Установка и крепление электротехнических изделии


Категория Судовые электромонтажные работы

После окончания работ по приварке слесарного насыщения приступают к установке и креплению электротехнических изделий на соответствующих им фундаментах, кронштейнах, скобах и т. п. Размещение электрооборудования указано в рабочей документации. Однако при установке электротехнических изделий в соответствии с документацией обращают особое внимание на выполнение нижеследующих требований:

Рис. 1. Шаблоны для крепления скоб:
а — из листовой стали; б — из угловой стали. 1 — листовая сталь; 2 — Г-образная скоба; 3 — временный болт; 4 — угловая сталь.

Электрические машины в основном устанавливают вдоль судна, чтобы во время бортовой качки их подшипники не испытывали дополнительных осевых усилий. Для удобства эксплуатации электрические машины располагают у переборок, клеммными выводами наружу, т. е. к проходу перед машинами.

Пусковые и пускорегулировочные реостаты, контроллеры, ко-мандоконтроллеры и кнопки управления устанавливают так, чтобы, управляя с их помощью электродвигателем, можно было наблюдать за ним и механизмом или за приборами, контролирующими их работу. Аппараты устанавливают на удобной для обслуживания высоте в хорошо освещенных местах и снабжают их четкими надписями о назначении управляемого механизма.

Щиты питания и распределительные щиты устанавливают в хорошо освещенных и доступных для обслуживания местах. Магнитные пускатели располагают вблизи управляемых ими электродвигателей.

При установке ящиков с сопротивлениями (грелок, нагревательных элементов) в помещениях, обшитых деревом, проверяют наличие термоизоляции. Ящики устанавливают на значительном расстоянии от дерева, помещая между ними прокладки из листового асбеста.

Аккумуляторы устанавливают в специальных помещениях (шкафах) на стеллажах из профильной стали с гнездами по размеру батарей. Батареи могут быть расположены в несколько ярусов, но так, чтобы пробки аккумуляторной батареи были не выше 1,5 м от палубы для удобства обслуживания. Ящики не должны касаться металла шкафа, поэтому со всех сторон (снизу и с боков к ящикам) прикрепляют планки высотой 20 мм из изолирующих материалов (обычно винипласта или эбонита). Допускается установка деревянных досок с обязательной пропиткой их кислото- или Щелочеупорным лаком. Шкафы для аккумуляторов имеют вентиляционные отверстия. Нижнее вентиляционное отверстие (приточное) снабжают медной огнезащитной сеткой, верхнее — трубой, выведенной на наружную палубу с минимальным удалением от возможных источников искрообразования.

По характеру установки различают электрооборудование, подлежащее точной и свободной установке. Первое, обычно представляющее собой агрегат, состоящий из машин, соединенных муфтами, устанавливают на обработанные фундаменты по 3—5-му классам точности“; второе — без соединительных муфт — по 7—9-му классам точности.

При точной установке электрооборудования применяют клинья, которые пришабривают по контрольной плите. С помощью этих клиньев производят центровку машин на фундаменте. Ее начинают с того, что на валы машин надевают контрольные скобы. Затем добиваются такого положения, что при вращении валов машин вручную в пределах одного оборота расстояние между скобами (по длине и высоте) сохраняется неизменным. После этого в лапах и фундаменте развертывают два отверстия и устанавливают в них чистые (призонные) болты. Затем снова проверяют центровку и закрепляют все другие болты.

Болты для крепления электрооборудования устанавливают нарезной частью в сторону лап и закрепляют шайбами, гайками и контргайками.

Выполнять на судне такую сложную операцию, как центровка агрегатов, довольно затруднительно. Поэтому в последнее время все чаще применяют метод, при котором агрегат центруют и монтируют в цехе на промежуточном фундаменте, последний крепят к основному фундаменту болтами. Все более широко практикуется также установка механизмов на специальной мастике БКД, укладываемой между лапами оборудования и клиньями фундамента. При обжатии болтов мастика заполняет все неровности, что позволяет отказаться от припиливания и шабровки фундаментов.

Электрооборудование свободной установки крепят к изделиям (скобам, кронштейнам и т. п.) получистыми болтами. Диаметры болтов выбирают в соответствии с диаметрами отверстий в лапах электрооборудования, при этом зазоры между болтами, шпильками и стенками отверстий в лапах не должны быть больше 1,5—2 мм. Болты всегда устанавливают нарезной частью к лапам прибора, под головку болта и гайку подкладывают шайбы, крепят болты нормальными гайками и контргайками уменьшенных размеров. У болтов диаметром до 12 мм контргайки можно заменить пружинными шайбами.

Амортизаторы всех типов привертывают к лапам электрооборудования в процессе предмонтажной подготовки и подают на судно во время послеизоляционных подготовительных работ вместе с электрооборудованием — в виде монтажных заготовок. При установке электрооборудования на амортизаторах крепежные болты, шайбы, гайки и контргайки и сами амортизаторы располагают так, как показано на рис. 4.5.

Если электрооборудование устанавливают в помещениях судна, имеюших тепловую изоляцию, то амортизаторы серий АКПО и АКСС крепят болтами к конструкциям, скрытым под зашивкой, а амортизаторы серии А-С вначале отсоединяют от лап электрооборудования, крепят шпилькой на конструкции и на другой шпильке гайками закрепляют лапу электрооборудования. При установке амортизаторов серий А-С и АКСС необходимо использовать перемычки заземления.

Заземление электрооборудования путем непосредственного контакта осуществляется:
— в одном месте крепления — при креплении электрооборудования менее чем в четырех местах;
— в двух местах крепления, расположенных по диагонали,— при креплении электрооборудования в четырех и более местах, расположенных в одной плоскости;
— в каждой плоскости крепления в двух местах — при креплении электрооборудования в двух плоскостях.

Рис. 2. Установка электрооборудования на амортизаторах:
а — серии АКСС; б — серии АКПО; в — серии А-С; 1 — переборка или палуба; 2 — место сварки; 3 —скоба; 4 — шайба; 5 — болт; 6 — амортизатор; 7 —гайка; 8 — электрооборудование; 9 — перемычка заземления; 10 — шайба пружинная.


Читать далее:

Категория Судовые электромонтажные работы