Вспомогательные инструменты и оборудование для малярных работ


Категория Технология окраски судов

Выполнение окрасочных работ невозможно без использования вспомогательного оборудования и инструментов. К их числу относятся гребенки для разделки окрашиваемых поверхностей под ценные породы дерева; трафареты; шпатели деревянные, металлические или резиновые; бачки для подачи краски; масловодоотде-лители; сетки для фильтрации краски; установки для промывки перекрашиваемых поверхностей и т. п.

На окраску труб, поручней, трапов и других решетчатых конструкций ручным способом затрачивается много времени. При отсутствии электростатического краскораспылителя можно использовать рукавичку, сделанную из цигейки, губчатой пластмассы, искусственного меха или резины, не разрушающейся красками. Это упрощает и в известной степени механизирует окраску таких конструкций. О том, как производят окраску, ясно из рис. 3. Нужен небольшой навык, чтобы краска ложилась равномерно, слоем желаемой толщины.

Рис. 1. Окраска изделий методом электрофореза.
1 — подготовка изделий; 2—-окраска; 3 — промывка; 4 — горячая сушка.

Трафареты для нанесения надписей, цифр, знаков и т. п. вырезают из жести, картона, плотной бумаги, полиэтилена, тонкого плексигласа. Трафарет накладывают иа поверхность, закрепляют кусочками липкой ленты и при помощи специальной трафаретной кисти наносят краску на вырезы таким образом, чтобы получить нужный рисунок.

Сетки или капроновую ткань употребляют для фильтрования лаков и красок с целью удаления механических примесей. После работы сетки и ткань тщательно промывают растворителем и высушивают.

Шпатели деревянные и металлические применяют для нанесения шпаклевок, мастик и других материалов, имеющих пастообразную консистенцию. Металлические (стальные) шпатели имеют толщину на конце 0,5 мм и ширину от 45 до 180 мм. Деревянные шпатели делают только из плотного и прочного дерева (березы, бука).

Для шпаклевания поверхностей, имеющих сложную конфигурацию, или сварных швов применяют шпатели из резины, которые в отличие от деревянных и металлических при соответствующем усилии можно плотно прижать к поверхности. Изготовляют резиновые шпатели из листовой малоэластичной резины толщиной 5—6 мм, причем одну сторону резины срезают под углом.

В качестве вспомогательного оборудования, необходимого для работы пневматических краскораспылителей, используются красконагнетательные бачки, обеспечивающие подачу готовой к употреблению краски в краскораспылитель и масловодоотделители.

Красконагнетательные бачки работают по одному и тому же принципу и различаются только по размерам или отдельным конструктивным деталям. На рис. 4 показана типичная конструкция гакого бачка. Он изготовлен в виде цилиндрического резервуара с герметичной крышкой. На крышке смонтированы редуктор с манометром, предохранительный клапан и устроена мешалка для перемешивания краски. Емкость таких бачков может достигать 200 л.

Рис. 2. Рукавичка, используемая для подкраски трубчатых конструкций на эксплуатирующихся судах.

Рис. 3. Способ окраски рукавичкой.

Масловодоотделители служат для очистки сжатого воздуха, подаваемого в краскораспылители, от воды и масла, всегда имеющихся в воздушных сетях. Масловодоотделитель представляет собой небольшой цилиндрический резервуар с крышкой, наполненный фильтрующим материалом в виде чередующихся слоев кокса и войлока. Воздух подается сверху через патрубок, кран и проходит в нижнюю часть резервуара по трубке. Здесь струя воздуха поворачивает и, направляясь кверху, проходит через слои кокса и войлока, которые задерживают частицы воды и масла. Очищенный воздух через отверстия в верхней крышке резервуара попадает в редуктор, из него в кран и в красконагнетательный бачок или краскораспылитель. Масловодоотделитель снабжен предохранительным клапаном и краном для спуска скапливающихся в нем воды и масла.

Рис. 4. Красконагнетательный бачок.

Рис. 5. Масловодоотделитель типа МВО.

Более совершенными являются масловодоотделители подвесного типа С-732 и С-418, которые следует в обязательном порядке устанавливать непосредственно на участке, где выполняются окрасочные работы.

Заполнение узких щелевых зазоров, заделка труднодоступных пазов, заливка узких углов, где может скапливаться влага, заделка стыков изоляции и аналогичные работы с помощью обычных инструментов требуют большой затраты времени, но не дают достаточно удовлетворительных результатов. Используя специально предназначенные для этого экструдеры, можно значительно ускорить эти работы и обеспечить их высокое качество.

Рис. 6. Масловодоотделители:
а — марки типа С-418; б — этой же марки с фильтром. 1 — корпус; 2, 4, 10, 11 — краны; 3 — редуктор; 5 — спусковой кран; 6 — крышка; 7 — цилиндр; 8 — вкладыш с металлическими сетками; 9 — ниточный фильтр; 12 — воздушный штуцер; 13— регулятор давления; 14 — корпус; /5 —мембрана; 16 — поступление воздуха; 17 —фильтр; 18 — воздух, очищенный от масла и воды; 19 — спусковая пробка.

При эксплуатации судов нередко приходится перекрашивать загрязнившиеся надводные борта, надстройки, трюмы и т. п. только потому, что на заводах не имеется достаточно эффективного, высокопроизводительного и простого оборудования для очистки покрытий. Зарубежные фирмы выпускают для этой цели специальные установки «Гидра-спрей», по внешнему виду и устройству напоминающие установки для безвоздушной окраски и работающие при давлении 10—30 атм. Сперва поверхности промывают раствором, содержащим моющие вещества. Для этого используют сопла с факелообразным распылением жидкости. Затем сопло заменяют и поверхность промывают струей чистой воды. После такой обработки покрытие приобретает практически первоначальный вид —грязь, копоть, жирные загрязнейия удаляются полностью.

Рис. 7. Экструдер для заполнения зазоров, труднодоступных пазов и т. п.

Имеется несколько модификаций таких установок, позволяющих производить очистку с помощью одного или нескольких инструментов. С помощью специальных удлинителей можно производить очистку на расстоянии до 2 м от места нахождения рабочего. Принцип действия установки с одним рабочим инструментом показан на рис. 8.

Рис. 8. Устройство для механизированной очистки окрашенных поверхностей от копоти, минеральных масел, грязи и т. д.

В этих установках можно использовать для очистки нейтральные, кислые или щелочные растворы, морскую воду и т. п.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов