Температура нагрева и окружающей среды


Категория Корпуса судов

Правила Регистра допускают как ограниченное применение правки путем нагрева (до 650-850 °С) и усадки листовых конструкций, так и использование в процессе правки нажимного и ударного инструмента. Отраслевой стандарт ОСТ 5.9621-75 и литературные источники устанавливают оптимальную температуру нагрева 650—750 °С для сталей (вишневого цвета каления). Для углеродистых корпусных сталей максимально допустимая температура кратковременного нагрева при правке без оплавления поверхности может достигать 1000 °С (оранжево-желтый цвет каления), для низколегированных сталей — 950 °С (желто-красный цвет каления).

Нагрев не должен приводить к перегреву стали, поэтому температурный режим при правке следует контролировать по цвету каления металла стальных конструкций, термопарами либо термокарандашами. Превышение допустимой температуры нагрева при правке не разрешается, так как структура перегретого металла становится крупнокристаллической.

С целью исключения перегрева или оплавления поверхности листа толщиной более 10 мм скорость перемещения ацетилено-кислородной горелки должна быть не менее 0,25 м/мин при нагреве одной полосы (штриха), 0,3 м/мин — при нагреве пяти полос пятипламенной горелкой и 0,2 м/мин — при нагреве полосы плазменной струей.

Для конструкций из алюминиевых сплавов температура нагрева при правке должна быть: оптимальная — 350 °С, максимально допустимая — 450 °С (для конструкций, эксплуатирующихся в морской воде, — 350 °С). Минимально допустимая температура окружающего воздуха, при которой возможны различные виды правки, следующая: при холодной правке — минус 15 °С; при тепловой безударной — минус 25 °С; при комбинированной (т. е. тепловой с применением механического воздействия) — 25 °С для обычных спокойных сталей и сталей повышенной прочности и 0 °С — для полуспокойной и кипящей углеродистой стали.

Примечания:
1. Для ответственных конструкций из спокойных сталей температура окружающего воздуха при правке не должна быть ниже —10 °С. В виде исключения может быть допущена правка при более низкой температуре при условии предварительного местного подогрева всех участков конструкции, подвергаемых правке, до температуры 40—50 °С.
2. Температура окружающего воздуха при правке электрической дугой (с расплавлением поверхности) должна быть не ниже температуры, допускаемой при сварке конструкций.


Читать далее:

Категория Корпуса судов