Установка деревянных дверей


Категория Столяряные работы в судостроении

Судовые двери изготовляют различных типов, конструкций и назначений в соответствии с нормалью ОН 9-40—64. Двери подразделяют на наружные и внутренние, а по конструкции — на одинарные, полуторные и двойные, открывающиеся на петлях, или задвижные. Наружные двери изготовляют из древесины твердолиственных пород (дуба или ясеня), филенчатые, толщиной от 40 до 54 мм.

Внутренние двери бывают различных конструкций, толщиной от 38 до 41 мм. Наиболее распространены внутренние двери, склеенные по толщине и ширине из отдельных делянок (ширина каждой делянки не более 30 мм), пропитанных антипи-реном № 13 и облицованных строганой фанерой твердолиственных пород. Такие двери устанавливают между каютой и коридором. Внутренние двери зачастую изготовляют из столярных плит толщиной 19 мм, которые склеивают по толщине из двух плит и облицовывают фанерой твердолиственных пород. Двери из непропитанной древесины обычно устанавливают внутри одного помещения. Как наружные, так и внутренние двери отделывают масляным лаком, внутренние иногда окрашивают. Средний размер полотнища внутренней двери по длине и ширине 1680×675 мм.

Рис. 1. Дверь каютная огнезащищенная.
1 — выбивная филенка; 2 — вентиляционная решетка; 3 — щит из пропитанных делянок; 4 — обкладка; 5 — облицовочная фанера; 6 — переклейка; 7 — асбест.

Двери с коробками полностью изготовляют в цехе и доставляют на судно в готовом (собранном) виде. Полотно двери с целью подгонки в дверную коробку обрабатывают по периметру на деревообрабатывающих станках с припуском плюс 3—5 мм.

Дверные коробки изготовляют из хвойных и лиственных (дуб, или ясень) брусков, склеенных клеем К-17. Нелицевые (наружные) стороны коробки, которые зашиваются, изготовляют из хвойной древесины, а лицевые (внутренние) — из лиственных пород. Лицевые стороны дверной коробки отделывают масляным лаком с располировкой.

Внутренние двери изготовляют и в противопожарном исполнении — это так называемые отсечные двери. Такие двери устанавливают, в частности, на нефтеналивных судах по коридорам с тем, чтобы в случае пожара, например, на левом борту не допустить его распространения на правый борт. Отсечные двери изготовляют в цехе из пропитанных антипиреном № 13 хвойных брусков, которые связываются в рамку. С обеих сторон на рамку наклеивают сначала асбест толщиной 3 мм, затем тонкую листовую сталь толщиной 1 мм. По периметру дверь обкладывают профилем № 7 из материала АМГ-5В, который крепится к брускам шурупами А4Х22 (ГОСТ 1145—60).

Рис. 2. Дверь каютная из столярной плиты.
1 — вентиляционная решетка; 2—облицовочная фанера; 3 — обкладка; 4—столярная плита.

Рис. 3. Дверь отсечная.
1 — продольный брусок; 2 — средний брусок; 3—поперечный брусок; 4 — сталь тонколистная; 5 — асбест; 6 — профиль из АМГ-5В.

Рис. 4. Рефрижераторная дверь.
1 — рама двери; 2 — коробка двери; 3 —изоляция из стекловолокна; 4 — клееная фанера; 5—слоистый пластик; 6—винипласт листовой.

Асбест и пропитанные бруски высушивают до влажности от 10 до 12%. Общая толщина двери 38—40 мм. При установке отсечной двери мебельная пружина должна обеспечить в любое время самоотсечку коридора дверью после освобождения штыря шпингалета и косого засова.

Рефрижераторные двери в провизионные камеры также изготовляют комплектно с коробками в цехе и подают на судно для монтажа в готовом виде. Такие двери имеют теплоизоляцию, так как во избежание порчи продуктов в камерах необходимо поддерживать низкую температуру, а температура окружающего помещения от +18 до +24 °С.

После монтажа рефрижераторные двери проверяют на плотность несколькими способами, чаще всего с помощью бумажной ленты. Но предварительно необходимо проверить нормальную работу замка, а также плотность прилегания резиновой прокладки, закрепленной по периметру двери. Затем дверь без усилия закрывают на замок, осматривают ее и проверяют равномерность прилегания ее к коробке. Открывают дверь и прокладывают бумажную ленту между резиновой прокладкой и коробкой и снова закрывают дверь на замок. При закрытой двери бумажная лента должна быть плотно прижата.

Бумажную ленту испытывают по периметру двери с разрывом через 100—150 мм. При недостаточной плотности прижимную планку и резиновую прокладку снимают и подправляют фалец вручную зензубелем.

Существуют и другие методы испытания на плотность закрывания рефрижераторных дверей: проводят мелом по периметру коробки линию и, закрыв дверь, получают на резиновой прокладке равномерный отпечаток мела; продувают по периметру двери сжатым воздухом и т. д.

Установка двери в проеме металлической переборки и крепление дверной коробки показаны на рис. 5, а.

Установку начинают с подгонки коробки по проему. С этой целью для удобства дверь снимают с петель, вставляют коробку отобранными фальцами в полотнище переборки и, если необходимо, пристрагивают фальцы по обшивке так, чтобы наружные кромки брусков коробки были заподлицо с листами полотнищ переборки. Подгоняя коробку, ей следует придать вертикальное положение. Правильность установки коробки проверяют по какой-либо корпусной конструкции, например по стойкам переборки. Коробку в процессе установки удерживают в проеме путем прижатия струбцинами к переборке. Установив правильное положение коробки, размечают, а затем сверлят отверстия через обшивку в брусках коробки для крепления ее к полотнищу шурупами. Закрепив коробку, двери навешивают на место. Щели между дверной коробкой и обшивкой закрывают раскладками, называемыми наличниками.

Шурупами коробки можно крепить к проницаемым переборкам, к непроницаемым их крепят на приварных шпильках, гайки которых должны быть утоплены в древесину коробки и заделаны деревянными пробками на клею.

Установка двери в проеме деревянной переборки показана на рис. 5, б. С этой целью для удобства дверь снимают с петель, вставляют коробку в проем между вертикальными брусками обрешетника и проверяют вертикальность ее положения. Наружные кромки коробки должны быть выставлены на толщину зашивки обрешетника. Правильность установки коробки проверяют указанным выше способом. После этого коробку крепят к брускам обрешетника шурупами через бруски коробки (косяки). На продольных брусках ставят по четыре шурупа с потайной головкой, а на поперечных — по два.

Рис. 5. Установка двери и крепление дверной коробки: а—в проеме металлической переборки; б — в проеме деревянной переборки.
1 — обрешетник; 2 — переборка; 3 — наличник; 4 — дверь; 5 — дверная коробка.

Шурупы на лицевой стороне коробки ставят с некоторым углублением, которое впоследствии заделывают круглой деревянной пробкой заподлицо с плоскостью брусков коробки. После закрепления коробки дверь снова навешивают на место.


Читать далее:

Категория Столяряные работы в судостроении