Технико-экономические основы выбора и использования топлив и масел в судовых дизелях


Категория Применение топлив в судовых дизелях

Для обоснования выбора топлив и масел для дизелей из сортов, вырабатываемых промышленностью, а также для создания новых сортов проводят технико-экономический анализ влияния качеств этих нефтепродуктов на эксплуатационные показатели судовых дизельных установок.

Технико-экономический анализ эффективности применения топлив и масел, выпускаемых нефтеперерабатывающей промышленностью, осуществляется путем определения и сравнения величины приведенных затрат по базисному и расчетному вариантам.

Формула учитывает: изменение эксплуатационных расходов на топливо, масло, сменно-запасные части и проведение профилактических работ; изменение капитальных затрат, связанных с проведением модерпизационных или дополнительных работ при строительстве судна, необходимых для того, чтобы обеспечить работу дизельной установки на новом сорте топлива или масла; изменение провозной способности, т. е. увеличение или уменьшение работы судна в результате изменения времени нахождения его в эксплуатации, которое может происходить вследствие увеличения или уменьшения внеэксплуатационного времени на проведение ремонтных и профилактических работ.

Эксплуатационные расходы. С используемым сортом топлива или масла связаны эксплуатационные расходы, точнее та их часть, которая включает затраты на топливо, масло, сменно-запасные части и проведение профилактических работ.

Из перечисленных потерь топлива наиболее существенными, определяющими удельный расход geт, являются G«т. Эти потери особенно характерны для средне- и высоковязких топлив, которые содержат значительное количество смол и аефальтенов, легко выпадающих в осадок при хранении и в шлам — при очистке.

Все виды потерь топлива являются предметом самого внимательного исследования с целью разработки предложений по их устранению или уменьшению.

Проблема потерь топлива особенно актуальна для морских судов еще и потому, что она тесно связана с проблемой предотвращения загрязнения морей и океанов. Согласно Международной конвенции в настоящее время запрещено удаление за борт нефтяных отходов. А это значит, что на судах приходится либо хранить отходы (для чего необходимо устраивать грязевые цистерны), либо сжигать их.

Капитальные затраты. Чтобы обеспечить работу дизеля на определенных сортах топлив и масел, его с«Ьнащают системами топливо- и маслоподготовки, топливо- и маслоподачи, а также танками и цистернами для хранения запаса этих нефтепродуктов. Если системы маслЬподготовки и маслоподачи практически мало зависят от сорта применяемого масла, то системы топливоподготовки и топливоподачи находятся в существенной зависимости от сорта топлива, рекомендованного для работы дизеля.

Принцип действия системы топливоподготовки и системы топливоподачи, а также комплектация их различным – оборудованием (подогреватели, сепараторы, фильтры, «спутники» теплоизоляции) определяются в основном тремя показателями топлива: вязкостью, содержанием механических примесей, температурой застывания.

Вязкость топлива определяет выбор производительности обогревающих средств систем (в танках, цистернах, перед сепараторами, фильтрами и дизелем), наличие «спутников» и теплоизоляции.

Содержание механических примесей в топливе учитывается при выборе производительности сепараторов и фильтров.

Температура застывания топлива определяет необходимость оснащения танков обогревающими средствами. Капитальные затраты на изготовление систем топливоподготовки и топливоподачи определятся затратами на изготовление и установку тех новых элементов систем, которые будут использоваться при переходе на новый сорт топлива. Эти затраты в каждом отдельного случае определяют, учитывая конкретную стоимость упомянутых элементов.

Капитальные затраты на изготовление систем маслоподготовки и маслоподачи в расчетах технико-экономической эффективности различных сортов топлив и масел можно принимать одинаковыми — в размере, определенном типом и мощностью силовой установки.

Продукция флота. Продукция в виде количества груза (тонны), умноженного на расстояние его перевозки (мили), определяется как произведение среднесуточной работы судна на период нахождения его в эксплуатации в течение года.

Изменение продукции флота при использовании различных сортов топлив и масел может быть связано с изменением периода нахождения судна вне эксплуатации для проведения ремонтных и профилактических мероприятий (замена изношенных деталей, моточистка деталей цилиндро-поршневой группы).

Однако, как показывает практика, период нахождения судна в эксплуатации не изменяется, если режим подготовки топлива, масел, дозировка их подачи в цилиндры выбраны правильно. Более того, использование высокоэффективных масел, присадок к топливам, новейших средств очистки топлив и масел может обеспечить даже увеличение периода эксплуатации.


Читать далее:

Категория Применение топлив в судовых дизелях