Внутренний балласт для увеличения остойчивости


Категория Спортивные катера

В некоторых гаванях, предназначенных для яхт и расположенных на побережье, придерживались обычая загружать моторные катера дополнительным внутренним балластом для улучшения их мореходных качеств, т. е. хотели сделать их более остойчивыми.

Эти мероприятия обычно осуществляются чисто интуитивно или основываются на следующем:
1) если парусным яхтам необходим большой балласт, то небольшой балласт должен быть полезен и моторному катеру;
2) очевидно, верфь не предусмотрела балласта в целях экономии расходов;
3) катер без балласта на волнении не может хорошо и надежно зарекомендовать себя;
4) почти все катера в клубе плавают с внутренним балластом, следовательно, в этом что-то есть!

Внутренний балласт на катере с нормальным соотношением длины, ширины и осадки дает лишь единственный эффект — увеличивает массу катера, благодаря чему он в любом случав становится тихоходней.

Будет ли достигнуто более приятное поведение катера на волнении при некотором увеличении инерции масс, неизвестно, хотя и не невозможно. Можно и ухудшить поведение катера на волнении, так как тяжелый катер принимает на себя больше водяных брызг. В любом случае при ничтожной разнице в поведении на волнении потеря в скорости является вполне реальной и измеримой.

Желаемого увеличения начальной остойчивости размещением внутреннего балласта в междудонном пространстве обычно не достигают. Правда, центр тяжести катера опускается на какую-то долю ниже, но одновременно увеличивается водоизмещение, и метацентр перемещается вниз примерно настолько, насколько переместился вниз центр тяжести. В большинстве случаев влияние внутреннего балласта на начальную остойчивость равно нулю!

В тех случаях, когда легкий катер имеет слишком малую осадку и, используя внутренний балласт, может ее увеличить при увеличении и ширины по ватерлинии, можно рекомендовать его применение.

Установка внутреннего балласта исследовалась до сих пор с точки зрения возможного улучшения начальной остойчивости и влияния на ощущения людей, находящихся на борту. Однако, если использовать эффект от установки балласта при увеличенных углах крена, то можно отметить повышение запаса остойчивости. Катер, который был опрокидываемым, может при установке внутреннего балласта стать неопрокидываемым. Это высказывание в большей степени является теоретическим умозаключением, чем практическим соображением!

Уже было сказано, что углы крена, превышающие 20°, встречаются редко. При этом поведение катера зависит от начальной остойчивости. Повышение же запаса остойчивости становится заметным лишь при наклонениях, равных 60 или 80°. Но если такие большие углы крена должны были в действительности когда-нибудь возникнуть, то внутренний балласт не дает выигрыша.

Едва ли найдется на море нечто более скверное, чем незакрепленный внутренний балласт при сильном крене. В этом случае он быстро перемещается в сторону крена и опасно увеличивает кренящий момент.

Кроме того, незакрепленный балласт нередко наносит повреждения внутри катера. Были случаи, когда он даже пробивал днище катера! Он становится особенно опасным в том случае, если катер сел на мель и под действием волн поднимается и снова резко опускается на грунт. Поэтому если нет необходимости, следует обязательно отказаться от использования незакрепленного внутреннего балласта.


Читать далее:

Категория Спортивные катера