Виды технического обслуживания и ремонта суда


Категория Организация и технология судоремонта

Техническое обслуживание в процессе использования судна по назначению подразделяют в зависимости от исполнителей на техническое обслуживание, выполняемое судовыми экипажами, и на техническое обслуживание, выполняемое береговыми исполнителями.

Примеры работ по техническому обслуживанию.

Корпусная часть:
1) очистка и восстановление антикоррозионных покрытий пиков, танков и цистерн;
2) замена стекол, уплотнений и задраек иллюминаторов;
3) правка стальных дверей и испытание их на герметичность;
4) правка ступеней, поручней и стоек трапов;
5) очистка и окраска наружной обшивки надводного борта и надстроек и т. д.

Механическая часть:
1) проверка затяга анкерных связей главных двигателей, проверка и восстановление зазоров в подшипниках и раскепов коленчатого вала;
2) моточистка двигателей;
3) химическая очистка внутренней поверхности котла, восстановление кирпичной кладки топки, проверка контрольных приборов котла и т. д.

Электрическая часть:
1) проточка коллекторов (колец) роторов генераторов;
2) замена подшипников без разборки электродвигателей;
3) проверка и настройка защитных устройств и т. д.

Установлена следующая номенклатура видов ремонта судна в зависимости от признака систематизации..
1. По степени восстановления технико-эксплуатацион-ных характеристик: капитальный, средний, текущий ремонт.
2. По месту ремонта: заводской, доковый (слиповый) ремонт.
3. По времени ремонта: межрейсовый (межпоходовый), поддерживающий ремонт.
4. По методам устранения причин и последствий отказов: гарантийный, аварийный, восстановительный ремонт.
5. По регламентации выполнения: регламентированный ремонт, ремонт по техническому состоянию.
6. По планированию: плановый, неплановый ремонт.

Для элементов судна (отдельных судовых конструкций и судовых технических средств) стандарт устанавливает капитальный, средний, текущий ремонт, а также регламентированный ремонт, ремонт по техническому состоянию, плановый и неплановый ремонт.

Капитальный ремонт выполняют для восстановления технико-эксплуатационных характеристик объекта до значений, близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

При среднем ремонте технико-эксплуатационные характеристики восстанавливают до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.

Текущий ремонт выполняют для поддержания технико-эксплуатационных характеристик в заданных йреде-лах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Стандарт разрешает номенклатуру видов ремонта, применяемых отдельными министерствами или ведомствами, устанавливать в их нормативно-технической документации. При этом термины и определения видов ремонта судов и их элементов, применяемых в, этой нормативно-технической документации, не должны противоречить государственному стандарту.

Например, виды и назначение ремонтов судов Министерства морского флота определяет Положение о технической эксплуатации морского флота.

В соответствии с Положением ремонт морского флота производится по планово-предупредительной системе, которая предусматривает следующие виды планово-предупредительного ремонта:
а) для судовых конструкций и технических средств: текущий и капитальный.
б) для судов в целом: заводской и доковый.

Текущий ремонт судовых конструкций и технических

средств осуществляется с целью гарантированного обеспечения их работоспособности и состоит в восстановлении или замене отдельных (быстроизнашивающихся) элементов, кроме базовых. К текущему ремонту относят: переборку судовых технических средств, очистку и окраску судовых конструкций, переборку и устранение неплотностей судовых трубопроводов и т. д.

Капитальный ремонт судовых конструкций и технических средств осуществляется с целью восстановления их исправного состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса (срока службы) с восстановлением или заменой любых элементов, включая базовые. К капитальному ремонту относят замену и ремонт судовых конструкций и технических средств с изменением конструктивных размеров взаимосвязанных деталей.

Заводской ремонт судна состоит в восстановлении его исправного технического состояния после определенного периода эксплуатации и заключается в восстановлении любых элементов судна, включая базовые.

В зависимости от технического состояния судна в составе заводского ремонта выполняют работы по текущему и капитальному ремонту судовых конструкций и технических средств.

Доковый ремонт судна осуществляется на судоподъемном сооружении и заключается в восстановлении исправного технического состояния его подводной части. В процессе докового ремонта производится восстановление средств защиты -корпуса от коррозии и обрастания и устранение выявленных дефектов и повреждений подводной части корпуса судна, движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов подводной части судна, ремонт которых на плаву невозможен.

Для судов, на которые не распространяется планово-предупредительная система, предусматриваются поддерживающий и восстановительный ремонт.

Поддерживающий ремонт выполняют в конце срока службы судна. Он заключается в восстановлении его технического состояния до минимально необходимого уровня, обеспечивающего нормальную эксплуатацию в установленный период.

Восстановительный ремонт судна осуществляют после достижения им предельного состояния по решению министерства. После проведения восстановительного ремонта судно вводится в планово-предупредительную систему ремонтов.

Для устранения аварийных повреждений выполняют аварийный ремонт.

Межрейсовый ремонт выполняется в период между рейсами и заключается в устранении возникающих в эксплуатации неисправностей отдельных элементов судна и обеспечении его исправного технического состояния до очередного ремонта.

Гарантийный ремонт судна выполняется силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации. Выполняется на основании рекламаций, предъявляемых заказчиком (пароходством) заводу. Гарантийный срок устанавливается обычно продолжительностью 12 мес календарного времени со дня приемки судна от завода.

Под регламентированным ремонтом понимается плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния объекта в момент начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию является также плановым ремонтом, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта