Требования безопасности при производстве окрасочных работ


Категория Морская практика

Окрасочные работы на судне должны выполняться с соблюдением всех требований правил техники безопасности, которые исходят из того, что:
— подготовка поверхностей к окраске независимо от того, производится ли она вручную или механизированными способами, сопряжена с опасностью для работающих;
— большинство лакокрасочных материалов являются ядовитыми и могут вызвать раздражение и ожоги незащищенного кожного покрова и даже отравление работающих с ними;
— многие лакокрасочные материалы являются огнеопасными, а пары входящих в их состав растворителей при определенной концентрации в воздухе образуют взрывчатые смеси;
— окрасочные работы, производимые на высоте и за бортом, относятся к работам с повышенной опасностью и требуют принятия особых мер предосторожности.

Очистка поверхностей от старой краски, окалины и ржавчины простым или механизированным инструментом должна производиться в защитных очках и противопылевом или универсальном респираторе. Если работа производится в помещении, то должна быть обеспечена эффективная вентиляция. При удалении старой краски с применением смывок, в состав которых входят растворители (ацетон, ксилол, сольвент и др.), помимо защиты глаз и органов дыхания, должны быть надежно защищены открытые участки кожи от действия растворителей, для чего кожу смазывают специальными пастами. Удаление старой краски с помощью специальных смывок допускается только с наружных поверхностей. При удалении старой краски способом травления едкими щелочами необходимо надевать очки и резиновые перчатки, а для защиты рабочей одежды и обуви — прорезиненный передник и галоши. Не допускается удаление старой краски с помощью паяльных ламп, газовых горелок и т. п. Обезжиривание подготовленных к грунтовке поверхностей следует производить щеткой на удлиненной ручке. В качестве составов для смывок и обезжиривания нельзя применять пожароопасные и высокотоксичные растворители: метиловый спирт, хлорсодержащие углеводороды, этилированный бензин, бензол и др.

У мест производства окрасочных работ должен находиться пожарный инвентарь и средства пожаротушения. Категорически запрещается применение открытого огня, курение, выполнение в непосредственной близости сварочных и других работ, при которых возможно искрообразование.

Запрещается разогревать огнеопасные лакокрасочные материалы (нитрокраски, кузбасслак и др.) на камбузных плитах, факелами, на кострах и т.д. Разогревать краску можно только опусканием банки с краской в горячую воду. Загрязненную красками и растворителями ветошь, а также остатки непригодной к использованию краски надо складывать в несгораемую плотно закрывающуюся тару и удалять с судна при первой возможности. Пролитые окрасочные материалы немедленно убирают и протирают палубу ветошью, смоченной уайт-спиритом, до полного удаления следов пролитой краски.

Работать со свинцовыми красками можно только в очках и респираторе, с надежно защищенными открытыми частями кожи. После работы руки и другие открытые части тела необходимо тщательно обработать: следы краски удалить растворителем (керосином, скипидаром или раствором уксусной кислоты) и промыть теплой водой с мылом. При работе с красками на химической основе работающие должны быть в спецодежде, надежно защищающей кожу от попадания на нее капель краски. Лицо, глаза и дыхательные пути должны быть защищены специальными масками.

Особые меры предосторожности необходимо соблюдать при окраске ядовитыми красками внутренних помещений. При окраске помещений нитрокрасками должна быть обеспечена надежная вентиляция, иллюминаторы и двери следует держать открытыми. В тех помещениях, где не может быть обеспечена нормальная вентиляция, работать следует в респираторах с принудительной подачей воздуха или в шланговых противогазах. При работе с химическими красками должна быть обеспечена приточно-вытяж-ная вентиляция не менее чем с 15-кратным обменом воздуха. К работе допускаются два человека или один в присутствии наблюдающего, который мог бы в случае необходимости оказать помощь работающему.

При окраске помещений огнеопасными красками категорически запрещается пользоваться открытым огнем и обычными переносными электролампами. Для освещения должны использоваться аккумуляторные фонари взрывобезопасного исполнения, а судовая осветительная сеть должна быть обесточена. Установленные в окрашиваемом помещении электромеханизмы обязательно отключаются на все время производства окрасочных работ.

