Важными элементами якорного устройства являются якорные механизмы, предназначенные для подъема и отдачи становых якорей и удержания якорной цепи при стоянке судна на якоре.
Поскольку эти механизмы используются также для выбирания швартовных тросов, их часто называют якорно-швартовными.
К ним относятся машины с горизонтальным цепным барабаном — брашпили и якорно-швартовные лебедки и с вертикальным — шпили. Они приводятся в действие с помощью парового, электрического или электрогидравлического приводов.
На судах транспортного флота наиболее широкое распространение получили якорные механизмы с электрическими приводами.
Брашпиль с электрическим приводом показан на рис. 1. Вращение электродвигателя через редуктор и систему зубчатых колес передается главному валу, уложенному в подшипниках на станине. На главном валу свободно насажены два цепных барабана — звездочки, имеющие углубления для захвата якорной цепи. Звездочки соединяются с валом при помощи кулачковых или фрикционных муфт. Каждая звездочка имеет ленточный стопор. Его стальная лента охватывает почти всю окружность тормозного диска, жестко соединенного со звездочкой. Вращением рукоятки винтового привода по часовой стрелке стягиваются концы стальной ленты, и она надежно зажимает диск звездочки, исключая ее вращение на валу при разобщенных муфтах. Для выбирания швартовных тросов на концах главного или вспомогательного вала имеются вспомогательные швартовные барабаны—турачки.
На судах с бульбообразной формой носовой оконечности часто вместо обычного брашпиля устанавливают в районе якорных клюзов раздельные якорно-швартовные лебедки. Эти лебедки, как и брашпили на современных судах, имеют дистанционное управление из рулевой рубки.
Якорно-швартовный шпиль с электрическим приводом принципиально отличается от брашпиля лишь тем, что имеет вертикально расположенный главный вал и один цепной барабан (звездочку), т. е. он предназначен для отдачи и подъема одного якоря. На главном валу выше звездочки имеется швартовный барабан. Звездочка соединяется с валом при помощи муфты и имеет ленточный стопор.
Шпиль устанавливается обычно на кормовой палубе вблизи кормового якорного клюза, а электрический привод — под палубой, что повышает надежность работы электродвигателя, особенно при низких температурах воздуха, и создает лучшие условия для производства швартовных операций.

Рис. 1. Электрический брашпиль

Рис. 2. Ленточный стопор брашпиля

Рис. 3. Якорно-швартовный шпиль:
1 — электродвигатель; 2 — швартовный барабан; 3 — цепной барабан (звездочка); 4 — колодочный тормоз; 5 — главный вал; 6 — редуктор
При отсутствии на судне кормового якорного устройства вместо якорно-швартовного часто устанавливают швартовный шпиль (без цепного барабана).