась до 14,5 м/с. Решено было испытать, как платформа идет в бейдевинд. Оказалось, что парус эффективно работает вплоть до 52° к вымпельному ветру. Одновременно проводились тренировки в постановке и уборке парусов (рекорд постановки 52 с).

Один из ветеранов бурильного промысла Д. Мак Глоски считает, что парус способен реально увеличить скорость буксировки. По его мнению, скорость платформы «Роуэн Лайзиена» увеличилась при ветре «из кормовой четверти» от 2 до 6 уз в основном за счет паруса.

Возможность морских буксировок сложных объектов с помощью паруса наталкивает на мысль о применении стандартного парусного вооружения для буксируемых судов, понтонов и т. п. Это еще один путь экономии топлива.

На фоне буровых платформ, одетых парусами, не кажется слишком фантастическим и проект «Аврора» Муссон-Франкхау-зера, рассмотренный ниже.


Читать далее:

Категория Парусная система