Техническое обслуживание электрооборудования судов


Категория Ремонт судового электрооборудования

Техническое обслуживание — это комплекс мероприятии по поддержанию технического состояния электрооборудования в заданных пределах технико-эксплуатационных характеристик. При этом в процессе эксплуатации по плану-графику периодически осуществляют: контроль технического состояния электрооборудования; ППО; дефектацию; замену деталей, имеющих предельно допустимый износ или дефекты; устранение обнаруженных дефектов.

Основой для составления планов-графиков служат технические характеристики электрооборудования и опыт их эксплуатации.

Электрические машины. Техническое обслуживание электромашин осуществляют согласно плану-графику в определенные сроки (приложение 4). Б техническое обслуживание входят технический осмотр и чистка без разборки, с частичной и с полной разборкой.

При техническом осмотре без разборки следует отключить двигатель от сети; вскрыть смотровые, вентиляционные лючки; очистить машину от пыли и грязи; осмотреть состояние верхнего покрова изоляции якоря и катушек; проверить состояние щеток и протереть коллектор; добавить (по необходимости) смазку в подшипники.

При техническом осмотре с частичной разборкой, кроме чистки, более внимательно осматривают все узлы машины, для чего: снимают защитные кожухи и один из доступных подшипниковых щитов; вскрывают выводную коробку; обжимают выводы, осматривают места пайки; шлифуют коллектор и контактные кольца; осматривают состояние щеток и (если необходимо) меняют; восстанавливают поврежденные места эмалевого покрытия; при пониженной изоляции производят сушку.

При техническом осмотре с полной разборкой следует придерживаться указаний по разборке. При этом дополнительно к техническому осмотру с частичной разборкой следует: отремонтировать и (в случае непригодности) заменить некоторые детали машины, отшлифовать и (при необходимости) проточить коллектор с последующим его продораживанием и шлифованием; промыть подшипники, проверить их состояние и (при необходимости) заменить; заменить смазку в подшипниках.

Проведение технических осмотров следует производить в соответствии с указаниями ПТЭ и заводов-изготовителей электромашин.

Распределительные устройства и пульты управления. Техническое обслуживание этих узлов осуществляют согласно плану-графику в определенные сроки (приложение 5).

При техническом обслуживании устройства чистят, обжимают соединения, ремонтируют или меняют автоматические и пакетные выключатели, проверяют и настраивают защитную аппаратуру, проверяют правильность показаний измерительных приборов. Измерительные приборы ремонтируют и настраивают в специализированных лабораториях. Техническое обслуживание и последующие испытания отдельных элементов осуществляют согласно специальным указаниям ПТЭ и рекомендациям завода-изготовителя.

Электроприводы. Техническое обслуживание электроприводов представляет собой комплекс профилактических мероприятий в отношении каждого вида электрооборудования, входящего в состав схемы электропривода. Сроки проведения и объем этих мероприятий зависят от назначения, места установки и режима работы электропривода и определяются планом-графиком технического обслуживания, действующими инструкциями и указаниями ПТЭ. Например, электропривод грузовой лебедки состоит из. электродвигателя и магнитного контроллера. Сроки проведения различных видов технического обслуживания этих механизмов следует выбрать из плана-графика и провести техническое обслуживание согласно указаниям по эксплуатации.

Аппаратура внутрисудовой связи, сигнализации и управления судном. По техническому обслуживанию аппаратуры имеются специальные инструкции заводов-изготовителей. При техническом обслуживании без разборки выполняют следующие работы: очищают аппаратуру от грязи, а контактные поверхности от нагара; смазывают трущиеся части; проверяют уплотнительные прокладки; поджимают крепежные и контактные соединения; проверяют надежность паек внутреннего монтажа, подкрашивают корпус.

При техническом обслуживании с частичной разборкой, в дополнение к перечисленным работам, проверяют нажатие контактных пружин, ключей, переключателей, замеряют сопротивление изоляции, ремонтируют или заменяют неисправные части, регулируют.

При техническом обслуживании с полной разборкой, кроме того, проверяют все датчики на заданную точность показаний. Датчики проверяют не реже одного раза в два года, а датчики, работающие в агрессивной среде (морской воде),— не реже одного раза в 6 мес.

С появлением на флоте автоматизированных судов возникла потребность в создании базы, обеспечивающей поддержание автоматизированных систем на соответствующем техническом уровне. С этой целью при БТО организованы лаборатории автоматики, назначение которых — обеспечивать техническое обслуживание автоматизированных систем.

Под техническим обслуживанием следует понимать не только дефектацию, ремонт, настройку аппаратуры, вышедшей из строя, но и проведение профилактических осмотров для действующих установок. Организация лабораторий автоматики позволяет концентрировать дефектовочную аппаратуру, накапливать техническую документацию по ремонту, настраивать те или иные автоматизированные системы, создавать высококвалифицированный штат специалистов. Для проведения технического обслуживания на судне, на базу БТО флота подают с судна заявку, копию заявки — в механико-судовую службу.

Согласно заказу, начальник лаборатории автоматики составляет план-задание (приложение 7) для бригады, которой поручено проведение работ. С планом-заданием бригада производит на судне работы. Работы по техническому обслуживанию можно выполнять не только на стоянке судна, но и в рейсе. По окончании работ составляют приемо-сдаточный акт (приложение 8), который подписывают представители судна и лаборатории автоматики.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования