Техника безопасности и противопожарные мероприятия при подготовительных и окрасочных работах


Категория Технология окраски судов

Процесс окраски судов любого типа и назначения как вновь строящихся, так и эксплуатируемых, состоит из двух основных операций:
— подготовки корпуса, механизмов, оборудования и т. п. к окраске;
— нанесения на подготовленные поверхности защитного, декоративного или защитно-декоративного покрытия.

В процессе подготовки под окраску приходится сталкиваться с вредными веществами в виде пыли, состоящей из твердых мелких частичек ржавчины, окалины, краски, клея, изоляции, которые образуются при очистке поверхностей; тумана, состоящего из мелких взвешенных капель грунта или краски, которые образуются при их нанесении с помощью краскораспылителя; паров растворителей, использованных для обезжиривания.

Пыль образуется также при очистке сварных швов, подчистке мест, где разрушилось покрытие, применявшееся в межоперационный период, и где появилась ржавчина, при шлифовании зашпаклеванных участков и выполнении других работ. Особенно много пыли появляется при механизированной очистке (до 1880 мг/м3). Количество пылевидных продуктов можно резко уменьшить, если производить очистку молотками, стамесками, шкраб-ками, металлическими щетками и одновременно удалять пылевидные продукты так же, как при применении дробеструйного пистолета.

Заключительным этапом подготовительных работ является обезжиривание поверхностей перед окраской, наклеиванием изоляции, настиланием линолеума и аналогичных работах-. При этом в окружающем воздухе обнаруживается значительное количество токсичных и взрывоопасных паров растворителей. Поэтому применять бензол, дихлорэтан, сольвент, толуол и хлорированные углеводороды для обезжиривания категорически запрещается. Наиболее приемлемым для этой цели считается уайт-спирит, который по пожароопасности относится к классу III. Сравнительно низкая температура самовоспламенения и способность к взрыву даже при очень малом количестве паров уайт-спирита в воздухе также затрудняют применение этого растворителя при обезжиривании.

В настоящее время разработано несколько нетоксичных и взрывобезопасных составов, не содержащих органических растворителей, которые предназначены для очистки загрязненных поверхностей перед окраской, наклеиванием изоляции, линолеума и т. п. Вследствие наличия в них воды составы рекомендуется применять только при температуре выше +5 °С.

Очень сложна очистка подводной части корпуса от морских организмов, имеющих студнеобразные тела, в которых содержится значительное количество влаги; у части из них имеется твердый панцирь. Очистка их скребками очень трудоемка, поэтому для этой цели применяют механизированный инструмент. При таком способе очистки происходит интенсивное измельчение морских организмов, разбрасывание этой кашеобразной массы в разные стороны. Поэтому работать приходится в водонепроницаемых костюмах, резиновых сапогах и рукавицах, а лицо защищать плексигласовым щитком.

Этого можно избежать, применив установки типа «Браш-бот» (очистка на плаву), используя установки типа «Фрогги» или «Вома» (очистка под водой), или типа «Рюк-Цук Докмастер», «Вома» или БАЧФ-1 (очистка в доках).

При очистке в доках с помощью гидравлических установок, подающих воду под давлением 200—400 атм, требуется прекратить все работы вблизи очищаемого судна. Очистку могут выполнять только лица соответствующей квалификации. Работа на установках с давлением воды 100—150 атм менее опасна, но и менее производительна.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов