Якорное устройство


Категория Катера и лодки

Масса якоря и диаметр якорного каната на катере согласно действующим нормам определяются по табл. 20. Таблица составлена применительно к выпускаемым промышленностью якорям адмиралтейского типа и Холла. При использовании якорей повышенной держащей силы, например типа Матросова, Данфорта и т. п., их масса может быть уменьшена до 75% указанной в табл. 20 при сохранении сечения якорного каната.

Следует заметить, что размеры элементов якорного устройства зависят не только от водоизмещения катера, но и от объема его надводной части и парусности надстроек. Так для открытых катеров и мотолодок длиной от 5 до 7 м рекомендуется якорь массой от 12 до 14 кг с капроновым тросом диаметром от 8 до 10 мм. Для катеров длиной 6—8 м с развитой надстройкой масса якоря должна составлять 14— 18 кг; капроновый якорный канат должен иметь длину’30—50 м при диаметре от 10 до 12 мм.

Длина якорного каната определяется соответственно глубине акватории, на которой преимущественно эксплуатируется судно, но она не может быть менее 15 м для судов первого класса, 25 м — для второго и 50 м — для третьего.

Разрывная нагрузка якорного каната должна быть в 40—50 раз больше массы якоря, что следует учитывать в случае применения си-зальского или другого троса. Например, диаметр сизальского якорного троса должен быть в два раза больше диаметра капронового конца, указанного в таблице.

Обычно на катерах длиной от 5 до 10 м применяется цепь калибром 6—8 мм.

Цепь более надежна, чем канат. Благодаря большой массе она прижимает веретено якоря к грунту а при стоянке на волнении служит хорошим амортизатором, поглощающим рывки судна. Цепь долговечнее каната, не нуждается в тщательном уходе, занимает меньше места на судне.

На легких лодках, где экономится каждый килограмм массы, предпочтительнее канаты из растительного троса (стальные тросы неудобны в обращении, тяжелы и недолговечны).

Массу 100 м якорной цепи можно определить по формуле Р = = 2,15d? кг, если цепь с распорками, и Р = 2,25d2 кг, если цепь без распорок; d — калибр цепи, мм.

Для повышения держащей силы легких якорей при использовании троса рекомендуется включать в него участок цепи длиной несколько метров, к концу которой крепить якорную скобу.

На крупном катере считается необходимым иметь на борту второй становой якорь (он может быть на 20—30% легче основного) и небольшой (5 кг) шлюпочный якорь или кошку.

Желательно, чтобы каждый якорь был снабжен своим канатом.

Существует несколько типов якорей, получивших распространение на малых судах. Какому из них отдать предпочтение? Однозначно на этот вопрос не ответить.

Адмиралтейский по держащей силе раза в 3—4 уступает якорям, цепляющимся за дно не одной, а одновременно двумя лапами (например, якорю Холла), зато надежность стоянки меньше зависит от характера грунта. Якорь Холла при натяжении каната нередко выворачивается из-за неоднородности грунта под обеими лапами, поэтому рискованно принимать его легче адмиралтейского.

Приобретая адмиралтейский якорь, надо убедиться, что он пра-вильнр изготовлен: веретено и шток должны быть, по крайней мере, в 2,5 раза длиннее каждого рога. Как правило, якоря этого типа с болев длинным веретеном обладают и лучшей держащей силой.

Рис. 1. Основные типы якорей для адашх судов
а — адмиралтейский; б — Матросова; в — якорь-лемех; г — Холла.

Обычная четырехлапая кошка с успехом используется на речных лодках и катерах; для повышения ее надежности рекомендуется закрепить дополнительный груз на веретене. Хороши кошки складной конструкции, три типа которых приведены на рис. 308. Складную кошку удобнее хранить на лодке — она занимает места не более, чем обычный якорь.

У самой простой кошки нижняя часть веретена имеет не круглое, а квадратное сечение. Соответствующей формы отверстие сделано во втулке верхней — подвижной пары лап. Чтобы все лапы оказались в одной плоскости, нужно поднять подвижную пару лап до круглого сечения веретена, затем, развернув их на 90°, снова опустить на место.

В другой конструкции подвижные лапы фиксируются в рабочем положении благодаря вырезу во втулке. На штоке приварена шайба, в которую упирается пружина, удерживающая лапы в рабочем или сложенном положении.

Рис. 2. Три конструкции складного якоря-кошки.
а — с веретеном квадратного сечения; б — с фигурной втулкой и пружиной; в — с шарнирными лапами.

Четырехлапый якорь-кошка, представленный на рис. 308, в, поставляется в торговую сеть по цене 6 руб. В этой конструкции лапы шарнирно закреплены к веретену и удерживаются в рабочем положении с помощью шарнирных тяг. Верхние концы тяг закреплены к втулке

6, скользящей по веретену и фиксируемой в двух крайних положениях, соответствующих рабочему и походному состоянию якоря.

Габаритные размеры якоря—длина 440 мм, ширина 112 мм, масса — 2,55 кг.

К числу лодочных якорей с повышенной держащей силой относятся, например, якоря типа «трайдент» и сварной якорь Курбатова. «Трайдент» имеет широкую лапу в форме трезубца, поэтому он хорошо дер/кнт на мягком и рыхлом грунте (песок, ил^ галька). На глинистом и каменистом грунте надо добавлять балласт. По всей ширине лапы сделан гребень, который поворачивает ее, когда якорь ползет по дну; благодаря повороту лапа и «вгрызается» в грунт. Одновременно гребень, упираясь в нижнюю полосу якорной обоймы, ограничивает поворот лапы до определенного угла (около 40°). В торговую сеть поставляется якорь этого типа массой 3 кг, имеющий габаритную длину 315 и ширину 195 мм; розничная цена — 4 руб.

Рис. 3. Якорь типа «Трайдент».

Рис. 4. Сварной якорь Курбатова.

Сварной якорь Курбатова можно изготовить из проволоки диаметром 8 мм и листовой стали толщиной 3 мм. Он напоминает известные якоря Данфорта и Матросова, но отличается от них тем, что имеет только одну лапу и раздвоенное веретено. Якорь указанных на чертеже размеров весит около 2,5 кг. Он может быть использован на малых гребных и моторных лодках длиной до 5 м. Такой якорь хорошо держит на большинстве грунтов. Чтобы повысить его надежность на каменистых грунтах, где важна масса якоря, хорошо иметь в запасе болванку массой 3—4 кг, которая может быть надета на якорный конец и опущена вместе с якорем.

Веретено 1 изгибают из проволоки; в верхней-его части вваривают планку. К штоку (не требует никакой механической обработки) должны быть приварены фиксирующие шайбы 5 и планки 8, которые при падении якоря на дно поворачивают лапу 2 и заставляют ее вонзиться в грунт. Шток для устойчивости якоря на грунте должен иметь длину не менее указанной на чертеже.

Концы веретена у штока соединяются полосой 4, которая одновременно ограничивает угол поворота лапы: планка 8 упирается в неё и удерживает лапу в рабочем положении. К лапе приваривается ребро 7.

Для крупных катеров и яхт рекомендуется якорь Матросова. Это якорь с повышенной держащей силой. Якоря Матросова выпускаются литыми и сварными начиная с 5 кг, что делает их пригодными практически для всех судов внутреннего плавания.

Рио. 5. Якорь Матросова

Хранение якоря по-походному. Если адмиралтейский якорь хранится на палубе катера, для его укладки и крепления необходимо изготовить несколько простых деталей. Под носки лап к палубе крепятся подушки, вырезанные из дубовой доски толщиной 30—35 мм с гнездами по размеру лапы. Такая же подушка устанавливается и под шаровой наконечник на штоке. Благодаря углублениям в подушках и большой массе якорь удерживается на месте при крене, а чтобы он не вылетел из гнезд при качке, нужно закрепить его наметкой с винтовым зажимом или же поставить в этом месте палубный обушок с коротким штертом для прихватывания штока вместе с веретеном к палубе.

Шайба вместо чеки. На стандартном адмиралтейском якоре шток фиксируется в рабочем состоянии разводной чекой. Это неудобно и» кроме того, при многократном использовании чека может сломаться.

Вместо чеки можно применить стопорную шайбу с пазом. На шток наваривается небольшой шип, который проходит через паз шайбы 2. Достаточно повернуть шайбу, надев ее вплотную к веретену, — и шток зафиксирован. А чтобы шток не проворачивался в отверстии веретена, на нем делается второй шип, входящий в паз отверстия.

Чтобы не потерять якорь. При плавании по внутренним водохранилищам, засоренным корягами и затопленными деревьями, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйреп с буйком (он называется томбуй), не следует. Лучше всего иметь буек с буйрепом длиной 10—15 м постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.

Рис. 6. Крепление якоря адмиралтейского типа по-походному.

Рис. 6. Стопорная шайба вместо чеки.

Если якорь застрял и вытянуть его за яйорный канат невозможно без риска обрыва каната, то достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.

Хорошо иметь на тренде постоянную скобу или отверстие для буйрепа.

Томбуй пригодится для подъема якоря и при обрыве якорной цепи.

Путем несложного изменения крепления цепи или каната к якорю можно обойтись и без томбуя. Нужно сделать так, чтобы при застревании якоря в грунте цепь могла бы опуститься по веретену к тренду. Тогда достаточно дать судну небольшой ход вперед — и лапы якоря освободятся.

Несколько типов таких «нетеряющихся» якорей показаны на рис. 8. У якоря Данфорта кольцо, за которое крепится цепь, скользит по щели в плоском веретене; у оригинального якоря Бензона это кольцо может соскользнуть по одной из двух ветвей веретена, выгнутого из круглого прутка. Подобный же принцип применил и ленинградец Б. Синильщиков, изготовив якорь со скобой, на втулке, скользящей по веретену.

Рис. 7. Буйреп с томбуем.

Рис. 8. Приспособления для освобождения якоря в случае его заклинивания.

Несложно переделать и обычный якорь Холла, который продается в магазинах: на веретено надо надеть кольцо (такелажную скобу может заклинить).

Когда якорь ползет. Случается (и нередко если масса якоря или длина каната меньше, чем нужно), что якорь не держит, судно начинает сносить течением и ветром. Если не помогли такие обычные меры, как отдача второго якоря или вытравливание цепи, опустите дополнительный балласт на канат (цепь) станового якоря.

Балласт подвязывают к большой скобе, предварительно надев ее на якорную цепь, и опускают на тонком лине примерно на половину длины цепи. После этого линь необходимо закрепить. Под балласт можно использовать любые тяжелые предметы. Груз придаст нижнему участку цепи более пологое направление, веретено якоря прижмется к грунту, и якорь станет держать надежнее. Якорный трос приобретет и необходимые амортизационные свойства, смягчающие рывки при качке судна. Можно «помочь» якорю, подрабатывая двигателем на переднем ходу.

Рис. 9. Использование груза для повышения держащей силы якоря.

Как сделать плавучий якорь? В тех случаях, когда судно, застигнутое штормом, не имеет возможности укрыться в гавани, а стать на якорь не представляется возможным из-за больших глубин, приходится прибегать к помощи плавучего якоря. Такой якорь может быть изготовлен заранее и находиться на борту в составе снабжения либо сделан в случае необходимости из подручных материалов. Кстати, любое судно третьего класса обязано иметь плавучий якорь.

Яхты обычно снабжаются пирамидальными или конусными плавучими якорями. Якоря шьются из плотной и прочной парусины. В основание якоря конусного типа пришнуровывается деревянный обруч, склеенный из реек или согнутый из алюминиевой трубы, к которому крепится шпрюйт, как у обыкновенного воздушного змея.

Иногда делают полотнище якоря в виде паруса, раскрепляемого крестовиной из реек. К противоположному концу плавучего якоря независимо от его конструкции необходимо закрепить оттяжку, которая помогает убрать якорь. При выбирании оттяжки якорь складывается (или ложится плашмя на .воду) и легко подтягивается к судну. Полезно закрепить к обручу или крестовине короткий линь с поплавком, чтобы всегда контролировать положение якоря.

Для изготовления аварийного плавучего якоря на борту судна можно использовать два весла (или весло и отпорный крюк), части настила и т. п., связав их вместе накрест. К концам крестовины привязывают для крепления якорного конца, на кресте растягивается парусиновый чехол, березент или парус. К нижнему углу парусины надо привязать якорь, а к верхнему оттяжку. Такой якорь в воде встает на ребро и удерживает судно носом или кормой против ветра.

Чем больше волна и чем сильнее ветер, тем большую часть якорного троса надо вытравить за борт, который также известным образом удерживает судно на курсе. На яхте при этом полезно поставить зарифленный грот или трисель, а при попутном ветре — маленький стаксель.

Рис. 10. Плавучий якорь конусного (вверху) и пирамидального типов.

Размеры плавучего якоря зависят от размерений судна, высоты надводного борта, парусности и других факторов. Для практических целей на яхтах длиной до 12 м достаточно иметь плавучий якорь с диаметром обруча 600 мм или размером 500×500 мм.


Читать далее:

Категория Катера и лодки