Яхта однотонного класса


Категория Катера и лодки

Небольшая серия этих яхт была построена на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения в период с 1968 по 1974 г. Однотонник — это крейсерско-гоночная яхта с гоночным баллом IOR 8,38 м, предназначенная для участия в гонках на Однотонный кубок. Напомним, что с водоизмещением яхты это название не связано, а знаменитый кубок назван так по классу яхт, на которых в 1898 г. впервые он разыгрывался. Яхты строились с учетом международных правил обмера RORC до введения правил IOR, поэтому в настоящее время таллинские однотонники не соответствуют действующим в мире правилам класса и не могут быть конкурентами в классных гонках. Прочный корпус имеет сосновую обшивку толщиной 25 мм ид поперечном наборе. Дубовая закладка клееная, собранная на болтах из нержавеющей стали. Шпангоуты дубовые, гнутые; палуба из водостойкой фанеры с наклеенными поверх нее сосновыми рейками. Свинцовый фальшкиль крепится к килевой балке на болтах из нержавеющей стали.

Обводы корпуса характерны для крейсерско-гоночных яхт начала 70-х годов с плавниковом килем и отдельно расположенным балансир-нум рулем. Кормовая кромка киля имеет элерон (триммер), что позволяет придавать килю при лавировке несимметричный профиль, и, следовательно, увеличить силу сопротивления дрейфу, улучшить лавировочные качества судна.

Рис. 1. Общее расположение «однотонника» постройки Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения.

Рангоут выполнен из ели или сосны. Мачта клееная, пустотелая, овального сечения с размерами 200Х160 мм. Гик также клееный, пустотелый диаметром 140 мм. Мачта, проходящая через крышу рубки, раскреплена тремя парами вант и штагами.

Рубка яхты — удлиненная. Внутреннее расположение разработано исходя из условий размещения и длительного пребывания экипажа из 6 человек. По длине яхта делится пятью переборками на отсеки. Форпик, попасть в который можно из каюты и через люк на крыше „рубки, служит для размещения запасных парусов, тросов и двух спальных мест. В подмачтовом отсеке выгорожен платяной шкаф, а по правому борту гальюн.

Кают-компания оборудована диваном и подвесной койкой по правому борту. Вдоль левого борта устроены шкафчики, бар, буфет, нижняя выступающая часть которого образует одновременно и буфетный стол. Под пайолами каюты располагаются две цистерны питьевой воды емкостью до 300 л с подачей воды насосом к камбузу. Камбуз с мойкой расположен по левому борту у входа в каюту. По правому борту располагается штурманский стол, шкафы для карт и литературы, полки под приборы и распределительный щит.

Большой платяной шкаф установлен при входе в каюту. В двух просторных «гробах» располагаются койки. Моторно-аккумуляторный отсек под кокпитом отделен от других помещений плотными переборками. Кроме мотора «СМ-557Л» мощностью 13,5 л. с. в отсеке установлены, две аккумуляторные батареи.

Кокпит — самоотливной, обычной конструкции. Ахтерпик используется как кладовая и снабжен водонепроницаемым люком.

Яхта мореходная и остойчивая. Комплект штормовых парусов и возможность плавать под зарифленным гротом позволяют эксплуатировать судно при ветре до 8 баллов.

«Таурус» является однотонником, спроектированным для участия в классных гонках. Корпус яхты выклеен из пяти слоев шпона красного дерева; общая толщина обшивки составляет 21 мм. Жесткость корпуса обеспечивается поперечными переборками и флорами на днище. Палуба выклеена из фанеры и покрыта сверху рейками из пероба — разновидности тика. Толщина палубного настила — 20 мм. Широкое применение клееных конструкций при минимальном количестве набора позволило сделать корпус яхты прочным и легким.

Обводы корпуса характерны малым отношением длины к ширине, широкой кормой и сравнительно плоским днищем. Узкий и глубокий плавник киля снабжен внизу свинцовым бульбом. Больше половины ширины плавника занимает триммер.

Экипаж яхты из семи человек располагается в двух каютах по обе стороны от мачтовой переборки. Яхта снабжена двумя сходными люками из кокпита, благодаря чему кок и штурман могут работать одновременно, не мешая друг другу. Штурман имеет в своем распоряжении удобный стол для карт, полки для лоций и штурманских приборов. Камбуз с обширным разделочным столом, посудомойкой, плитой и шкафчиками для посуды и продуктов расположен на правом борту симметрично штурманскому уголку.

Вспомогательный дизель «Вольво-Пента» мощностью 13 л. с. расположен в носовом отсеке яхты впереди мачты, что способствует улучшению дифферентовки яхты. Кожух двигателя, снабженный акустической изоляцией, является столом в носовой каюте. Управление двигателем выведено в кокпит.

Рис. 2. Общее расположение «Тауруса».

Просторный кокпит «Тау-руса» простирается от переборки каюты до транца, на котором навешен руль. Бимс гика-шкота делит кокпит на две части — для рулевого и экипажа. В комингсах кокпита, на „которых установлены две пары шкотовых лебедок, сделаны ниши для хранения концов и других предметов.

Мачта на яхте установлена ближе к середине корпуса, чем принято обычно. Изготовлена она из стальной трубы диаметром 100 мм и снабжена двумя парами краспиц. Стоячий такелаж с широко разнесёнными двумя парами основных Вант и дополнительным штагом, уравновешенным парой бакштагов с рычажными натяжками, позволяет в широких пределах регулировать изгиб мачты. При помощи винта, установленного в степсе мачты, ее шпор можно передвигать в продольном направлении. Яхта имеет большой передний треугольник, позволяющий нести генуэзский стаксель, площадь которого в полтора раза больше площади грота.

На акваториях Союза «Таурусы» проявили себя достаточно мореходными и комфортабельными судами, хотя по скорости несколько уступают яхтам класса Л6. Один из «Таурусов» был специально оборудован для участия в Трансатлантической гонке яхтсменов-одиночек в 1978 г. и под управлением К. Яворского занял в ней третье место.


Читать далее:

Категория Катера и лодки