Z-образная передача или обычная реверсивная передача?


Категория Спортивные катера

В обычной катерной реверсивной передаче на переднем ходу механизм не совершает никакой работы, т. е. не изнашивается. Лишь при включении заднего хода подвергаются нагрузке шестерни и их опоры, а также происходит некоторый износ рабочих поверхностей сцепления.

Рис. 1. Два вида углового редуктора для стационарного двигателя:
а — с коротким промежуточным карданным валом; б — закрепленный на двигателе.

Часто за реверсивной передачей находится редуктор, шестерни которого постоянно вращаются под нагрузкой. Можно было бы ожидать их быстрого износа, но благодаря высокому качеству материала и безупречной смазке срок службы передачи продолжительный. Нередко при капитальном ремонте двигателей убеждались, что редуктор почти не нуждается в ремонте или замене изношенных деталей.

На срок службы двигателя с Z-образной передачей оказывают неблагоприятное влияние три независящих друг от друга фактора:
— коррозия картера, который для уменьшения веса изготовляют из легких сплавов;
— передача мощности через верхнюю и нижнюю пару конических шестерен, т. е. через двойную передачу между пересекающимися осями;
— нижняя пара конических шестерен, расположенная в набегающем потоке, выполнена с минимально допустимыми размерами. Для получения заднего хода нижняя пара конических шестерен (или расположенная выше пара) дополняется третьей конической шестерней, благодаря чему она превращается в небольшую реверсивную передачу.

Рис. 2. Четырехцилиндровый двигатель «Меркрузер» мощностью 80 л. с. при частоте вращения 4800 об/мин с Z-образной передачей (передаточное число 2 : 1). Реверсивная муфта находится перед гребным винтом.

При Z-образной передаче упор гребного винта передается катеру через картер (корпус) передачи. Для более хорошей передачи всех сил и моментов крутящие моменты понижены высокой частотой вращения небольшого гребного винта, который достаточен для легкого быстроходного катера, но не для тяжелых тихоходных судов. Поэтому Z-образная передача пригодна в первую очередь для катеров средних размеров, когда возможно применение и подвесных моторов, и стационарных двигателей.

Срок службы Z-образной передачи ограничивается из-за коррозии и считается равным примерно половине срока службы двигателя. Однако Z-образную передачу можно заменить новой, не меняя имеющегося двигателя.

Рис. 3. Подводная часть подвесного мотора «Меркюри». Благодаря выпуску отработавших газов через ступицу гребного винта в воду достигается эффективное глушение шума.
1 — антикавитационная пластина; 2 — выпуск; 3 — реверсивно-редукторная передача.


Читать далее:

Категория Спортивные катера