Усовершенствования мотолодки «Прогресс»


Категория Катера и лодки

Повышение скорости. Мотолодка «Прогресс» комфортабельна и мореходна. Однако большой объем и масса корпуса, увеличенная ширина глиссирующей части днища обуславливают заметное снижение ее скорости по сравнению с другими мотолодками. Скорость v «Прогресса» с полной нагрузкой (четыре человека) с 20-сильным «Вихрем» не превышает 22 км/ч; при использовании 30-сильного мотора «Вихрь» скорость повышается до 35 км/ч. Не удивительно, что уже с начала выпуска «Прогресса» в 1967 г. многие владельцы устанавливают по два мотора на лодку, хотя это и связано с определенными переделками корпуса, поскольку транец «Прогресса» рассчитан только на один мотор, так же как и его конструкция корпуса (модель «Прогресс-4» допускает установку двух моторов суммарной мощностью 40 л. е.).

Наиболее просто установить моторы на выносном кронштейне за транцем лодки. В месте крепления стоек кронштейна на транец изнутри должны быть установлены вертикальные стойки из дюралевого швеллера или угольника с тем, чтобы распределить нагрузку на набор днища и палубы. Для большей жесткости полезно связать эти стойки кницами и ребрами с бортовым набором корпуса.

Основа кронштейна — подмоторная доска с размерами 900 X X 150×38 мм, которая крепится на трех сварных стойках из угольника 32×32×3 к транцу лодки. Вырез в транце, снижающий высоту борта в корме, теперь не нужен; его можно закрыть дюралевым листом, приклепанным к транцу. Отверстия под крепежные винты в стойках лучше всего сделать слегка овальными с тем, чтобы можно было регулировать высоту подмоторной доски. Не следует огорчаться, если при первых выходах из-под дейдвудов обоих моторов будет выбрасываться много брызг. Отрегулировав положение подмоторной доски по высоте И угол откидки моторов от транца, можно устранить это явление.

Рис. 1. Кронштейн, транцевые плиты и крышка моторного отсека.
1 — транцевая плита; 2 — рамка кронштейна из угольника; 3 — подмоторная доска; 4 — щиток из дюраля; 5 — крышка отсека.

Для улучшения приемистости лодки при выходе на глиссирование рекомендуется установить небольшие транцевые плиты.

С двумя 20-сильными «Вихрями» скорость мотолодки возрастает до 45 км/ч, при полной нагрузке она снижается до 35 км/ч, а средний расход горючего на пройденный километр пути составляет 0,400 кг. Показатели невысокие, что можно объяснить существенным увеличением сопротивления за счет подводной части второго подвесного мотора. На скорости V = 40 км/ч (11,1 м/с) суммарное сопротивление двух подводных частей равно примерно R=25 кгс, так что о учетом пропульсивного КПД г)=0,5 на преодоление этого сопротивления тратится примерно т. е. 18% располагаемой мощности двигателя.

Таким образом, можно сделать вывод о сравнительно низком коэффициенте утилизации мощности двух моторов на данной лодке.

Более заметного эффекта повышения скорости и экономичности использования мотолодки можно добиться благодаря соответствующему подбору гребного винта, а также установке одного или двух подводных крыльев с одним 20—30-сильным мотором. Испытания, проведенные в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, позволяют рекомендовать в качестве грузового винта для мотолодки «Прогресс» винт с шагом 240 мм и — для промежуточной нагрузки — с шагом 264 мм (H/D = 1,1) при сохранении диаметра винта для мотора «Вихрь» 240 мм.

При использовании одномоторной установки с 25-сильным «Вихрем» скорость может быть повышена до 45 км/ч благодаря установке носового подводного крыла, а при использовании обычной двукрылой схемы — до 50 км/ч (при полном водоизмещении в обоих случаях около 570 кг — с нагрузкой 4 чел.). В первом случае носовое крыло может быть изготовлено с плоской несущей частью, имеющей размах 1,4 м, и наклонными стабилизаторами. Профиль стабилизаторов такой же, как и крыла, но с увеличенным на 1° углом установки. Крепление крыла к корпусу должно позволять регулировать в небольших пределах (±3°) угол атаки в зависимости от-загрузки лодки. Если крыло делается из легкого сплава, то необходимо поставить вместо одной Центральной две стойки, как показано пунктиром.

Благодаря стабилизаторам обеспечивается важное свойство саморегулирования угла атаки крыла при изменении нагрузки лодки в широком диапазоне. Стабилизация движения осуществляется в результате изменения погруженной площади крыла при изменении осадки лодки или при встрече с волной. На максимальной скорости большая часть площади стабилизаторов находится над водой. На малых скоростях, при провалах крыла на волнении и в начальный момент выхода на крыло стабилизаторы увеличивают эффективную площадь крыла, способствуя увеличению подъемной силы. Кроме того, наклонные части крыла придают лодке повышенную остойчивость — при крене стабилизатор входит в воду и создаваемая на нем подъемная сила восстанавливает катер в прямое положение.

Рис. 2. Схема установки носового подводного крыла – на мотолодке «Прогресс».
1 — горизонтальная несущая часть крыла; 2 — стойка; 3 — наклонный стабилизатор; 4 — профиль поперечного сечения несущей части и стабили-заторов.

В данной схеме подводное крыло воспринимает 50—60% общей массы судна, что следует учесть при распределении нагрузки в лодке. Остальная часть воспринимается сравнительно небольшим участком днища у транца. Ходовой дифферент лодки в крыльевом режиме должен быть близок к 4°.

Профиль поперечного сечения несущей части крыла и стабилизаторов выполняется в виде симметричного сегмента или сегмента с при-полненной входящей кромкой. Профиль стоек — с заостренной носовой кромкой в виде двояковыпуклого кругового или параболического сегмента. Заготовки крыла и стоек изготавливаются фрезерованием из нержавеющей стали или свариваемого алюминиево-магниевого сплава. Сборка и сварка крыла осуществляются в специальном кондукторе, предотвращающем его коробление. Окончательная доводка профиля выполняется с помощью шлифовального круга и напильника, затем все поверхности полируются до блеска войлочным кругом с применением пасты. При установке на лодку крылу придается начальный угол атаки 3—4° относительно линии киля.

Хотя обычная схема на двух подводных крыльях обладает заметными гидродинамическими преимуществами и позволяет достичь более высокой скорости хода, она гораздо сложнее в изготовлении и последующей доводке, чем одно крыло. Чертежи для самостоятельного изготовления подводных крыльев для мотолодки «Прогресс» опубликованы в № 62 и 63 сборника «Катера и яхты» за 1976 г.

Известны случаи оборудования мотолодки «Прогресс» стационарными автомобильными двигателями с целью получения более высокой скорости и надежности. Однако как правило, в этих случаях необходимо удлинение корпуса на 1,2—1,4 м как для нормального размещения двигателя с трансмиссией на гребной вал, так и для создания дополнительного запаса плавучести лодки. Для компенсации массы двигателя расположенного у транца, бензобак монтируется в носовом багажном отсеке (пригоден для этой цели, например, бак емкостью 56 л от автомобиля «УАЗ»). Корпус лодки нуждается в подкреплении дополнительными шпангоутами, так как скорость возрастает (при установке двигателя «М-21»/«Волга») до 50—55 км/ч.

Жесткая рубка. Выпускаемый в торговую сеть каютный вариант «Прогресса-4»~имеет ряд существенных недостатков. Прежде всего, мала площадь открытого кокпита — места, которое обычно предпочитают пассажиры для пребывания в хорошую погоду. Водитель имеет плохой обзор в случае дождя и не может принимать участие в операциях по швартовке или шлюзованию и т. п.

При ограниченных размерах кокпита мотолодки «Прогресс» более удобна открытая с кормы рубка, или как иногда ее называют, жесткий тент. Она создает впечатление достаточного пространства как под крышей, так и в открытой части кокпита.

Целесообразно крепить рубку к окантовке кокпита из углобульба с помощью винтов; при плавании в хорошую погоду ее можно будет снять вообще. Длина по крыше в 1,1 м оказывается достаточной для того, чтобы закрыть водителя и сидящего рядом с ним пассажира 07 брызг и дождя. Стенки и крыша вырезаются из дюралюминия толщиной 1,5 мм; соединения можно сделать на заклепках диаметром 3 мм с полукруглой головкой. Жесткость конструкции придается благодаря стойкам и бимсам из алюминиевого угольника 25×25×2 мм. Над местом водителя рекомендуется сделать откидной лючок для того, чтобы можно было управлять лодкой стоя. Полезно также сделать сдвижное стекло с левого борта, открыв которое, можно вести наблюдение по курсу в сильный дождь или туман. «Дворник» на лобовом стекле в данном случае необходим. Стекла вырезаются из плексигласа толщиной — 3—5 мм и уплотняются в стенках рубки посредством автомобильного оконного резинового профиля.

