Уход за парусами


Категория Катера и лодки

Парус из обычной хлопчатобумажной парусины может служить много лет, если его беречь: хранить только сухим, подшивать Оторвавшиеся швы, менять изношенный ликтрос и периодически стирать.

Стирают паруса один раз в два—три года и лишь в том случае, если они загрязнились. Перед стиркой надо удалить масляные пятна И полосы, которые неизбежно остаются на новых парусах. Сначала пятна протираются скипидаром и высушиваются; затем намазываются кашицей из очищенной соды, замешанной на воде. По мере высыхания кашицу следует несколько раз увлажнить водой. Затем соду можно соскоблить, а очищенное место протереть чистой ветошью, смоченной в скипидаре.

Теперь весь парус надо замочить в воде при температуре 25—30 °С с добавлением мыльно-содового раствора (10 г соды и 5 г мыла на 10 л воды). Через сутки парус надо расстелить на чистом, смоченном водой причале и намылить мылом. Отдельно приготовленным мыльным раствором (30 г мыла и 10 г соды на 5 л горячей воды) парус поливается и протирается щетками с обеих сторон.

Выстиранный таким образом парус надо тщательно промыть чистой водой, чтобы не оставалось следов соды и мыла, а затем поместить в деревянную бочку или большое корыто и залить раствором перекиси водорода (5 чайных ложек 39%-ной перекиси на ,10 л воды). Чтобы вся площадь паруса равномерно обрабатывалась раствором, надо его все время переворачивать в течение 20—30 мин, пока длится процесс отбеливания.

Отбеленный парус снова тщательно промывается чистой водой и сушится на солнце.

Паруса из синтетических тканей — дакрона и лавсана — не подвержены гниению и плесени, но чувствительны к механическим воздействиям и трению. Поэтому необходимо предусмотреть защиту парусов от трения о такелаж, краспицы и рангоут. Нельзя допускать длительного полоскания или хлопанья паруса.

Как ни велика прочность синтетической ткани, она не в состоянии долго выдерживать динамические нагрузки, которым подвергается хлопающий парус. Износ паруса заключается в том, что портится его поверхность, лопаются или перетираются швы, разрушается связь между утком и основой ткани, парус теряет форму.

Морщины образуются при неправильных уборке, укладке, креплении (например, спущенного грота к гику) и хранении парусов. Они не только портят внешний вид паруса, но и ухудшают его аэродинамические качества.

Измятый парус нужно намочить и затем свободно подвесить за переднюю шкаторину. Ни в коем случае нельзя подвешивать парус за заднюю шкаторину, иначе он деформируется!

Морщины, которые остаются после такой обработки, можно удалить глажением, однако утюг нельзя нагревать выше 70 °С.


Читать далее:

Категория Катера и лодки