Цели и задачи технического обслуживания и использования земснарядов


Категория Эксплуатация дноуглубительного флота

На внутренних водных путях СССР используются дноуглубительные снаряды различных типов. Только в период одной навигации ими извлекается и удаляется за пределы судовых ходов свыше 400 млн. м3 грунта для создания гарантированных габаритов пути. Обеспечивая заданные плановые глубину, ширину и радиусы закруглений осей судовых ходов, дноуглубительный флот улучшает путевые условия для безаварийного плавания транспортных судов.

Наряду с дноуглубительными работами земснарядами производится добыча минерально-строительных материалов из карьеров речных водоемов.

Современный дноуглубительный флот состоит из землесосных, одно- и многочерпаковых земснарядов и обслуживающих их судов. В основном все дизель-электрические земснаряды оснащены системами дистанционного автоматического управления судовыми энергетическими установками (СЭУ) и оперативными лебедками, с помощью которых осуществляется производство дноуглубительных работ. Высокая степень автоматизации СЭУ и вспомогательных механизмов позволяет одному специалисту с прямым совмещением профессий командира-механика или его помощников управлять различными типами снарядов из одного центрального поста, расположенного в рубке управления. В результате созданы объективные условия для того, чтобы один вахтенный начальник выполнял работу по техническому использованию и техническому обслуживанию земснаряда.

Техническая эксплуатация дноуглубительного флота (ТЭФ) — это совокупность организационных, технических и технологических средств и способов эффективного технического обслуживания земснарядов и обслуживающих их судов в целях получения максимального производственного эффекта с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание — это комплекс работ планово-предупредительного характера, выполняемых экипажем судна с помощью судовой механической мастерской непосредственно на плесе для обеспечения постоянной готовности земснарядов к эксплуатации в соответствии с паспортными характеристиками. В необходимых случаях по заявкам командиров-механиков судов при проведении технического обслуживания земснарядов береговые производственные участки (БПУ) направляют на суда разъездные комплексные бригады.

Рис. 1. Схема технической эксплуатации дноуглубительного флота

Техническое использование — это совокупность работ, связанных с планированием, управлением земснарядами при несении вахт в процессе дноуглубления, обеспечивающих безаварийное и экономичное функционирование всего энергетического и технологического оборудования выбором оптимальных режимов его работы.

В результате правильного технического обслуживания и технического использования решаются основные задачи и достигаются цели технической эксплуатации дноуглубительного флота: наиболее удачная технологическая расстановка земснарядов по объектам работ, систематическое улучшение использования их по времени и технической производительности; рациональная эксплуатация судового оборудования; экономное расходование топлива, смазочных и других навигационных материалов; сокращение расхода запасных частей. Внедрение передовых методов технического использования и технического обслуживания земснарядов приводит к снижению затрат iia их содержание. Взаимосвязь между звеньями технической эксплуатации дноуглубительного флота показана на рис. 1.

В межнавигационный период проводится ряд мероприятий по улучшению технического состояния дноуглубительного и обслуживающего земснаряды флота: модернизация судового оборудования земснарядов, позволяющая облегчить труд плавсостава и повысить эксплуатационно-технические показатели работы судов путем механизации и автоматизации производственных процессов; повышение производительности земснарядов улучшением качества грунтозаборных органов.

Задачи, стоящие перед дноуглубительным флотом, могут быть успешно решены при хорошем взаимодействии флота с техническими участками пути (ТУП), районами гидротехнических сооружений (РГС) и находящимися в их ведении ремонт-но-механическими мастерскими (РММ), с береговыми производственными участками (БПУ), а также при эффективной помощи бассейновых управлений пути (БУП) и управлений судовых каналов (УСК) путем умелого руководства технической эксплуатацией со стороны служб судового хозяйства (ССХ) в БУП и отделов судового хозяйства (OCX) в УСК, четкой работы производственно-теплотехнических партий, командиров, механиков, электромехаников-наставников. Роль этих звеньев управления ТЭФ особенно возросла в настоящее время в связи с тем, что современный дноуглубительный флот оснащен средствами комплексной автоматизации механизмов машинного отделения., сложными системами автоматизации грунтозабора, рабочих перемещений и разнообразным радионавигационным оборудованием. С развитием специализации промышленного производства возникли новые принципы организации и технологии судоремонта. Для обеспечения безопасной стоянки судов и удобства их ремонта акватории для зимнего отстоя флота имеют достаточные глубины и защищены от ледохода. Все РММ оборудуют средствами механизации для зам.ены тяжелого судового оборудования (отправка в ремонт, монтаж отремонтированного) .

Кадры плавсостава овладевают несколькими судоремонтными специальностями с тем, чтобы обеспечить надлежащее техническое обслуживание сложного судового оборудования как в навигационный период, так и при проведении зимнего ремонта.


Читать далее:

Категория Эксплуатация дноуглубительного флота