Устранение водотечности при потере заклепок


Категория Подводный ремонт судов

При потере одиночной заклепки без смещения листов обшивки работы выполняются в следующем порядке: водолаз, отыскав снаружи (из-за борта) пустое заклепочное отверстие, очищает его от ржавчины, грязи, обрастания и вставляет в него деревянную пробку (чоп). По пробке как ориентиру изнутри корпуса находят отверстие и в него вставляют нормальную заклепку, а водолаз обваривает выступающую часть ее стержня. При этом, чтобы обеспечить качественную обварку, заклепка изнутри прижимается к борту. Такая заклепка называется фальшзаклепкой, так как у нее нет второй головки.

Постановка фальшзаклепок производится в случаях, если диаметр отверстия более 8—10 мм. При меньших отверстиях ставятся новые заклепки и расклепываются клепальными молотками «в холодную». Для этого после установки деревянной пробки водолазу опускают на конце державку и заклепки и он, заменив пробку заклепкой, поддерживает ее во время расклепывания изнутри корпуса. Если водолазу не удается обеспечить поддержание заклепки вручную, то он использует вагу.

В случае отсутствия заклепок (заклепочных заготовок) в заклепочное отверстие вставляется шпилька (болт), которая обваривается так же, как и заклепка.

После выполнения сварочных работ снаружи и откачки воды из отсека или разгерметизации места сварки стержень болта обваривается изнутри корпуса судна на малой силе тока, чтобы не расстроить других участков заклепочного шва.

Выступающая часть болта срубается зубилом или отрезается резаком.

При потере нескольких заклепок и смещении отверстий сначала производится совмещение заклепочных отверстий, а затем уже устанавливаются фальшзаклепки.

При незначительном смещении отверстий вместо стандартной заклепки с цилиндрическим стержнем вставляется специальная коническая заклепка, которая обеспечивает совмещение отверстий. Такая заклепка изнутри корпуса судна загоняется в отверстие ручником или кувалдой. После того как заклепка поставлена на место, она снаружи обваривается.

При отставании наружной обшивки от набора и расхождении заклепочных отверстий водолаз очищает отверстия и шел и между листами от грязи и ржавчины, обрастаний и заводит специальный болт с коническим стержнем и нарезной цилиндрической частью на конце.

Конический болт забивается кувалдой и отверстия совмещаются, а затем навертыванием гайки на нарезную часть болта листы поджимают один к другому (или к шпангоуту). Эта работа выполняется двумя водолазами (или одним водолазом и рабочим-корпусником, действующим изнутри корпуса судна).

Если отверстия отошли одно от другого значительно, то применяется специальная оправка или ломик с конусом на одном конце.

Водолаз снаружи заводит ломик в одно из заклепочных отверстий, «достает» коническим концом ломика или оправки до нужного отверстия во втором листе или шпангоуте и, действуя им как рычагом, обеспечивает сближение отверстий.

Когда отверстия несколько совместятся, конический болт изнутри заводится или загоняется в соседнее отверстие, при помощи которого совмещаются заклепочные отверстия и поджимаются листы. Затем заводятся заклепки, которые расклепываются или обвариваются. После того как все заклепки будут поставлены на место, болт вынимается и на его место ставится фалынза-клепка.

При значительных расстройствах заклепочных и сварных швов, когда не представляется возможным совместить отверстия и поджать листы, часть ослабленных заклепок, прилегающих к дефектному участку, заменяется фальшзаклепками, а на дефектный участок устанавливается накладной лист.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов