При ремонте якорного устройства устраняют дефекты якорных цепей, клюзов и якорей.
В процессе эксплуатации звенья якорных цепей изнашиваются, из них выпадают распорки, появляются наклеп, усталостные трещины. Якорные цепи, имеющие износ звеньев, превышающий 10% первоначального диаметра звена, заменяют. Звенья с трещинами также заменяют. Новые звенья изготавливают литьем или с помощью сварки.
Наклеп устраняют термической обработкой (нормализацией) цепей, которая заключается в медленном нагреве каждой смычки до температуры 900—950 °С, выдержке ее при этой температуре из расчета 2,5—3 мин на каждый миллиметр диаметра звена с последующим охлаждением на воздухе до окружающей температуры.
Изношенные и поврежденные соединительные детали якорных цепей (жвака-галс, вертлюги, скобы) либо восстанавливают сваркой с заменой элементов, либо заменяют.
Отремонтированные якорные цепи по смычкам подвергают испытаниям на цепопробном стане на растяжение. Каждую смычку испытывают на растяжение пробной нагрузкой, определяемой Правилами Регистра в зависимости от категории и калибра цепи, при правильном положении всех деталей и узлов.
Все детали, узлы и смычки якорных цепей, выдержавшие испытания, осматривают, проверяют их размеры и взаимоиодвижность. Забракованные детали и узлы заменяют другими, заранее испытанными.
Смычки, выдержавшие испытания, клеймят на обоих концах и окрашивают кузбасслаком. Для очистки от ржавчины н окалины цепи перед окраской загружают в галтовочные барабаны. Для окраски цепи протаскивают через металлическую ванну, наполненную подогретым до 60—70 °С кузбасслаком.
Характерный дефект якорных клюзов — изнашивание от трения якорных цепей. Изношенные клюзы восстанавливают наплавкой. У чугунных клюзов в районе наплавки предварительно устанавливают в шахматном порядке на резьбе стальные шпильки.
При ремонте якорей заменяют штыри с расточкой и разверткой отверстий в лапах и веретене, заваривают трещины и окрашивают якоря кузбасслаком. При поломке лап и других серьезных повреждениях, а также при большом коррозионном изнашивании (20% и более) якоря подлежат замене.
Отремонтированные якоря испытывают бросанием с высоты, например, при массе якоря 750—1500 кг— 4 м.
Кроме испытаний на бросание, отремонтированный якорь испытывают на растяжение пробной нагрузкой на цепнопробном стане или подвешиванием груза к лапам.
Характерными видами изнашивания и повреждений деталей и узлов швартовного устройства являются истирания кнехтов, киповых планок и клюзов о швартовы, а также трещины и поломки., Стальные кнехты, киповые планки и клюзы ремонтируют сваркой и наплавкой, чугунные заменяют.
Характерными дефектами шлюпочного устройства являются повреждения шлюпбалок, стандерсов и шлюпок, изнашивание втулок и чечевиц стан-дерсов, потеря водонепроницаемости шлюпками и герметичности воздушными ящиками шлюпок. Повреждения возникают чаще всего при аварии судна (столкновениях, ударах и т. д.). Деформирование шлюпбалки правят по технологии, подобной правке грузовых стрел. Трещины на шлюпбалках и стальных стандерсах устраняют с помощью сварки; чугунные стандерсы заменяют. Поврежденную часть шлюпок заменяют. При замене металлической обшивки применяют газо- или электросварку. Изношенные бронзовые втулки и чечевицы стандерсов заменяют.
Водонепроницаемость деревянных шлюпок восстанавливают конопаткой, шпаклевкой и окраской; металлических — газо- и электросваркой.
Герметичность воздушных ящиков восстанавливают пайкой.
После ремонта шлюпочное устройство испытывают в действии и пробной нагрузкой. В первом случае спускают на воду шлюпки с полным снабжением и спусковой командой, во втором — спускают пробный груз, превышающий рабочую нагрузку на 25%. При спуске резко тормозят. Пробная нагрузка должна быть выдержана без остаточных деформаций. На водонепроницаемость шлюпки проверяют на плаву с рабочей нагрузкой в течение не менее 2 ч.