Теплообменные аппараты


Категория Организация и технология судоремонта

Типовыми работами при ремонте теплообменных аппаратов являются: восстановление плотности соединений трубок с трубными решетками, замена змеевиков и трубок, устранение повреждений корпусов и крышек.

У конденсаторов трубки ставят на вальцовке или применяют специальные сальниковые устройства с мягкой набивкой. В теплообменных аппаратах высокого давления трубки закрепляют вальцеванием в сочетании со сваркой. В обычных теплообменных аппаратах применяют вальцевание.

Протечку через мягкую набивку (фибровые кольца) со свинцовым кольцом устраняют подворачиванием резьбовой втулки. Если плотность соединения трубки с трубной доской восстановить не удается, набивку заменяют. Плотность вальцованного соединения восстанавливают с помощью вальцовки, а сварного — с помощью сварки.

Рис. 1. Методы крепления трубок п трубных досках теплообменных аппаратов:
а — с помощью мягкой набивки; б — вальцеванием

При наличии трещин (а у конденсаторов и обесцинкования — растворения цинка с поверхности латунных деталей под воздействием морской воды) трубки, трубные решетки и диафрагмы заменяют. Трещины в крышках устраняют с помощью сварки.

В паровых конденсаторах применяют трубки из оловя-нистой латуни ЛЦ2802 и мельхиора МНЖМц30-1-1. Наиболее стойкие трубки из мельхиора, но они гораздо дороже латунных. В масляных холодильниках применяют трубки из латуни ЛЦ38 и из меди МЗС.

Трубки поверхностей нагрева и охлаждения тепло-обменных аппаратов бывают как прямыми, так и изогнутыми. Заготовку прямых трубок выполняют по размерам с места. Трубки гнут по шаблонам, снятым с места, в холодном состоянии на трубогибочных станках или вручную на специальных приспособлениях. Для горячей гибки используют токи высокой частоты и газопламенный нагрев. Плоские спиральные змеевики изготавливают путем навивки трубки на торец вращающегося специального диска, установленного в патроне токарного станка либо на поворотной плите. После отложения каждого витка устанавливают мерные прокладки, чем обеспечивается заданное расстояние между витками. Цилиндрические змеевики теплообменных аппаратов изготавливают на токарном станке, пользуясь стальной оправкой со спиральной канавкой. В процессе гибки стальные трубы подогревают пламенем газовой горелки. Медные трубки гнут в отожженном состоянии. После изготовления трубки испытывают на прочность гидравлическим давлением согласно Правилам Регистра.

Коррозионные разрушения и эрозионный износ у корпусов и крышек теплообменных аппаратов восстанавливают сваркой и эпоксидными компаундами (при рабочей температуре деталей не выше 60 °С). Отремонтированный теплообменный аппарат подвергают гидравлическим испытаниям. Топливные и масляные полости дополнительно испытывают соответственно топливом или маслом. Например, топливосодержащую часть подогревателя топлива испытывают топливом, подогретым до температуры 95 °С, а масляные полости подогревателя масла — маслом, подогретым до температуры 70 °С. Давления при испытаниях топливом и маслом принимают те же, что и при испытаниях водой.

Кроме гидравлических, применяют и другие способы испытаний корпусов теплообменных аппаратов на плотность. Например, аппараты, работающие при небольших давлениях, испытывают воздухом. Внутри корпуса создают избыточное давление воздуха, предварительно обмазав швы корпуса мыльным раствором. Протечки определяют по появляющимся мыльным пузырям. Для аппаратов, у которых рабочее давление не превышает 0,07 МПа, давление воздуха при испытаниях принимают на 0,10 МПа больше, а для аппаратов с рабочим давлением более 0,07 МПа давление воздуха при испытании должно быть в 1,5 раза выше рабочего, но не менее 0,2 МПа.

После окончания гидравлических испытаний теплооб-менные аппараты окрашивают. На внутренние поверхности, омываемые морской водой, наносят антикоррозионное покрытие (сурик, этинолевые краски и др.) и устанавливают протекторы. Наружные поверхности окрашивают суриком, краской АЛ 177, масляными красками или нитроэмалями (в зависимости от назначения тепло-обменного аппарата).

Изоляцией покрывают корпуса теплообменных аппаратов, температура наружной стенки у которых при работе ниже +10°С или выше +60 °С. Используют теплоизоляционные матрацы из асбестовой ткани с наполнителем из ньювеля или совелита, алюминиевую гофрированную фольгу, формованные изделия из теплоизоляционных материалов и т. д.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта