Выявление и предотвращение неисправностей


Категория Судовые дизели

В настоящей главе рассматриваются неисправности, являющиеся следствием износа, разрегулирования, загрязнения и других естественных процессов, сопутствующих работе дизеля. Эти неисправности предотвращаются, выявляются и устраняются обслуживающим персоналом по мере их обнаружения или при техническом обслуживании путем восстановления нормальной регулировки или замены изношенных деталей. Методы устранения аварийных повреждений и износов, требующие применения заводского оборудования, приводятся в курсе «Организация и технология судоремонта». Строгое соблюдение правил эксплуатации, установленных сроков и объемов технического обслуживания — основное условие надежной работы дизеля.

Многие неисправности, основные причины и способы устранения которых рассматриваются ниже, являются общими для всех типов дизелей. Однако у каждого дизеля могут быть и свои, только ему свойственные неполадки-в работе, излагаемые в руководстве по эксплуатации.

Основное условие быстрого устранения неисправности в работе дизеля — правильное определение причины, ее вызвавшей. Для этого необходимо хорошо знать конструкцию обслуживаемого дизеля, правильно разбираться во взаимодействии его частей, в протекании процессов в рабочем цилиндре.

Каждая неисправность в работе дизеля должна быть тщательно проанализирована механиком судна, причины ее следует выявить и устранить, принять меры, исключающие возможность возникновения подобной неисправности в дальнейшем. Так, если причиной неисправности было нарушение правил технической эксплуатации или халатность обслуживающего персонала, то принимают меры к повышению трудовой дисциплины и строгому соблюдению установленного порядка несения вахт. Если же неисправность возникла вследствие недостаточной квалификации обслуживающего персонала, то надо повысить качество технической учебы. Иногда причиной неисправности бывает повышенный износ или поломка какой-либо детали. В данном случае нужно пересмотреть график профилактик, установить величины износа других аналогичных деталей и заменить ненадежные. Если выявлена неисправность из-за некачественной сборки деталей, то подвергают ревизии другие узлы, собиравшиеся одновременно. При этом должен быть обеспечен контроль за качеством сборки со стороны наиболее квалифицированных помощников механика.

Систематически повторяющиеся дефекты одних и тех же деталей чаще всего бывают следствием конструктивного несовершенства дизеля или отдельных его узлов, неправильной технологии изготовления.

Для устранения повторяющихся дефектов сведения о них сообщаются групповому механику и через управление пароходства, БУПа передаются заводу-изготовителю, который должен принять меры по повышению качества продукции.

При появлении неисправности в работе дизеля вахтенный штурман-помощник механика обязан лично осмотреть дизель, выявить причину неисправности и в случае необходимости вызвать механика судна или его помощника по электрооборудованию для решения вопроса о способах устранения неисправности.

Любая неисправность в работе дизельной установки должна быть устранена немедленно. Однако если для этого нужно остановить дизель, а обстановка не позволяет, надо принять все меры к тому, чтобы не допустить повреждения его и устранить неисправность при первой возможности .

Прежде чем приступить к устранению неисправности, следует выяснить причины, вызвавшие ее, и наметить мероприятия по ликвидации этих причин. Устранение неисправности без установления ее причины можег привести в дальнейшем к аварии дизельной установки.

При некоторых неисправностях обслуживающий персонал, находящийся в машинном отделении, обязан немедленно снизить частоту вращения дизеля с последующим докладом вахтенному начальнику. Такими неисправностями являются:
— внезапное падение давления масла в циркуляционной системе или чрезмерное повышение его температуры;
— прекращение подачи охлаждающей воды или недопустимое повышение ее температуры;
— чрезмерный нагрев подшипников двигателя и валопровода^ В случае необходимости, получив разрешение вахтенного начальника, дизель следует остановить для устранения неисправности.

Дизель должен быть немедленно остановлен с последующим докладом вахтенному начальнику во всех Случаях, связанных с угрозой человеческой жизни, а также при чрезмерном повышении частоты вращения (разносе).

При плавании в узкостях, швартовке или угрозе столкновения и в других особых случаях допускается работа дизеля, но с пониженной частотой вращения, при:
— поломке одной или нескольких клапанных пружин; наличии трещин в крышке цилиндра, через которые исключается попадание воды в него;
— повышенной температуре отработавших газов одного или нескольких цилиндров вследствие перегрузки или разрегулировки дизеля;
— выходе из строя одного или двух насосов высокого давления, одной или двух форсунок;
— прогнутых гребных винтах и нарушенной центровке валопровода, бе^ появления резких стуков;
— выходе из строя приборов контроля и автоматики; обрыве анкерной связи;
— выходе из строя турбонагнетателя (у четырехтактных дизелей). Во всех этих случаях необходимо быть особенно внимательным и принимать меры для предотвращения аварии дизельной’установки.

Работа на аварийных режимах допустима лишь при наблюдении за дизелем постоянной вахты в машинном отделении.

При неисправности системы смазки и системы охлаждения допускается следовать до места ремонта на резервном охлаждении и смазке.

Наличие СПАСЗО позволяет вахтенному персоналу своевременно обнаруживать неисправности, угрожающие безопасности дизеля, и принимать необходимые меры для их устранения.

При появлении предупредительного сигнала, свидетельствующего о выходе контролируемого параметра за допустимые пределы, вахтенный начальник должен снизить нагрузку дизеля и принять меры к обнаружению и устранению неисправности. Если для этого требуется остановка дизеля, то он может быть остановлен после обеспечения безопасного отстоя судна. Наблюдать за работой дизеля в данном случае должен обслуживающий персонал, находящийся в машинном отделении.

Дизель должен быть немедленно остановлен при появлении аварийного сигнала. Если по условиям плавания немедленная остановка дизеля невозможна, вахтенный начальник имеет право продолжать движение судна при сниженной нагрузке дизеля, зная, что в его распоряжении до аварии дизеля или самопроизвольной остановки последнего имеется очень ограниченное время, а устранение аварии приведет к вынужденному простою судна и материальным затратам. В подобных обстоятельствах вахтенный начальник имеет право отключить защиту.

При срабатывании неотключаемой защиты (например, защиты от разноса), в результате чего дизель самопроизвольно останавливается, вахтенный. начальник должен принять меры к обеспечению безопасного отстоя судна, после чего лично осмотреть дизель и установить его пригодность к эксплуатации. Неотключаемая защита обычно устроена так, что после ее срабатывания дистанционный запуск дизеля без проведения необходимых для настройки защиты работ непосредственно на двигателе невозможен.

Поиск отказавшего узла при устранении причин неисправностей, возникающих во время эксплуатации дизеля, — одна из наиболее сложных работ, выполняемых облуживающим персоналом. Сложность заключается в том, что видимые признаки неисправности в ряде случаев не позволяют однозначно определить ее причину, поскольку неисправности совершенно разных узлов могут или одинаково влиять на нарушение рабочего процесса в цилиндрах или давать сходные признаки. Так, например, причиной повышенной дымности выпускных газов одного из цилиндров может быть его перегрузка, неисправность топливной аппаратуры, неплотность выпускных или впускных клапанов, износ поршневых колец или втулок цилиндров и др. Поэтому при выявлении отказавшего узла необходимо использовать все возможности для тщательного обследования дизеля, чтобы приблизительно определить причину неисправности до его разборки. Если не удается это сделать, то приходится последовательно проверять исправность всех узлов до тех пор, пока отказавший узел не будет обнаружен и заменен.


Читать далее:

Категория Судовые дизели