Такелажные цепи, скобы и гаки


Категория Морская практика

Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, для изготовления стопоров, штуртросов, лееров, для крепления палубного груза и т. п. Они состоят из стальных звеньев, соединенных между собой путем сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглые и овальные (коротко- и длиннозвенные). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметром круглой стали, из которой изготовлены звенья.

Для каждого размера такелажной цепи устанавливается определенное рабочее усилие, превышение которого ведет к деформации звеньев и разрыву цепи.

Такелажные цепи в 3 раза прочнее стальных тросов такого же диаметра и более долговечны, но они примерно в 5 раз тяжелее последних, им равнопрочных.

При приемке такелажных цепей следует проверить, нет ли на звеньях трещин, расслоений и других дефектов. Такелажные цепи, подлежащие хранению, покрывают антикоррозионной смазкой и подвешивают в сухом помещении. Цепи, не испытывающие трения в процессе эксплуатации, , должны окрашиваться, а цепи, находящиеся в движении, — регулярно смазываться в целях предупреждения коррозии и преждевременного износа.

При эксплуатации такелажных цепей необходимо учитывать их особенности. Цепи не обладают эластичностью, но за счет притирания звеньев новые цепи под нагрузкой растяжения удлиняются на 3—4%- Звенья цепи, находящиеся в положении «на излом», разрываются при нагрузке, значительно меньшей допустимого усилия.

Рис. 1. Такелажные скобы:
а — прямая с завинчивающимся штырем; б — прямая со штырем, удерживаемым шпилькой; в — закругленная; г — скоба-зажим для стального троса

При низких температурах цепи плохо выносят ударные нагрузки. Если толщина звеньев уменьшилась на 10% строительной толщины и более, такелажная цепь считается непригодной к дальнейшей эксплуатации.

Такелажные скобы применяются в качестве элементов оснастки судна и судовых устройств, выполняющих различные функции. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Штырь в скобе удерживается либо с помощью нарезки на конце штыря и в одной из проушин, либо шплинтом, вставляемым в отверстия в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух, в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок и т. д., соединить или разъединить такелажные цепи и тросы. Соединительные скобы якорной цепи, а также грузовые скобы, служащие для подъема больших тяжестей, имеют штыри со шплинтами (шпильками).

По форме спинки скобы бывают прямые и закругленные. Прямые скобы применяются для растительных и стальных тросов, а закругленные — только для растительных. Скобы-зажимы применяются для быстрого соединения (сращивания) тросов и изготовления петли на конце троса.

Размер скобы определяется по диаметру ее спинки и характеризуется номером, который соответствует допускаемому усилию на скобу. Номер выбивается на нижней части лапок скобы вместе с товарным знаком завода-изготовителя.

Рис. 2. Гайки:
а — обыкновенный простой; б — обыкновенный повернутый; в — пентер-гак; г — грузовой (шкентель-гак); д — вертлюжный и двойной вертлюжный; е — глаголь-гак; ж — храпцы

К эксплуатации допускаются только исправные скобы, не имеющие трещин, раковин, заусениц и других дефектов. Головка штыря должна быть без перекосов и плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна иметь сорванных ниток. Трущиеся части скоб, а также нарезку штырей и проушин надо регулярно смазывать. Использование скоб со средним износом 10% строительной толщины и более не допускается. Скобы должны храниться в сухом помещении в подвешенном состоянии.

Такелажные гаки — стальные кованые крюки, применяемые на судах для различных целей. По форме и конструкции гаки условно можно разделить на три группы: обыкновенные, вертлюжные и гаки специального назначения.

Обыкновенный гак состоит из спинки, обуха, с помощью которого гак заделывается в огон троса или крепится в подвеске той или иной конструкции, и носка. По форме обыкновенные гаки бывают простые — плоскость обуха перпендикулярна плоскости спинки и повернутые — обух, спинка и носок лежат в одной плоскости. Разновидностью обыкновенных гаков являются пентер-гаки. В нижней части спинки они имеют обушок для крепления оттяжки. Для грузовых шкентелей применяются повернутые гаки особой конструкции. Эти гаки, называемые грузовыми, или шкентель-гаками, имеют загнутый внутрь носок, прикрытый сверху специальным приливом. Такое устройство гака исключает его зацепление за выступающие части корпуса судна и грузового люка при подъеме груза.

Вертлюжный гак имеет вместо обуха шейку, которая обеспечивает закрепление гака и его свободное вращение в оковке блока или другой подвеске. Вертлюжные гаки применяются для предотвращения перекручивания тросов.

К гакам специального назначения следует отнести глаголь-гаки и храпцы.

Глаголь-гак состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком и обухом в виде проушины, круглого крепежного звена, удлиненного звена и соединенных с ним стопорного и соединительного звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, они быстро отдаются.

Храпцы представляют собой складной гак, образованный двумя простыми гаками. При складывании гаков образуется как бы замкнутое кольцо, надежно обеспечивающее закрепление стропа или огона троса.

Номер гака, соответствующий его грузоподъемности, выбивается на клейме.

Уход за гаками на судне сводится к систематическому их осмотру в целях обнаружения трещин, раковин и других дефектов и к смазыванию трущихся поверхностей. Вертлюжные гаки необходимо периодически расхаживать. Гаки со средним износом 10% строительной толщины и более к эксплуатации не допускаются.


Читать далее:

Категория Морская практика