Управление шлюпкой на веслах


Категория Морская практика

Умелое управление шлюпкой и согласованные действия гребцов достигаются лишь на практике проведением тренировок. Учебные тревоги с отходом шлюпки от борта судна должны проводиться в разное время суток и при различных погодных условиях.

По расположению гребцов на шлюпке они называются: баковые (гребцы, сидящие на первой, носовой банке), загребные (сидящие на последней, кормовой банке) и средние (все остальные). Для отработки слаженности в действиях всех гребцов они должны четко знать и умело выполнять команды. Для выполнения различных приемов работы веслами подают следующие команды.

«Протянуться!» — при отходе шлюпки от борта судна, когда члены экипажа разместились в ней и гребцы заняли свои места. Гребцы борта, обращенного к судну, протягивают шлюпку вдоль борта судна, сообщая ей ход.

«Оттолкнуть нос!» — вслед за командой «Протянуться!». Баковый отпорным крюком сильно отталкивает нос шлюпки, а старшина — рулевой перекладывает руль на внешний борт.

«Уключины вставить!» — все гребцы рукой, ближайшей к борту, вставляют в гнезда уключины.

«Весла разобрать!» — гребцы разбирают весла и вставляют нх в уключины. На шлюпке с обученными гребцами все вышеперечисленные действия выполняются в указанной последовательности по одной команде «Отваливай!». Раздельные команды подаются только на стадии обучения гребцов.

«Весла на воду!» — гребцы, вытянув перед собой руки и наклонившись вперед всем корпусом, заносят лопасти весел к носу шлюпки, перемещая их над водой горизонтально на высоте планширя. Во время этого движения гребцы делают вдох. Весла при перемещении должны оставаться параллельными друг другу. В конце заноса гребцы кистями рук разворачивают весла на себя настолько, чтобы лопасть входила в воду под углом около 60° к поверхности воды. Лопасть погружается в воду не более чем на 3Д ее длины. Затем каждый гребец, упираясь ногами в упоры на рыбине, быстро откидывается всем корпусом назад и ровно и сильно проводит весло в воде на вытянутых руках. В конце гребка руки сгибают в локтях и весло выводят из воды. Во время проводки весла гребцы делают медленный выдох. По окончании гребка гребцы движением кистей рук снова разворачивают весла на себя и при горизонтальном положении лопастей заносят их для следующего гребка.

Если гребцы умеют правильно выполнять основные элементы гребка, достаточно общей команды для всех, сопровождающей проводку и занос весел, счетом «Два-раз». Во время проводки дается продолжительная команда «Два-а-а», а в момент окончания — отрывистая команда «Раз!», по которой гребцы одновременно заканчивают гребок.

При отработке техники гребли надо добиваться, чтобы темп гребли был посильным для всех гребцов и оставался постоянным. Темп гребли держат по правому загребному. В процессе гребли подаются и другие команды, имеющие особый смысл.

«Навались!» — подается для увеличения скорости шлюпки. По этой команде гребцы начинают грести сильнее и заканчивают гребки мощными рывками.

«Легче грести!» — подается для уменьшения скорости шлюпки. При этом гребцы, не замедляя темпа гребли, делают проводку весел с меньшим усилием.

«Весла в воду!» — подается для резкого замедления скорости шлюпки. Гребцы опускают на „/з лопасти ребром в воду, удерживая весла поперек борта шлюпки.

«Табань!» — подается для сообщения шлюпке заднего хода. Гребцы заносят лопасти к корме и делают проводку в воде к носу шлюпки.

«Правая на воду, левая табань!» или наоборот — подается для эффективного разворота шлюпки на месте.

«Весла по борту!» — подается при проходе узкостей, при расхождении шлюпок на близком расстоянии и т. п. Гребцы, закончив гребок, откидываются назад, проводят рукоятку весла перед-собой и заносят лопасти к корме, прижимая весла к борту шлюпки.

«Береги весла!» — команда, обязывающая гребцов следить за тем, чтобы при проводке весла по воде или в воздухе не задеть за тот или иной предмет по ходу шлюпки.

«Суши весла!» — подается для медленной остановки шлюпки при подходе к судну, берегу, причалу или для временного прекращения гребли и отдыха гребцов. Гребцы, закончив гребок, ставят весла в уключинах лопастями параллельно воде и перпендикулярно борту шлюпки.

«Весла под планширь!» — подается после команды «Суши весла!» Гребцы, не меняя расположения весел, вдвигают их внутрь шлюпки и заводят рукоятки под планширь противоположного борта.

«Весла на укол!» — подается при снятии шлюпки с мели и для прохождения узкостей, ширина которых не позволяет грести. Гребцы встают, вынимают весла из уключин и, упираясь рукоятками весел в дно, проталкивают шлюпку в нужном направлении.

«Шабаш!» — подается для прекращения гребли и уборки весел при подходе шлюпки к судну, берегу или причалу. Гребцы, закончив гребок, откидываются назад и быстро продергивают весла внутри уключин в направлении к носу. Затем вынимают лопасти весел из уключин, укладывают весла вдоль борта лопастями к корме, вынимают уключины и кладут их на весла.

Отход от борта судна начинается с того, что по команде «Отваливай!» баковый за носовой фалинь, а гребцы соответствующего борта за специально заведенный с носовой части судна походный конец протягивают шлюпку вперед, сообщая ей ход. Стар, шина шлюпки перекладывает руль от борта судна, а загребной отпорным крюком, упертым в борт, усиливает ход шлюпки. Когда шлюпка отойдет от судна на расстояние, позволяющее работать веслами, гребцы быстро вставляют весла в уключины и по команде «Весла на воду!» начинают грести. Если в свежую погоду невозможно отойти от борта таким способом, то шлюпку на фалине спускают за корму судна.

Подход к борту судна осуществляется с подветренной стороны. Если судно стоит на якоре носом против ветра или течения, то подходить к нему на шлюпке надо с кормовых направлений. При подходе к забортному трапу шлюпку направляют к нему под углом 35—40°. На подходе своевременно, в зависимости от условий, подают команду «Суши весла!». Непосредственно за ней могут последовать команда «Шабаш!» или, учитывая инерцию шлюпки, команды «Весла на воду!» и «Табань!», а затем снова «Шабаш!». Убрав уключины и вывалив за борт кранцы, гребцы готовятся к подходу к трапу. При приближении к трапу старшина отводит рулем нос шлюпки в сторону, а у самого трапа резким движением руля подводит корму к трапу. Загребной отпорным крюком задерживает корму шлюпки у трапа, а баковый подает на судно носовой фалинь.

В свежую погоду шлюпку подводят к трапу или на фалине, принятом со шлюпки на борт судна посредством бросательного конца, или на растительном тросе, поданном таким же образом с судна на шлюпку. В этом случае шлюпку удерживают при помощи весел на небольшом расстоянии от борта судна и команду «Шабаш!» подают только после того, как на судне будет закреплен фалинь или на шлюпке — растительный трос, поданный с судна.

Подход к берегу при спокойном состоянии моря не представляет затруднений, особенно если в прибрежном районе нет подводных камней. При приближении к незнакомому берегу шлюпка должна следовать с небольшой скоростью, баковый обязан внимательно осматривать подводное пространство по курсу шлюпки, а гребцы должны быть готовы к немедленному выполнению команды «Табань!».

При ветре, дующем в сторону берега, или при идущей к берегу зыби наибольшую опасность для шлюпки представляет прибой — возникновение на мелководье крутых волн с большими гребнями. Особенно опасен прибой у крутых и каменистых берегов. На прибое шлюпка теряет управляемость, может быть поставлена поперек волны и опрокинута. Важнейшим условием безопасности в этом случае является удержание шлюпки перпендикулярно фронту волны.

При сильном прибое нужно подходить к берегу кормой, заменив руль рулевым веслом. Развернуть шлюпку надо заблаговременно, до входа в полосу прибоя. Техника гребли в полосе прибоя сводится к следующему. При приближении с моря гребня очередной волны необходимо резкими и частыми гребками сообщать шлюпке некоторое движение навстречу волне, что одновременно с действием рулевого весла не позволит шлюпке развернуться поперек волны, а после прохода гребня — рядом сильных гребков продвигать шлюпку к берегу. Когда шлюпка коснется грунта, гребцы, быстро убрав весла, выскакивают за борт и вытягивают шлюпку на берег.

Успешному подходу к берегу в условиях прибоя способствует использование дрека, который отдается с носа шлюпки на таком расстоянии, чтобы длины дректова хватило до берега. По мере того как шлюпка продвигается к берегу, дректов травят, не давая большой слабины, а при подходе гребня волны — задерживают, удерживая нос шлюпки против волны. С этой же целью вместо дрека можно использовать плавучий якорь, входящий в перечень предметов шлюпочного снабжения.

При небольшом волнении можно подходить к берегу носом.


Читать далее:

Категория Морская практика