Устройства для выполнения работ под водой


Категория Подводный ремонт судов

Беседки. Для обеспечения водолазу рабочего места при подводных судоремонтных работах применяются деревянные и металлические беседки, которые с палубы подаются за борт и прижимаются к корпусу судна под-кильными (обтягивающими) концами с помощью талей, лебедок или других грузоподъемных средств.

Деревянные беседки бывают нескольких разновидностей. Простая водолазная беседка обычно изготовляется непосредственно на корабле (судне). Она представляет собой щит (платформу), сбитый из досок с брусками, к которым крепится балласт на тросовых подвесках, соединенных со спусковым шкентелем.

Пр„ одновременной работе двух водолазов или выполнении большого объема работ беседка делается больших размеров. Такая беседка используется для обследований, замеров, снятия обводов корпуса, очистки и т. д.

Беседка состоит из двух основных (длиной 6—7 м) и одной вспомогательной (длиной 4—4,5 м) перекладин. Основные перекладины подвешиваются на подкильных пеньковых концах с борта судна, а вспомогательная крепится к основной (нижней) перекладине и служит для уравновешивания беседки и подвески балласта, чтобы придать беседке отрицательную плавучесть.

Рис. 1. Деревянная беседка:
1 — основные перекладины; 2—вспомогательная перекладина; 3 — груз; 4 — крестовина

Располагаются перекладины по высоте на расстоянии 1—1,2 м одна от другой, чтобы было удобно работать водолазу. Подкильные концы должны быть мягкими (пеньковыми или из капрона). Чтобы беседка не слишком прижималась к борту и не создавала водолазу неудобств при работе, к оконечностям верхней перекладины прикрепляются крестовины из досок размером примерно 1000×150×25 мм.

Для выполнения небольших работ применяются пвесные люльки. Снизу к люльке подвешивается груз для придания ей отрицательной плавучести.

Металлические и композитные беседки применяются при выполнении подводных работ, требующих надежной опоры, например при сверловке, сварке, рубке и т. д.

Рис. 2. Металлическая беседка с выдвижными стойками для работы под днищем судна:
1 — тросы; 2 — подкильные концы; 3 — настил (платформа); 4 — рым; 5 — колонки; 6 — штырь; 7 — выдвижная стойка

Наиболее распространенная конструкция металлической беседки для работы у борта судна представляет собой металлическую платформу с трубчатыми стойками. Чтобы беседка легко опускалась под воду, настил ее изготовляется из прутков или перфорированных листов. На беседках делается леерное ограждение, передний леер откидной.

Для работы под днищем корабля (судна) применяются беседки несколько другой конструкции. К каркасу платформы по углам привариваются трубы с выдвижными стоиками. Беседка подводится к месту работы на концах, водолаз выдвигает стойки и, упирая их в днище корабля (судна), закрепляет штырями или стопорными винтами.

Рис. 3. Беседка с откидной площадкой для работы под кормовым подзором (для ремонта вертикального руля):
1 — каркас; 2 — откидная площадка; 3 — деревянный настил; 4 — петли; 5 — стропа; 6 — обухи

Для работы под кормовым подзором при ремонте руля применяется композитная беседка с откидной площадкой. Заводится эта беседка -гак, чтобы перо руля оказалось в середине платформы беседки. Этим создаются удобства для работы водолазов.

При работе на грунте, например при поиске затонувших предметов, водолаз имеет ходовой конец (проводник), прикрепляемый к спусковому концу, обычно около балласта. Это дает водолазу возможность свободно перемещаться по грунту, не теряя связи с водолазным ботом.

Если водолаз работал на значительной глубине (боле 12,8 м), подъем его осуществляется ступенчато — с выдержками на различной глубине по специальным таблицам. В этом случае водолаз переходит на декомпрессионную беседку, которую опускают за борт рядом со спусковым концом. Спусковой конец обычно изготовляется из манильского окружностью 75-100 мм, к которому подвязывается балласт весом 50—75 кг.

Рис. 4. Спусковой конец и ходовой проводник:
1 — спусковой конец; 2 — ходовой проводник; 3 — балласт

При работе с водолазного бота или судна с высоким бортом для спуска водолаза применяются водолазные трапы, нижние ступеньки которых находятся под водой. В случае выполнения работ в ночное время или в загрязненной воде применяются фонари общего освещения типа ПФ-1 или ВФ-56, а водолаз снабжается ручным фонарем.

Кессоны. Кессоны (ящики-кессоны, микрокессоны) применяются при заделке пробоин, находящихся на Уровне действующей ватерлинии или под водой на глубине до 1 м. Ящик-кессон изготовляется из чистых обрезных досок с тремя стенками и днищем. Торцы боковых стенок и днища вырезаются в соответствии с обводами корпуса судна в месте его постановки и обиваются подушкой из просмотроса ленной пакли, обернутой парусиной, пропитанной суриком. Пазы ящика тщательно конопатятся. Чтобы придать большую прочность и обеспечить заводку ящику-кессону, на его заднюю стенку и днище с наружной стороны набиваются по два бруса, к которым крепятся проушины.

Рис. 5. Кессон (ящик-кессои)

Для постановки ящика-кессона под корпусом -судна водолаз протаскивает, подкильные концы. На палубе судна концы подвязывают к нижним проушинам кессона. Ящик-кессон на тросах, закрепленных на верхних проушинах, выводится стрелой, краном или другим грузоподъемным средством за борт и опускается в воду. Одновременно с противоположного борта выбираются подкильные концы, после подачи ящика-кессона к месту установки они обтягиваются втугую, и ящик-кессон прижимается к борту.

Чтобы ящик-кессон легче опускался под воду, перед заводкой его загружают балластом. После постановки ящика-кессона из него откачивают воду и вынимают балласт. Ремонтные работы производятся обычным способом.

Пластыри. Различной конструкции пластыри и пластыри-ящики применяются для временной герметизации пробоин и других отверстий в корпусе судна. Жесткий пластырь делается в виде щита из строганых досок по размеру пробоины и покрывается суриковой замазкой. На щит укладывается просуриченная парусина с припуском 300—350 мм на сторону; поверх парусины поперек прибиваются доски, а по краям их валиком по периметру укладывается просмоленная пакля и обшивается приспущенными концами парусины. Мягкой подушкой пластырь прилегает к неровностям обшивки корпуса судна. Для крепления пластыря на пробоине или пропускаются крючковые болты, или снизу к брускам прибиваются проушины для крепления обтягивающих тросов. Болты ставятся на прокладках во избежание фильтрации воды.

Рис. 6. Жесткий пластырь:
1 — крючковый болт; 2 — отверстие для болта; 3 — первый ряд досок; 4—парусина; 5—гвозди; 6 — паклевая подушка; 7 — второй ряд досок; 8 — мат

Для герметизации забортных отверстий при ремонте кингстонов и Другой забортной арматуры применяется жесткий пластырь-ящик — пластырь с бортами (рис. 7). Пластырь-ящик устанавливается на обтягивающих тросах или на шпильках. В этом случае снаружи на борта ящика прикрепляется угольник с отверстиями. По периметру пробоины или забортного отверстия, по размеру пластыря-ящика водолаз приваривает или вгоняет пистолетом ПДП в обшивку судна шпильки, которыми и крепится пластырь-ящик.

Рис. 7. Пластырь-ящик, установленный на шпильках:
1 — пластырь-ящик; 2 — угольник; 3 — шпильки; 4 — подушка из пакли и парусины; 5 — обшивка судна


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов