Установка обрешетника


Категория Столяряные работы в судостроении

Обрешетник устанавливают по чертежу с соблюдением указанных в нем технических требований; он предназначен для крепления зашивки к корпусу судна. Бруски обрешетника должны быть остроганы в размер, пропитаны антипиреном № 13 и загрунтованы в два приема этинолевой краской ЭКЖС-40 и в один прием железным суриком. Обрешетник, устанавливаемый в помещениях с повышенной влажностью и пищевом блоке, грунтуют в два приема железным суриком.

Бруски обрешетника, устанавливаемые по борту в горизонтальном положении, называют горизонтальными или продольными, а устанавливаемые в вертикальном положении — вертикальными или поперечными. Бруски, устанавливаемые по подволоку вдоль судна, называют продольными, а поперек судна — поперечными. Способы крепления брусков обрешетника к набору показаны на рис. 134.

Рис. 1. Чаковый настил внутренней палубы.
1 — борт; 2 — комингс; 3 — фриз; 4 — шуруп; 5 — чака; 6 — палуба; 7 — шпилька; 8 — переборка; 9 — поперечный брусок.

Рис. 2. Настил внутренней палубы по лежневым брускам.
1 — борт; 2—комингс; 3 — доска; 4 — палуба; 5 — шпилька; 6 — фриз; 7 — переборка; 8 — лежень.

Рис. 3. Способы крепления обрешетника:
а — приварной шпилькой через сухарь; б — приварной шпилькой на скобе; в — приварной шпилькой с опорной шайбой; г — посредством гвоздей.
1 — изоляция; 2 — сухарь; 3 — шпилька; 4 — продольный брусок; 5 — скоба; 6 — шпилька с приварной шайбой; 7 — гвоздь; 8 — промежуточный брусок.

Концы брусков обрешетника, не примыкающие к набору, крепят также разными способами: приварной шпилькой через сухарь, приварной шпилькой на скобе, приварной шпилькой с опорной шайбой. Поперечные бруски и заполнители в основном крепят к продольным брускам враспор на проволочных гвоздях.

Поскольку смежные каюты имеют одинаковую отделку, обрешетник борта этих кают устанавливают одновременно до установки деревянных переборок.

Перед установкой обрешетника необходимо выполнить все доизоляционные работы: установить скобы, патрубки, стаканы, приварить шпильки для крепления обрешетника, комингсы и пр. В первую очередь устанавливают брусок по комингсу изоляции.

Брусок ставят на комингс так, чтобы он отстоял от кромки комингса на толщину зашивки. Затем устанавливают продольные бруски к набору. Бруски обрешетника закрепляют приваренными шпильками: Расстояние между продольными брусками в зависимости от толщины зашивки обычно принимают в пределах 600—700 мм. До установки брусков на место столяр должен разметить их по длине и оторцевать. Отверстия под шпильки размечают следующим образом. Каждый брусок накладывают на шпильки в таком положении, в каком он должен быть прикреплен, и ударом топора по бруску получают отпечатки шпилек, по которым и высверливают отверстия. Отверстие должно иметь зенковку с таким расчетом, чтобы гайка была утоплена в древесину заподлицо.

Перед окончательным креплением бруски обрешетника выверяют по плоскости со стороны зашивки.

После крепления продольных брусков можно приступить к креплению поперечных. Установку поперечных брусков начинают с предварительной разметки места для их установки, после

чего брусок по длине опиливают ножовкой. Опиленный брусок устанавливают враспор по месту и закрепляют проволочными гвоздями. Одновременно устанавливают заполнители, причем точно по чертежу (как по размерам, так и по местоположению), поскольку к ним прикрепляют предметы оборудования.

После того, как установлен обрешетник по борту и переборкам, приступают к зашивке листами клееной фанеры. Столяр подгоняет отдельные листы фанеры по брускам обрешетника, следя за тем, чтобы лицевая сторона фанеры была чистой, без сучков, отщепов, воздушных прослоек и других дефектов и стыки листов приходились по середине брусков. Кромки смежных листов должны плотно прилегать друг к другу без щелей и провесов. Чтобы не было щелей, кромки фанеры тщательно острагивают; во избежание провесов листы фанеры плотно прижимают к брускам обрешетника. Небольшие щели допускаются при последующей оклейке павинолом или другими рулонными отделочными материалами.

После предварительной пригонки листов по месту столяр закрепляет их окончательно шурупами с потайной головкой. Крепление производят по кромкам листов через 250—300 мм между шурупами и не ближе 10 мм от кромки листа. Под шурупы специальным сверлом с зенкером сверлят отверстия с одновременной зенковкой гнезда (углубления) для головки шурупа. Отверстие сверлят по диаметру шурупа только на длину гладкой его части. Завинчивать шурупы неполностью или заколачивать их молотком не разрешается.

Отверстия сверлят и зенкуют, а также завинчивают шурупы с помощью пневмомашинки.

По окончании зашивки борта приступают к установке деревянных переборок и обрешетника по подволоку, начиная с продольных брусков обрешетника, которые крепятся к бимсам на приварных шпильках через сухарь.

Первым закрепляют брусок у книц. Расстояние между продольными брусками зависит также от толщины зашивки и принимается в пределах 600—700 мм. Бруски обрешетника подволока должны находиться в одной плоскости. Провесы устраняют застрожкой или прокладкой под бруски отрезков клееной фанеры. Прикрепив продольные бруски, приступают к креплению промежуточных брусков и заполнителей.


Читать далее:

Категория Столяряные работы в судостроении