Техника безопасности при грузовых операциях


Категория Морская практика

Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности. Их безопасность зависит от состояния судовых грузовых устройств и грузоподъемных механизмов, квалификации и дисциплинированности матросов в части выполнения правил техники безопасности.

Правила техники безопасности на судах морского флота четко определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные приемы работы с люковыми закрытиями, при подготовке и эксплуатации грузового устройства, выполнении грузовых операций. Рассмотрим лишь некоторые из них, имеющие прямое отношение к матросам, участвующим в работе с грузовым устройством. При работе с люковыми закрытиями необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Снимать деревянные лючины надо с середины люка, а укладывать на свои места — от комингса к середине люка. Лючины длиной более 1 м и массой более 16 кг необходимо снимать и укладывать только вдвоем.

Снимать и ставить на место съемные бимсы можно только при помощи специальных стропов и с заведенными за бимс оттяжками из растительных тросов. Стрела при этом должна быть раскреплена оттяжками. Запрещается вырывать бимсы в случае их заедания в гнездах комингса люка, браться руками за борцовые концы бимсов во время заводки их в гнезда. Если часть бимсов остается на месте, то они должны быть закреплены в гнездах болтами или иным надежным способом.

Снятые лючины надо укладывать на палубе в устойчивые штабели, вплотную к фальшборту. Снятые бимсы укладываются, как правило, плашмя не более двух рядов по высоте с подклини-ванием крайних бимсов для большей устойчивости. Лючины и бимсы нужно складывать так, чтобы на борту, через который не переносится груз, оставался безопасный проход вдоль комингса шириной не менее 0,9 м. Запрещается ходить по уложенным бимсам.

Нельзя становиться на грузовой люк, прикрытый брезентом, если нет уверенности, что под брезентом все лючины уложены на свои места. Запрещается спускаться в трюм или подниматься из него во время открытия или закрытия грузового люка.

Перед работой с закрытиями системы Мак-Грегора места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись: «Проход закрыт». Запрещается ходить по люковым секциям во время открытия или закрытия, а также при их частичном открытии.

Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно застопорены, запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время.

При проведении грузовых операций следует руководствоваться нижеизложенными правилами. Лица, участвующие в грузовых операциях, должны до начала работ пройти внеочередной инструктаж по безопасным методам производства грузовых работ. К работе с грузовыми устройствами допускаются матросы с соответствующей квалификацией, достигшие 18-летнего возраста.

Лебедчик или крановщик должен выполнять сигналы, подаваемые только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен исполняться независимо от того, кем и каким способом он подан. Сигнал о подъеме груза может быть подан только после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сигнальщик убедится, что его перемещение не подвергает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.

При работе лебедок и кранов запрещается:
— поднимать грузы, масса которых больше грузоподъемности стрелы или крана;
— поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными предметами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или заложенный другими грузами;
— оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек;
— подавать груз в трюм без предупредительного окрика или сигнала, если в нем находятся люди;
— подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и люди отойдут в безопасное место;
— проносить груз на высоте менее 0,5 м от конструкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;
— оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном состоянии;
— оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током; поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы;
— находиться на линии перемещения груза, под грузом или стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подниматься из него при подъеме или опускании груза.


Читать далее:

Категория Морская практика