Выемка и постановка гребных валов


Категория Подводный ремонт судов

Выемка гребныхвалов производится обычно в связи с ремонтом дейдвуда при выработке бакаута, при повреждении облицовки вала ив других аналогичных случаях.

Перед выполнением работ уточняется конструкция и определяется направление выемки вала (наружу или внутрь судна). В зависимости от этого, а также размеров и веса вала разрабатывается технология выемки и подготовляется оснастка (приспособления, тросы, тали и т. д.). Подготавливаются мощные водоотливные средства для откачки фильтрующей воды и на случай аварии. На все время производства работ у водоотливных; средств вводится круглосуточное дежурство.

Особое внимание обращается на правильность ост-ропки и вывески вала во избежание повреждения его облицовки, погиби и потери при выемке и подъеме на поверхность.

Выемка гребных валов обычно производится после съемки винтов и разобщения их с промежуточными валами. На судах малого водоизмещения иногда для ускорения работ гребной вал вынимается вместе с винтом и обтекателем. Винты можно не снимать также при выемке бортовых валов у судов с двух- или трехвальной установкой, если конструкция вала позволяет вынуть его без вы прессовки кронштейновой втулки.

Выемка гребных валов внутрь корпуса судна не отличается отобычных работ по выемке вала в доке, но обеспечивается герметизация мортиры дейдвуда.

Водолаз наблюдает за продвижением вала внутрь корпуса судна и в тот момент, когда хвостовик вала скроется в мортире дейдвуда и углубится на 200— 300 мм, плотно закрывает дейдвуд специально подготовленной деревянной пробкой.

Деревянные пробки легко всплывают и не очень удобны для работы под водой, поэтому для заглушки отверстий диаметром 300 мм и более применяются композитные пробки, состоящие из деревянной основы и металлической или цементной заливки.

Если дейдвудная втулка короткая, то по команде водолаза выемка вала приостанавливается, и водолаз забивает пробку. Если обнаруживается фильтрация, то зазор между пробкой и дейдвудной втулкой конопатится просмоленной паклей.

После выемки гребного вала из дейдвуда на штатных шпильках переборочного сальника устанавливается металлическая заглушка с резиновой прокладкой.

Выемка гребных валов в воду выполняется двумя способами: выталкиванием — с помощью фальшвала; тяговым способом с использованием колпаков. На судах большого водоизмещения, имеющих длинные гребные валы, обычно применяются колпаки, а на судах малого и среднего водоизмещения — фалыпвал.

Фальшвал представляет собой трубу (из звеньев на резьбе) диаметром на один миллиметр меньше гребного вала, но длиннее его. На концах трубы ввариваются болванки-пробки, одна из которых служит для соединения фальшвала с гребным валом, а к другой привариваются обухи или делаются отверстия для установки рукояток, которыми пользуются для навинчивания и свинчивания фальшвала.

На болванке-пробке, предназначенной для соединения с гребным валом, нарезается резьба, соответствующая диаметру и резьбе гребного вала. После удаления промежуточного вала на гребной вал навинчивается фальшвал звеньями по мере выхода его в воду.

К хвостовику гребного вала крепится скоба (бугель), а к ней стропится тяговый трос. Для поддержки вала по мере выхода его из мортиры дейдвуда с верхней палубы подаются концы, которые подвешиваются на талях или стрелах. На малых судах, если позволяют условия, вал вынимается вместе с винтом. Если работа производится в зимнее время, поддерживающие тали располагаются на козлах, устанавливаемых на льду. Количество талей и их грузоподъемность подбираются в зависимости от длины и веса гребного вала (минимально талей должно быть две).

Рис. 1. Бугель-скоба для вытаскивания вала в воду:
1 — скоба; 2— шайба; 3 — гайка; 4 — гребной вал; 5—нажимная гайка

Если нет средств обеспечить выемку вала снаружи, то тяговое усилие создается талями, установленными на переборке (рис. 27), или домкратом, который упирается в переборку или в фундамент промежуточного подшипника и в торец гребного вала. Домкрат обязательно устанавливается на подушке (подкладке) из трех-четырехдюймовой доски или бруса.

Когда гребной вал полностью выйдет из дейдвудной трубы, фальшвал разобщается е гребным валом и последний поднимается на поверхность. Фальшвал используется в качестве заглушки и остается в дейдвудной трубе на все время ремонта. При фильтрации зазор между дейдвудной втулкой и фальшвалом конопатится просмоленной паклей или концами.

Если после выемки вала предстоит выпрессовка дейдпутной втулки, то лучше применять тяговый способ С колпаком. В этом случае колпак устанавливается на резиновой прокладке на шпильки переборочного сальника пли на дейдвудную трубу. Колпак изготовляется таким, чтобы в нем могла разместиться выступающая из дейдвудной трубы оконечность гребного вала.

Рис. 2. Выемка гребного вала в воду с помощью фалынвала:
1 — фальшвал; 2, 4 — тали; 3 — козлы; 5 — лед; 6 — гребной винт; 7 — гребной вал

При небольших размерах гребного вала колпак делается глухим. При выемке крупных валов в днище колпака делается отверстие с сальником, через которое пропускается удерживающий трос. Удерживающий трос после выемки вала оставляется в дейдвуде и при заводке вала используется как тяговый.

В некоторых случаях, когда гребной вал велик и его не удается сдвинуть с места, через днищевое отверстие в колпаке заводится нажимная штанга и ввертывается на резьбе в торец гребного вала. Домкратом и нажимной штангой, а также тяговыми средствами из-за борта производится сдвиг вала.

После того как вал стронется с места, к торцу нажимной штанги прикрепляется удерживающий трос. По выходе вала в воду удерживающий трос отдается, вал поднимается на поверхность, а в дейдвудную втулку водолаз забивает пробку.

Рис. 3. Колиак для уплотнения дейдвудного сальника при выемке гребного вала:
1 — корпус колпака; 2 — пробка сальника; 3 — втулка; 4 — набивка пеньковая, сальная; 5 — гребной вал; 6 — дейдвудный сальник

Чтобы вал при выемке не погнулся и для его поддерживания на судах среднего водоизмещения применяется «лоток» (труба), подвешиваемый с кормы. Для устойчивости «лоток» имеет упорную, иногда V-образную стойку, которой он упирается ;в кормовой подзор.

При выемке валов на судах большого водоизмещения применяется специальный монорельс. По разметке к бортам привариваются обухи, и к ним на талрепах параллельно осевой линии вала подвешивается монорельс. На монорельсе располагаются три —-четыре тали с талрепами (на катках), на которые и подвешивается гребной вал по мере выхода его из дейдвуда, при этом тали передвигаются по монорельсу.

Для выемки длинных валов применяется тоже тяговый способ, но до установки колпака изнутри судна при помощи домкрата вал выдвигается в воду примерно на 800 мм. Затем для дальнейшей выемки гребного вала в зависимости от его длины и веса используются буксирное судно, шпиль плавкрана, лебедки или дифференциальные тали, закрепленные к кнехтам причальной стенки для этого на расстоянии, выбранном п0 расчету, закрепляется канифас-блок, через него пропускается тяговый трос и крепится к гаку тали. Во избежание погиби вала тяговый трос берут длиной приблизительно 100 м. По выходе гребного вала из дейдвуда он поднимается на поверхность плавкраном, а на мортиру устанавливается заглушка.

Некоторые конструкции бортовых валов не дают возможности вынимать их до выпрессовки кронштейновых втулок. В этом случае снимается обтекатель и винт, гребной вал подается в нос настолько, чтобы нарезная часть его вышла из втулки, выпрессовывается кронштейновая втулка, а затем производится выемка вала.

Постановка гребных валов. При постановке вала изнутри судна он подается к переборочному сальнику, на котором установлена металлическая заглушка, и застропливается. Затем водолаз проверяет герметизацию мортиры дейдвуда. Если вода просачивается, водолаз подбивает пробку и уплотняет конопатку зазора.

Рис. 4. Выемка гребного вала в воду тяговым способом при помощи монорельса:
1 — поддерживающий конец; 2 — кнехты; 3 — обухи; 4 — колпак; 5 — сальник колпака; 6 — удерживающий трос; 7 — носовая дейдвудная втулка; 8 — дейдвудная труба; 9 — кормовая дейдвудная втулка; 10 — кронштейн; 11 — гребной вал; 12 — тали; 13 — талрепы; 14 — тяговый трос; 15 — монорельс (двутавровая балка)

После этого отдается металлическая заглушка на переборочном сальнике, гребной вал при помощи талей затягивается на место, а деревянная пробка выталкивается валом. Затем вал стопорится и на него устанавливается гребной винт. После этого производится сборка линии вала.

Рис. 5. Схемы выемки вала тяговым способом через ка.нифас-блок с берега:
1 — гребной вал с нажимной гайкой; 2 — канифас-блок; 3 — дифференциальные тали

Постановка гребных валов из-за борта. Если в дейдвуде находится фалыивал, гребной вал устанавливается в следующем порядке. Вал стропится и плавкраном подается в воду. Водолаз подводит вал к дейдвуду и совмещает его с фалыпвалом, удаляет конопатку зазоров и дает команду вращать фалыивал изнутри корпуса судна. Фалыивал при вращении соединяется с гребным валом. Затем гребной вал затягивается талями в дейдвуд. По Miepe выхода фальшвала из переборочного сальника его звенья отвинчиваются, а тали перестропливаются. Когда гребной вал займет свое место, фалыивал отсоединяется, на его место навинчивается соединительный фланец и производится сборка линии вала.

При постановке гребного вала, когда на переборочном сальнике установлен колпак или металлическая заглушка, порядок операций несколько изменяется. После подачи вала под корму и совмещения его с дейдвуд-ной втулкой удаляется пробка, гребной вал заводится и продвигается до колпака или металлической заглушки на переборочном сальнике. Затем заводка вала приостанавливается и водолаз конопатит зазор в дейдвуде. Колпак или металлическая заглушка с переборочного сальника удаляется и вал устанавливается на место. Если снимался переборочный сальник, то и он устанавливается на место.

При постановке гребных валов необходимо особое внимание обращать на сохранение в целости облицовки вала и резьбы его хвостовика, для чего хвостовик обматывается ветошью, обертывается парусиной и обвязывается.

Если вал бортовой, то он заводится через кронштейн, при этом соблюдается осторожность, так как даже при незначительном уводе вала в сторону можно сорвать крепление кронштейна и погнуть вал.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов