Живописные берега северной части Средиземного моря, многочисленные греческие острова, шхеры вдоль югославских берегов от Дубровника до Риеки привлекают огромное число туристов как на собственных яхтах, так и на арендованных (чартерных). Последних ежегодно предлагается свыше 475. В основном это суда с командами. Причем в цены включены: стоимость питания, зарплата команде, топливо на восьмичасовой рейс и страховка. Однако цены значительно ниже, чем на Карибском море. Стоимость одного дня яхты, взятой по чартеру, ненамного больше стоимости круиза для одной человеко-недели на яхте в бассейне Карибского моря.
Туристские парусники занимают промежуточное место между яхтами для чартера и большими круизными судами. Длина их от 15 до 30 м, количество мест от 6 до 16. Эти парусники, как правило, сравнительно недавней постройки, тем не менее прочность их конструкции подчеркивается в рекламных материалах довольно часто. Преобладающее парусное вооружение — гафель-ное, реже встречается бермудское.
Вдоль побережья СФРЮ туристов обслуживает флот западногерманской фирмы «Зееадлер Крейцфартен».
Почти все указанные в таблице суда — двухмачтовые гафель-ные шхуны — явно недогружены парусами; рангоут и такелаж при развитых надстройках выглядят несколько гротескно. На каждом судне каюты в большинстве случаев двухместные, есть два туалета, душевые кабины, салон, мотолодка, водные лыжи. Только некоторые шхуны могут похвалиться скоростью под парусами более 8 уз.
Рис. 1. Средиземноморские туристские парусники.
Недельный круиз из Дубровника или Риеки стоит 290 марок, двухнедельный — 570, трехнедельный — 825, на четыре недели — 1050 марок (цены 1980 г.). Стоимость круиза для детей до 10 лет на 50% дешевле. Вне сезона цены меньше на 50 марок в неделю на одного человека, но в сезоне может действовать надбавка в 25 марок. Групповые круизы стоят несколько дешевле.
Всё маршруты проходят в шхерах у югославских берегов. В конечные порты пассажиров доставляют самолетами, так как расписание движения судов уплотненное.