Установка изделий слесарного насыщения


Категория Судовые электромонтажные работы

Установка изделий слесарного насыщения подразделяется на два этапа: до начала изолировочных работ и после окончания изолировочных работ. Это объясняется тем, что после нанесения теплозвукоизоляции некоторые элементы набора судовых конструкций оказываются закрытыми изоляцией и к ним невозможна приварка каких-либо изделий.

До начала изолировочных работ обычно устанавливают наибольшее количество изделий слесарного насыщения. Точное разделение работ по указанным этапам производят на основании чертежей рабочей документации. Разметку мест установки изделий для крепления электрооборудования осуществляют на основании общих схем его расположения, а также чертежей крепления кабелей и электротехнических изделий. В этих схемах и чертежах указаны конструктивные особенности изделий и даны координаты мест приварки их относительно палубы, подволоки, шпангоутов и т п. Иногда координаты указаны относительно диаметральной плоскости судна. При отсутствии координат в рабочей документации разметку производят по месту, сообразуясь с масштабом чертежей и особенностями электрооборудования, подлежащего установке в данном помещении.

Прямолинейные участки расположения кабельных трасс размечают, отбивая на переборке, подволоке черту намеленным шпагатом, которая может служить серединой или любым краем будущей трассы. С некоторым интервалом на меловой черте делают обметки керном, поскольку мел может со временем стереться. Затем по длине меловой линии размечают места установки изделий слесарного насыщения, записывая рядом с ними условные обозначения этих изделий.

Разметку отверстий для прохода кабелей сквозь палубы и переборки производят с указанием его центра накерниванием и обведением краской (белилами). Мелом указывают форму и размеры отверстий. При этом необходимо проверить возможность беспрепятственной затяжки кабелей и его перпендикулярность к торцам уплотнительного устройства (на расстоянии 150 мм для сальников и 75 мм для коробок). На головных судах и судах единичной постройки разметку производят комплексные бригады, состоящие из квалифицированных специалистов: автора проекта, завода-строи-теля и электромонтажного цеха. На серийных судах это выполняют специалисты завода-строителя. Длину кабелей замеряют электромонтажники. Все остальные работы выполняют цехи за-вода-строителя с применением в основном сварки и газовой резки. После разметки мест расположения и крепления всего электрооборудования вырезают необходимые отверстия и приваривают изделия для крепления.

Приварку бонок для крепления кабелей осуществляют с применением шаблонов, имеющих по две бонки на расстоянии, равном ширине пучка кабелей, перпендикулярно линии трассы. Кабельные подвески и различные скобы устанавливаются и привариваются также перпендикулярно к линии трассы.

Крепление панелей к скобам производят после окончания изоляционных работ (во втором этапе слесарного насыщения).

Желоба обычно приваривают непосредственно к судовому набору в местах их соприкосновения.

Места установки индивидуальных сальников на переборках и палубах указывают в чертежах. Сальники на поперечных переборках в носовой оконечности располагают гайками в корму, в кормовой оконечности — гайками в нос; на продольных переборках — гайками к диаметральной плоскости, на палубах — гайками вверх.

Индивидуальные сальники устанавливают в следующем порядке:

1. Изготовляют из тонколистовой стали шаблоны размещения сальников на каждой переборке и палубе. На шаблонах очерчивают габариты сальников так, чтобы расстояния между ними были не менее 15 мм, а их взаимное расположение соответствовало фактическому расположению кабелей. В центре каждого размеченного на шаблоне сальника просверливают отверстия диаметром 3 мм и выбивают около них проектные индексы кабелей.

2. Накладывая шаблон на соответствующие переборки и палубы, проверяют возможность затяжки кабелей и наличие доступа к сальникам для их набивки, и сквозь размеченные в шаблоне отверстия керном размечают центры сальниковых отверстий на переборках и палубах.

Рис. 1. Установка индивидуального сальника:
а — шаблон размещения сальников; б — центровка для приварки; в — рассверливание после приварки.
1 — переборка; 2 — гнездо сальника; 3 —кондуктор для установки; центровое отверстие; 5 — кондуктор для сверления; 6 — сверло.

3. В накерненных местах просверливают отверстия диаметром 7 мм.

