Условия внедрения комплексной механизации и автоматизации в производство судовых столярных работ


Категория Столяряные работы в судостроении

Важнейшими условиями внедрения комплексной механизации и автоматизации в производство судовых столярных работ являются: специализация и кооперирование предприятий, технологичность конструкции изделий, нормализация и унификация размеров деталей, нормализация припусков, внедрение единой системы допусков и посадок.

Специализация производства. Под специализацией понимается такая организация производства, при которой обеспечивается устойчивый выпуск однородных изделий в течение длительного времени. В специализированном производстве создаются более благоприятные условия для внедрения прогрессивной техники и технологии, так как выпуск однородных изделий дает возможность нормализовать технологические процессы, укрупнять величину партий запускаемых в производство изделий, применять поточные методы труда и т. п.

Технологичность конструкции изделия. Понятие «технологичность» устанавливает связь между конструкцией изделия, технологией, организацией и экономикой производства. Технологичной называют такую конструкцию, которая удовлетворяет техническим требованиям при заданных масштабах выпуска и принятой технологии, обеспечивает наименьшие затраты средств на изготовление изделий.

С изменением условий производства изменяется и оценка технологичности одной и той же конструкции. Например, щитовые двери более технологичны, чем двери рамочной конструкции, так как они дают возможность значительно улучшить полезное использование древесины и упростить технологический процесс. В производстве корпусной мебели более технологичной считается щитовая, в основу которой заложен прогрессивный принцип массового изготовления щитов и рациональные методы их соединения.

Технологичность изделия может быть значительно улучшена целесообразной заменой исходного материала. Так, многие деревянные изделия сложной формы, но сравнительно небольшого размера, в том числе точеные, уже заменяются пластмассовыми. При этом полностью отпадают сложные операции фрезерования, точения, шлифования и отделки; кроме того, заметно снижается расход древесины.

Нормализация и унификация размеров деталей. При механизированном и автоматизированном производстве нормализация и унификация размеров деталей необходимы, так как позволяют свести к минимуму количество размеров обрабатываемых деталей. Нормализацией называется разработка нормального ряда предпочтительных размеров, который дает возможность существенно сократить количество размеров деталей. При нормализации деталей сокращение их количества достигается объединением нескольких деталей с одинаковыми размерами в одну группу, т. е. унификацией размеров.

Унификацией называется приведение нескольких деталей к одинаковым размерам. Нормализация и унификация могут осуществляться по одному, двум или трем размерам деталей, например по толщине, длине и сечению.

Для автоматизированного производства наиболее важно, чтобы обрабатываемые детали имели унифицированные сечения.

Нормализация припусков. Величина припуска на обработку, т. е. разность между размерами заготовки и обработанной детали, обычно зависит от размеров деталей и устанавливается в большинстве случаев произвольно. Разнообразие припусков затрудняет обработку деталей в механизированных и автоматизированных производствах, так как заготовки с разными припусками приходится обрабатывать по разным режимам.

Под нормализацией припусков на обработку понимается разработка строго обоснованного ряда припусков с целью экономии древесины и обеспечения стабильности режимов обработки.

Внедрение системы допусков и посадок. Современные приемы сборки судовой мебели в сборочных устройствах обусловливают повышенные требования к точности изготовления деталей.

Точность деталей должна обеспечивать их сборку в узлы и изделия без индивидуальной подготовки. Для этого сопрягаемые размеры деталей должны быть выдержаны в пределах установленных отклонений, регламентированных допусками. При обработке по допускам, которые назначаются соответственно требуемым посадкам сопрягаемых деталей, обеспечивается полная или частичная взаимозаменяемость деталей, а следовательно, широкая механизация и автоматизация технологических процессов и высокое качество изделий. Единые нормы на допуски и посадки установлены ГОСТ 6479—53.

С дальнейшим развитием судостроения увеличивается и потребность в судовой мебели, для изготовления которой намечается организовать специализированное производство. С этой целью судовую мебель можно разбить на три основные группы:
а) мягкой и белодеревной, б) фанерованной и в) прочей мебели. Предприятие, выпускающее судовую мебель одной группы, обеспечивает ею другие заводы, в свою очередь это предприятие получает мебель второй группы от другого завода и т. д. В настоящее время межзаводская кооперация по производству судовой мебели развита слабо, а следовательно, и низка степень комплексной механизации и автоматизации технологических процессов.

На некоторых судостроительных заводах ряд трудоемких операций и технологических процессов по выпуску судовой деревянной мебели и другого оборудования механизирован и автоматизирован. Наиболее интересные из них изложены в этой главе ниже.


Читать далее:

Категория Столяряные работы в судостроении