Успокоение качки на моторных катерах


Категория Спортивные катера

Когда парусные суда для перевозки пассажиров были заменены пароходами, безопасность плавания повысилась, но исчезло успокаивающее качку действие паруса. С помощью паровой машины был действительно найден привод, более надежный, чем сила ветра, но качка судна усилилась и вредила самочувствию пассажиров.

Поэтому уже с началом развития судоходства искали средства для успокоения бортовой качки. Многочисленные крупные суда — грузовые и пассажирские, военные корабли и рыболовные траулеры — были оборудованы успокоительными боковыми килями Стабилизации пытались достигнуть с помощью огромных гироскопов; устанавливались так называемые успокоительные цистерны. С недавних пор стали применять управляемые боковые рули, выступающие в обе стороны под водой из корпуса судна. Они настолько хорошо зарекомендовали себя, что теперь едва ли строят какое-либо пассажирское судно без этих рулей.

Боковые кили применяют и на туристских катерах, и на моторных яхтах. Проводились исследования по использованию успокоительных цистерн; хотя и можно было ожидать положительного результата, однако практическое использование их на моторных яхтах неизвестно.

Стабилизирующее парусное вооружение. Для того чтобы уменьшить колебания судна, подвергающегося бортовой качке на волнении, необходимо приложить к корпусу судна какие-то силы. При установке успокоительных цистерн они состоят из сил инерции. Иногда используют сопротивление воды при бортовых килях и боковых рулях. Однако парусное вооружение возвращает к давно испытанному успокоению бортовой качки на парусных судах.

Паруса для успокоения бортовой качки характеризуются тремя признаками:
1) не подвергаются влиянию волнения, а работают в воздухе, благодаря чему исключена возможность возникновения резонанса;
2) они реже образуют дополнительное сопротивление движению, и наоборот, чаще создают некоторую полезную тягу;
3) они не могут использоваться при ходе строго против ветра.

Использование парусного вооружения прежде всего радует моряка, но моторный катер со стабилизирующим парусным вооружением не становится парусно-моторным судном, так как без помощи двигателя лишь со стабилизирующим парусным вооружением он двигаться не может.

Рис. 1. Моторный туристский катер длиной 12,5 м. Катер снабжен парусами площадью 13 м . Они состоят из грота площадью 7,3 м2 и стакселя площадью 5,7 м2. Высота мачты над ватерлинией 7,60 м. Опорное парусное вооружение является хорошим способом успокоения бортовой качки.

Существует целый ряд способов установки стабилизирующего парусного вооружения на моторном катере. При этом прежде всего надо различать, хотят ли лишь успокоить бортовую качку при работающем двигателе или хотят использовать стабилизирующее парусное вооружение в качестве запасного привода в случае аварии двигателя. К сожалению, моторные катера часто имеют лишь декоративные мачты, на которых нельзя установить парусное вооружение.

Если установить стационарную мачту перед мидель-шпангоутом и хорошо укрепить ее штагами, то можно получить эффективное устройство. Здесь предусмотрен даже прочный ахтерштаг, так что направленные вперед силы хорошо воспринимаются мачтой. Это особенно полезно для стакселя, который с его помощью можно туго натянуть. Благодаря применению двух парусов — грота и стакселя — можно иметь мачту с умень. шенной высотой.

Изображенный на рис. 245 грот действует с помощью гика, а работающий шкот грота прикреплен к задней части рулевой рубки. Такие паруса, впрочем, используются и без гика, но при этом необходимо иметь иной покрой паруса.

Другое расположение опорного парусного вооружения показано па рис. 246. При этом речь идет о катере аналогичной величины, который предназначен для длительных морских переходов. Наличие мостика требует перемещения мачты к корме, где она одновременно служит для спуска на воду или подъема бортового тузика с помощью гика.

Рис. 2. Туристский катер длиной 12,5 м, у которого все опорное парусное вооружение состоит из грота, чтобы не перегружать длинный фор-штаг. Однако при килевой качке от легкого бриза там можно установить стаксель. Грот 10,2 м3, стаксель 7,5 м2. Высота мачты над ватерлинией 9 м.

Этот катер имеет более высокую мачту и увеличенную площадь парусов, которые используются также для успокоения бортовой качки.

Если после продолжительного шторма на море наступает штиль, то суда еще долгое время испытывают качку на так называемой мертвой зыби. В таком случае рекомендуется применение увеличенной площади парусов, чтобы при отсутствии ветра еще несколько уменьшить бортовую качку. Штормовой стаксель, закрепленный на длинном форштаге, оказывается в таком случае полезным (он изображен на рисунке). При увеличивающемся ветре можно стоять долго, пока сам по себе не наступит момент, требующий уменьшения парусов. Настоящий стаксель при плохой погоде применять нельзя, так как длинный форштаг плохо выдерживает возникающие большие силы.

Боковые кили. Боковые кили — это прочные, прикрепленные к корпусу судна пластины, проходящие под водой в наиболее широком месте скулы на значительной части длины катера от носа до кормы. Они используются на судах, плавающих в неспокойных водах (от самого большого военного корабля до малого рыболовного бота), а также часто на катерах и больших моторных яхтах, так как представляют собой несложный и дешевый способ успокоения бортовой качки. В настоящее время кили не пользуются хорошей репутацией, так как возникает дополнительное сопротивление движению на тех или иных скоростях. На тихоходных катерах с плавными обводами увеличение сопротивления незначительно и именно на таких катерах достигается хорошее успокоение качки. На быстроходных, широких, полуглиссирующих катерах боковые кили создают большое дополнительное сопротивление, а их успокаивающее действие становится менее значительным.

Рис. 3. Боковые кили (а), широко используемые как на крупны» судах, так и на рыболовных ботах и малых туристских катерах. Надводные бортовые планки (б), иногда применяемые на небольших удлиненных катерах.

Боковые кили устанавливают как можно точнее по направлению потока воды. Определить точное направление водяного потока можно в опытном бассейне. Однако, не говоря о расходах, связанных с испытаниями, если будет обнаружено, что поток не отклоняется в зависимости от скорости, то на тихоходных катерах можно ставить длинные бортовые кили, превышающие половину длины судна по ватерлинии. На сравнительно быстроходных судах бортовые кили делают соответственно короче. На туристских катерах со средней скоростью используют короткие, но зато несколько более широкие бортовые кили.

Ширину бортовых килей выбирают в большинстве случаев равной 2,5—3% ширины катера. Показанное на рисунке поперечное сечение деревянного бортового киля относится к туристскому катеру длиной около 12,50 м и шириной 3,80 м, очень похожему на катер со вспомогательным парусным вооружением. На быстроходных катерах следят за тем, чтобы бортовые кили устанавливались по возможности дальше к корме, так как там они лучше располагаются в потоке.

Бортовые планки можно устанавливать и выше ватерлинии, как изображено на рис. 3, б. Правда, поверхность воды является очень неспокойным элементом для использования в качестве успокоителя бортовой качки; однако на малых катерах благодаря этому достигли очень хороших результатов. На изображенном катере длиной 7 м кормовая оконечность бортовых планок расположена примерно в 10 см над ватерлинией с соответствующим подъемом к носу. Но следует экономить ширину планок; в данном случае оправдала себя ширина, равная 12 см.

Обе носовые успокоительные планки способствуют отражению водяных брызг от бортов.


Читать далее:

Категория Спортивные катера