Рис. 3. Жесткий тент-рубка.
1 — тент из ткани, закрывающий кормовую часть кокпита; 2 дуга тента, труба 22×1,5; 3 — боковая стенка, б = 1,5; 4 —• крыша рубки, б = 1,2—1,5; 5 — резиновый оконный профиль; 6 — плексиглас, 6=5—6; 7, 8 — бимс, 2 шт., АМг, 6 « 1,2; 9 — крышка люка; 10 — желобок; 11 — вырез люка; 12 — угольник 20 × 20 × 1,5.

Масса рубки в сборе получается около 20 кг. По периметру ее заднего обреза необходимо поставить скобки для крепления тента, а для удобства входа и выхода из рубки переднее сиденье обязательно должно быть раздельным. Удачный вариант сдвижной рубки, примененной на мотолодке «Сарепта», может быть использован и на «Прогрессе-4».

Стационарный бензобак. Под кормовым сиденьем «Прогресса» вместо пенопласта удобно размещается бензобак емкостью 92 л от автомашины «ГАЗ-69» или 60-литровый бак от «Волги». Поставить бензобак можно без каких-либо переделок корпуса лодки, необходимо только распределить снятый пенопласт по бортам лодки в ее кормовой части, надежно закрепив. Заливную горловину можно вывести на левый борт у шестого шпангоута.

Установка бака в корме улучшает центровку мотолодки при ее частичной загрузке, благодаря чему несколько повышается скорость, лодка легче всходит на встречную волну.

Хранение мотора на транце. Кормовой отсек мотолодки типа «Прогресс» может быть приспособлен для постоянного хранения мотора на Транце. Устройство состоит из двух вертикальных стенок — постоянной носовой и съемной, двустворчатой откидной крышки люка (взамен заводской) и съемного кожуха гребного винта.

На стоянке закрепленный на транце мотор откидывают до упора, поворачивают его на бок (вправо по ходу лодки) и между краями выреза в транце вставляют съемную кормовую стенку. Затем закрывают обе створки верхней крышки и вешают замок.

Одна из створок крепится к вертикальным стенкам двумя крючками, поставленными изнутри отсека. На корпус редуктора надевают кожух с замком для винта. Одна из створок крепится к вертикальным стенкам двумя крючками, поставленными изнутри отсека.

Для изготовления крышек, стенок и кожуха пригоден дюралевый лист толщиной 1,8—2 мм. На рисунке также показаны: скоба, угольники, петли, створки замка, донышко, вырез для лопасти гребного винта 10.

Внутреннее оборудование лодки. Сиденье на мотолодке «Прогресс-4» довольно трудно разложить в спальное место. Несложная доработка кронштейнов спинок существенно облегчает эту задачу.

Кронштейны снимают с сидений и делают в них вертикальные пропилы ножовкой, как показано на рис. 108. Кромки металла затем отгибают и сверлят дополнительное отверстие для шпильки. Заклепки в «креплениях кронштейнов заменяют на винты. После такой доработки сиденья легко раскладываются в койки.

Стол, которым комплектуется лодка «Прогресс-2», недостаточно удобен, крепление его к борту ненадежно, ножки мешают размещению людей в лодке. Можно использовать в качестве стола спинки переднего сиденья. На заднюю сторону спинки на шурупах крепится пластик или фанера, а для крепления стола К комингсу надо изготовить четыре ушка, которые с помощью винтов и гаек МЗ крепятся к угольнику под палубой. Спинка нижними концами труб сдвигается в отверстия в ушках до упора в борт, — и стол готов.

Рис. 3. Приспособление для хранения мотора на лодке «Прогресс».

Рис. 4. Доработка кронштейнов сидений.
а — пропилы в кронштейне; б — кронштейн перед установкой на место; в — положение спинки при раскладывании сиденья в койку.

Ушки можно поставить на оба борта, закрепить на приборной доске справа от руля (при этом потребуется под доской на переборке поставить еще упорную планку) — тогда столик можно будет ставить на любом борту или спереди между водителем и пассажиром.

Открытые полки по бортам несложно превратить в шкафчики, сделав к ним крышки из 1,5-миллиметрового дюраля на рамке из угольника 15Х15Х1,5. Крышки ставятся на рояльных петлях и снабжаются защелками или замками.

Пространство под сиденьями на «Прогрессе-2» можно превратить в рундуки для хранения походного снаряжения — достаточно сделать ящики из фанеры или стеклопластика с плотно подогнанными крышками.

Металлические слани заменяют на более удобные решетчатые из деревянных реек, а чтобы мелкие предметы не проваливались в трюм, елани сверху покрывают резиновым ковриком или брезентом.


Читать далее:

Категория Катера и лодки