Топливные системы парогенераторов, а также дизелей, работающих на тяжелых сортах топлива, имеют, как известно, устройства для подогрева топлива. При этом целесообразно с помощью автоматического управления поддерживать определенные гидродинамические свойства жидкости.
В качестве показателя вязкости топлива часто используется его температура. При этом однако не учитываются изменения сорта тяжелого топлива, принимаемого на судно. Другим недостатком управления температурой является инертность измерительных устройств.
В настоящее время разработаны надежные в эксплуатации методы непосредственного измерения вязкости топлива. Измерительное устройство состоит из установленного в топливопроводе концентричного капилляра (измерительной трубки), через который в зависимости от исполнения протекает либо весь поток топлива, либо часть его. В последнем случае дополнительный вспомогательный регулятор обеспечивает постоянство расхода топлива через капилляр. При этом падение давления вдоль измерительной трубки находится в определенной зависимости от вязкости протекающей среды (управляемая величина).
Управляющее воздействие приложено к паровпускному клапану подогревателя и изменяет расход пара в него. При более высоких требованиях к качеству регулирования рекомендуется применять регулятор с ПИ-характеристикой.
Специальный регулятор поддерживает постоянное давление в топливопроводе перед измерительной трубкой регулятора вязкости. Управляющее воздействие регулятор давления оказывает на сливной топливный клапан, изменяющий слив излишков топлива из топливной магистрали в расходную топливную цистерну.