4. Устанавливают и приваривают гнезда сальников. При этом крайне важно обеспечить соосность гнезда с отверстием для кабеля, так как в противном случае последний может быть поврежден при затяжке гайки сальника. Во избежание этого применяют установочный резьбовой кондуктор, на который наворачивают гнездо сальника. Резьбовой кондуктор вставляют цилиндрическим хвостовиком в отверстие, просверленное в переборке или палубе, и проталкивают до тех пор, пока навернутое на него гнездо сальника не соприкоснется с переборкой или палубой. С помощью кондуктора гнездо сальника удерживают прижатым к переборке или палубе, и в это время приваривают его в четырех точках.

5. Взамен установочного кондуктора в гнездо сальника ввертывают стальной кондуктор с отверстием, соответствующим диаметру кабеля, и сквозь него рассверливают отверстие в переборке или палубе.

Резьбу гнезд сальников смазывают техническим вазелином, а затем устанавливают нажимные шайбы и заворачивают гайки сальников, укрепляя их проволокой во избежание самопроизвольного выворачивания.

Кабельные коробки вваривают в соответствующие им вырезы. Внутреннюю поверхность корпуса коробок и резьбовые соединения смазывают техническим вазелином. Отверстия для прохода кабелей сквозь водопроницаемые переборки обрамляют приваркой металлической облицовки или установкой втулок. Закрепление втулок осуществляется развальцовкой, приваркой или с помощью клея, в зависимости от материала, из которого изготовлена втулка.

Для установки скоб и крепления кабелей к деревянной зашивке, легким металлическим переборкам или деталям судового набора применяют шаблоны, имеющие форму и размеры пучка кабелей, прокладываемого по трассе. Скобы-шаблоны прикладывают к основной линии трассы под прямым углом, и через отверстия в лапках размечают отверстия под крепежные винты, просверливают эти отверстия. Затем штатные скобы для крепления кабелей закрепляют винтами по дереву или винтами по металлу (не на обе лапки, а только на одну, которая расположена внизу).

Трубы заготовляют и устанавливают по месту в такой последовательности:
1. Намечают примерную трассу прокладки трубы.
2. Размечают места установки скоб для крепления трубы и приваривают их.
3. Из стальной отожженной проволоки диаметром 5—6 мм выгибают по трассе прокладки трубы шаблон.
4. По шаблону изгибают трубу, нарезают в нужных местах резьбу и окрашивают внутри и снаружи два раза железным суриком; при неводозащищенном исполнении концы труб слегка развальцовывают и опиливают во избежание повреждений кабеля
5. Закрепляют трубу скобами из полосовой стали сечением 3×30 мм, имеющими по две лапы; скобы крепят винтами или черными болтами Мб.

На одной неразъемной трубе допускаются два изгиба на угол 90° или один изгиб на угол 180°.

При групповой установке труб расстояние между гайками сальников должно быть не менее 10 мм. Расстояние от трубы до первого крепления кабеля должно составлять 200—250 мм. Радиус изгиба трубы должен быть не менее 3 диаметров трубы.

Расстояние между креплениями трубы на прямых участках может в 6 раз превышать соответствующее расстояние при креплении кабелей скобами. На поворотах труб устанавливают два крепления — до и после поворота.

Фундаменты и рамы, изготовленные в цехе после разметки мест расположения, вначале предварительно приваривают в нескольких точках, затем проверяют правильность их расположения и окончательно приваривают электросваркой.

Каркасы доставляют на судно, размечают по чертежу место установки и изготовляют крепления (обычно кницы или скобы). После пригонки креплений каркас возвращают в цех, размечают и сверлят в нем отверстия для установки электрооборудования и крепят последнее к каркасу. Каркас с установленным электрооборудованием хранят в промежуточной кладовой цеха как монтажные заготовки.

Крепление Г- и П-образных скоб (для установки электротехнических изделий) осуществляют с применением специальных шаблонов, изготовленных из листовой или угловой стали.

На лапах соответствующего электрооборудования в шаблонах размечают и сверлят отверстия, сквозь которые болтами прикрепляют Г- или П-образные скобы. По чертежу размечают место установки данного электрооборудования, накладывают шаблон с привернутыми скобами и прихватывают их электросваркой. Затем шаблон снимают и используют для установки скоб другого электрооборудования, однотипного с ним. После того как все установленные в данном помещении конструкции будут проверены, скобы окончательно приваривают электросваркой. Применение шаблонов для установки скоб исключает брак в работе и повышает производительность труда.

Затем производят приварку труб и консолей для держателей светильников. Для крепления электроустановочной арматуры в соответствующих местах приваривают или приворачивают скобы различной конфигурации.


Читать далее:

Категория Судовые электромонтажные работы