С повышенной опасностью связана работа по очистке и окраске отсеков, цистерн, танков и т. п. Работать в этих помещениях следует с применением индивидуальных средств защиты и под наблюдением при наличии приточно-вытяжной вентиляции. Наблюдающий должен находиться вне этих помещений (около горловины, люка или двери) и быть готовым к немедленному оказанию помощи. Работающий в помещении снабжается поясом с лямками и сигнальным линем, конец которого должен держать наблюдающий. При появлении признаков недомогания (тошноты, головокружения и др.) работающий должен немедленно прекратить работу, подать с помощью линя тревожный сигнал наблюдающему и выйти из помещения. Для освещения должны использоваться светильники взрывобезопасного типа напряжением не свыше 12 В, снабженные металлической сеткой для защиты от механических повреждений.

При длительной работе в закрытых помещениях работающие должны каждый час выходить на свежий воздух на 10—15 мин.

Если покрытие наружных или внутренних поверхностей будет наноситься методами распыления, то следует тщательно проверить исправность краскораспылителя и его укомплектованность всей необходимой арматурой. К работе с аппаратами безвоздушного распыления допускаются только лица, знающие принцип работы, устройство и правила эксплуатации аппарата, а также требования техники безопасности при работе с ним. Методами распыления наружные поверхности окрашиваются с подветренной стороны. Категорически запрещается наносить методом распыления краски, содержащие вредные для здоровья людей вещества (свинец, сурьму, ртуть и пр.). Для работы с краскораспылителями во внутренних помещениях должна быть обеспечена хорошая вентиляция, а работающие должны применять надежные индивидуальные средства защиты.

Окрасочные работы на высоте и за бортом допускаются только на стоянке судна. К ним относятся: окраска мачт, грузовых колонн, дымовых труб и других конструкций на высоте более 3 м от палубы, окраска надводной части корпуса судна.

Окрасочные работы на высоте могут производиться с беседки или специальной люльки, поднимаемой на гордене, а также с установленных лесов и подмостков. Последние используются, как правило, при окрасочных работах силами судоремонтных предприятий.

Работающий на высоте обязан надеть предохранительный пояс с карабином, который при работе крепится к элементам окрашиваемой конструкции. Предохранительный пояс и карабин испытывают на механическую прочность статической нагрузкой не реже 1 раза в 6 месяцев. Гордень должен иметь запас прочности не менее 12-кратного. Перед подъемом человека на высоту гордень и беседка испытываются статической нагрузкой, равной двойной расчетной нагрузке, и динамической — равномерным подъемом и опусканием беседки с грузом, превышающим на 10% расчетную рабочую нагрузку. Запрещается поднимать людей, если блок горденя заедает или гордень соскакивает со шкива блока. Человека поднимают на беседке горденем вручную, использовать лебедки для этой цели запрещается. После подъема работающего на нужную высоту ходовой конец горденя надежно крепится за прочную судовую конструкцию. Необходимый для работы инструмент должен быть снабжен штертами, которыми он привязывается к беседке.

Работы по окраске надводной части корпуса судна производятся с подвесок (беседок), рабочих шлюпок и плотов. Плавсредства должны быть снабжены необходимыми предметами снаряжения, а плоты, кроме этого, — леерным ограждением. Беседки и тросы, на которых они будут подвешены, предварительно проверяются и испытываются на прочность и надежность. Работа за бортом должна выполняться обязательно в спасательных жилетах. При работе с подвесок каждый работающий должен иметь предохранительный пояс с карабином и страховочным линем. Второй конец надежно закрепляется за прочную конструкцию на борту судна. Длина линя (слабина) выбирается в зависимости от того, производится ли работа над водой или над причалом. В первом случае длина должна быть такой, чтобы при случайном падении работающего с подвески линь доставал до воды, а во втором случае слабина линя должна обеспечивать только перемещение работающего по подвеске. Спускать беседки и подвески, поднимать или перемещать их вдоль борта можно только при отсутствии на них людей. На борту у места производства окрасочных работ должен быть спасательный круг с бросательным концом длиной не менее 27,5 м.

Запрещается выполнять окрасочные и другие забортные работы между бортами двух судов, стоящих лагом, между бортом судна и причалом, а также с подвесок при стоянке судна в доке.

На время производства окрасочных и других работ на высоте и за бортом на каждую беседку (подвеску) назначается наблюдающий, обеспечивающий безопасность работ и оказание помощи работающим.


Читать далее:

Категория Морская практика