Точность размеров и форм деталей


Категория Организация и технология судоремонта

Для того чтобы при сборке машин и механизмов обеспечить нужное сопряжение деталей, необходима их соответствующая обработка па заданным размерам.

Абсолютно точно выполнить заданный размер при обработке невозможно, да этого и не требуется. На чертежах (или в другой технической документации) указываются допустимые отклонения действительных (измеренных) размеров сопрягаемых поверхностей деталей от заданных номинальных. Если при обработке это будет обеспечено, то в последующем будет достигнута и заданная точность сопряжения деталей при сборке.

Установлены следующие понятия, определяющие точность обработки и характер сопряжения деталей машин и механизмов.

В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности. У цилиндрических соединений охватывающая поверхность носит общее название — отверстие, а охватываемая — вал. Эти названия условно применяют и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.

Действительный размер — размер, установленный измерением с допустимой погрешностью.

Предельные размеры — два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер. Один из них называется наибольшим, другой — наименьшим.

Номинальный размер — размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений.

Отклонение — алгебраическая разность между размером действительным, предельным и т. п. и соответствующим номинальным размером.

Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок.

Допуск — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Определяется оно значением допуска и положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

Квалитет — совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров.

Посадка — характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. В зависимости от расположения полей допусков отверстия и вала посадка может быть:
а) с зазором, если размер отверстия больше размера вала;
б) с натягом, если размер вала больше размера отверстия;
в) переходной, если можно получить как зазоры, так и натяги.

Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.

В принятой Единой системе допусков и посадок стран экономической взаимопомощи (ЕСДП СЭВ) в основу положены понятия основное отверстие и основной вал и соответственно — посадки в системе отверстия и посадки в системе вала.

Предпочтительными являются посадки в системе отверстия. Посадки в системе вала применяют лишь в технически обоснованных случаях, например для установки наружных колец подшипников качения в корпус.

Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю. Условное обозначение основного отверстия Н.

Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю. Условное обозначение основного вала Л.

Посадки в системе отверстия — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием.

Посадки в системе вала — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом.

Положения поля допуска относительно нулевой линии для валов или отверстий, входящих в соединение с основным отверстием или основным валом, и образующих с ними разнообразные посадки, обозначаются буквами латинского алфавита; для валов — строчными, например f, g, k, а для отверстий — прописными, например F, G, К.

Поле допуска любого отверстия или вала, характеризующее квалитет, указывают непосредственно после номинального размера условными обозначениями 40//7, 40/гб; 40/7; 40Я8; 40/г8 и т. д. (цифра справа от буквы — квалитет) .

Если поле допуска проверяют с помощью универсального измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр), вместо буквенного обозначения необходимо указывать отклонения, например 40+о,°27; 40-0,017; 40Zo;o!o (отклонения, равные нулю, не проставляют).

В тех случаях, когда неизвестна методика замера, рядом с буквенным обозначением следует дополнительно в скобках указывать отклонения, например 40//7(+0,025); 40/8 0,053).

При изготовлении деталей их поверхности в силу ряда причин получают некоторые отклонения от заданной геометрической формы и взаимного расположения.

Возможны следующие виды отклонений:
а) от правильной цилиндрической формы — в поперечном сечении образуется овальность или огранка;
б) в про дольном сечении наблюдается волнистость, бочкообразность, вогнутость, криволинейность, конусность;
в) от правильного взаимного расположения поверхностей — несоосност, радиальное биение, торцовое биение, непараллельность осей, неправильность расположения пересекающихся осей.

Рис. 1. Неточности изготовления цилиндрических поверхностей

Рис. 2. Неточности расположения поверхностей

Рис. 3. Случаи геометрических неточностей

Отклонениями геометрической точности плоских поверхностей могут быть непараллельность, неплоскостность, неперпендикулярность плоскостей, отклонение от прямого угла, нецилиндричность, биение и т. п.

Отклонение конусных и фасонных поверхностей от заданной формы аналогично рассмотренным. Контроль их геометрической точности производят калибрами и шаблонами.

Точность изготовления характеризуется погрешностями (отклонениями) в отношении заданных размеров, форм и расположения поверхностей детали. Считается, что деталь выполнена с заданной точностью, если погрешность А не превышает допуска б, указанного на чертеже


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта