На каждом судне имеется значительное количество цистерн различного назначения. Некоторые из них встречаются на любом судне, другие являются специальными, имеющимися только на судах определенного типа. К первым относятся цистерны питьевой воды, топлива и смазочных масел, воды для технических целей, балластные и некоторые другие. Для хранения дистиллата, специального топлива, жидких грузов и т. п. используют цистерны специального назначения.
Расположение цистерн на судне всегда зависит от его назначения. Во всех случаях цистерны стремятся разместить так, чтобы максимально использовать все участки судна. Поэтому их часто располагают в таких местах, в которых монтаж каких-либо механизмов и устройств связан со значительными затруднениями, например в носовой или кормовой части судна.
Часто цистерны бывают небольшого объема, что усложняет их подготовку к окраске и окраску. Очищать и красить цистерны удобнее при постройке судов в секциях или блоках.
Особенно сложным является доступ в цистерны, расположенные в междудонном пространстве. Высота этого пространства не превышает 600—800 мм. Здесь имеется значительное количество различных переборок с узкими вырезами в них, через которые пробираются ползком к нужному участку, что затрудняет окрасочные работы в таких районах судна.
Рис. 1. Цистерна, расположенная в носовой части корпуса (в форпике).
С большими трудностями связаны осмотр и перекраска междудонного пространства и при эксплуатации судна. Между тем этот
район корпуса необходимо -часто перекрашивать, так как в нем, особенно под машинными отделениями, скапливается вода, остатки смазочных масел, топлива и т. п., способствующие быстрому разрушению защитных покрытий и развитию коррозии. Поэтому этот район корпуса судна следует окрашивать особенно тщательно и только высококачественными красками. Толщина защитного покрытия должна быть не менее 300—250 мкм. Целесообразно окраску междудонных и других труднодоступных пространств и цистерн производить в секциях, используя для этого схемы и краски, не разрушающиеся в период межоперационного хранения и постройки судна, обеспечивающие защиту поверхностей при эксплуатации в течение 7—10 лет.
Рис. 2. Кормовая часть корпуса (ахтерпик).
Рис. 3. Двойное дно в районе машинного отделения.
Выбор схем окраски междудонных и других труднодоступных пространств и цистерн зависит от типа судов. В одном случае необходимо применять краски, обладающие высокой водостойкостью, в другом — еще и маслостойкостью, устойчивостью к действию кислот, щелочей, горячей воды и т. п.
Перечислить все те требования, которые могут предъявляться к используемым покрытиям, сложно. Обычно в междудонном пространстве «применяют эпоксидные, полиуретановые эмали, покрытия на основе сополимеров хлорвинила, модифицированные полиуретановые и др.