Сырье и полуфабрикаты для производства лакокрасочных материалов


Категория Малярные работы в судостроении

Подавляющее количество лакокрасочных материалов судостроительные заводы получают в готовом к употреблению виде. Однако некоторые из них приходится готовить на месте применения. Для этой цели используют различные полуфабрикаты, масла, пигменты.

Растительные масла

Растительные масла в чистом виде не применяются. Их используют для приготовления олиф, лаков, замазок, шпаклевок и мастик.

По своему составу масла представляют собой глицериды, т. е. сложные соединения (эфиры) трехатомного спирта и одноосновных кислот жирного ряда (стеариновой, пальмитиновой, олеиновой, линолевой и др.).

По характеру высыхания растительные масла делят на следующие три группы:

Высыхающие масла. В эту группу входят льняное, конопляное и тунговое (древесное) масла. Для них характерно быстрое высыхание в тонкой пленке, которая не размягчается и практически не растворима в растворителях.

Полувысыхающие масла. В эту группу входят подсолнечное, ореховое, соевое, хлопковое, маковое масла; они высыхают медленнее. Пленки их после высыхания снова размягчаются, плавятся и могут быть растворены в растворителе. Хлопковое масло до специальной обработки высыхает только в присутствии катализаторов.

Невысыхающие масла. К этой группе относится касторовое масло, которое приобретает способность к высыханию только после специальной обработки.

Рассмотрим кратко характеристику каждого из масел в отдельности.

Льняное масло темно-желтого цвета; качество его во многом зависит от района произрастания льна. Наиболее часто применяется для приготовления высококачественных олиф и лаков.

Конопляное масло окрашено в зеленоватый или в желтовато-зеленый цвет, имеет характерный запах. Используется для приготовления натуральных олиф и лаков.

Тунговое (древесное) масло добывается из плодов тунговых деревьев, произрастающих в субтропическом климате. Применяется для изготовления лаков или олиф в смеси с льняным и другими маслами. Высохшая пленка масла очень твердая, с хорошей водостойкостью, не разрушается слабыми щелочами. Тунговое масло, особенно свежее, ядовито.

Подсолнечное масло получается от светло-желтого до темного цвета. При изготовлении олиф применяется в смеси с льняным или конопляным маслом. Используется при производстве белых густотертных красок, мало желтеющих на свету.

Ореховое масло применяется для приготовления художественных красок. Пленки его не желтеют, само масло не меняет тона светлых красок.

Соевое масло используют для приготовления олиф, высохшие пленки которых способны становиться липкими. Особенно быстро появляется липкость в пленках, содержащих избыток сиккатива.

Хлопковое масло после специальной химической обработки применяют для производства лаков и олиф.

Маковое масло при высыхании не желтеет и не влияет на цвет краски. Используется для приготовления художественных красок. Высохшие пленки красок способны становиться липкими и покрываются трещинами.

Касторовое масло от светлого до темно-желтого цвета получают из семян клещевины. В необработанном виде используется как пластификатор. После специальной обработки из него готовят высококачественную олифу и лаки для пищевой промышленности.

Латексы

Натуральные и многие виды синтетических каучуков не могут применяться в качестве пленкообразующих веществ для лакокрасочных материалов в связи с невозможностью получения растворов высокой концентрации. Растворы, пригодные для применения в качестве лаков, т. е. имеющие малярную вязкость, содержат только 5—7% растворенного каучука. В связи с этим для приготовления красок используют латексы, представляющие собой водную эмульсию сополимеров каучука, в первую очередь сополимеров стирола и поливинилацетата.

Поливинилацетатные латексы, или эмульсии, по сравнению с растворами каучуков содержат больше смолы. Они образуют неокисляющиеся и нежелтеющие пленки, обладающие хорошим розливом, адгезией, стойкостью к истиранию.

С помощью латексов можно готовить быстросохнущие, с пониженной горючестью краски, лишенные запаха, шпаклевки, клеи, составы для пассивирования металла и т. п. В судостроении применяют латексы марок СКС-65 ГП, ДВХБ-70, СКС-30 ШР, СКС-30 У, СКС-30 к.

Содержание пигмента в латексной краске не должно превышать 50%, большее количество оказывает отрицательное влияние на устойчивость системы. Введение пластификаторов повышает адгезионные свойства покрытий.

В судостроении применяются эмульсионные краски марок СЭМ, ВА-27, ВА-27А, ВА-27НГ и др.

Пигменты

Пигментами называют сухие красящие вещества минерального происхождения, не растворяющиеся в связующем. Пигменты вводят в состав грунтов, шпаклевок, подмазок, красок, эмалей и мастик для придания им нужного цвета. Вместе с тем пигменты влияют и на физические свойства покрытия. Они повышают твердость и прочность покрытия, уменьшают его водопроницаемость, оказывают влияние на высыхание пленкообразующей основы. Такой пигмент, как окись цинка, поглощает ультрафиолетовые лучи, защищая этим пленку от чрезмерно быстрого старения и разрушения.

Пигменты разделяются на естественные и искусственные. К естественным относятся красящие минеральные вещества, получаемые переработкой сырья (окрашенных глин, желез-ных руд, огарков и т. п.) простыми способами: дроблением, измельчением, просеиванием, отмучиванием, прокаливанием. К таким пигментам принадлежат: сурик железный, мумия, охра, умбра. Эти пигменты относятся к группе земляных пигментов.

Искусственные пигменты: литопонные, свинцовые, титановые, цинковые белила,сурик свинцовый,крон свинцовый и цинковый, лазурь железная (милори), ультрамарин, киноварь искусственная и другие, — получают путем специальной химической обработки сырья.

О качестве пигментов судят по таким их свойствам, как химический состав, цвет, светостойкость, укрывистость, интенсивность (красящая способность), степень измельчения (тонкость помола), маслоемкость, растворимость в воде,способность противостоять действию кислот, щелочей и сероводорода.

Химический состав имеет большое значение для определения физико-малярных свойств пигментов и их пригодности для тех или иных целей. Химический состав пигментов необходимо знать также и для определения степени вредного действия (токсичности) на человеческий организм. Пигменты, содержащие свинцовые соединения (сурик, крон, белила), медные (ярь-медянка, окись меди), ртутные (киноварь естественная) отравляют человеческий организм, попадая через дыхательные и пищеварительные пути и кожный покров.

Цвет пигментов имеет важное значение с точки зрения эстетической, декоративной и специальной (окраска аварийного и пожарного имущества, отличительных знаков, санитарных помещений и т. д.). Цвет пигментов зависит от того, какую часть солнечного спектра они поглощают и отражают. Так, цинковый крон отражает желтую часть солнечного спектра, поэтому он воспринимается нашим глазом как желтый; ультрамарин и милори отражают синюю часть спектра и воспринимаются нами как синий; пигменты, отражающие полностью весь солнечный спектр, воспринимаются как белые; пигменты, поглощающие весь солнечный спектр, воспринимаются как черные.

Светостойкость — способность пигмента сохранять свой цвет и оттенок при длительном действии на него прямого солнечного света. Лучшими пигментами считаются те, которые не изменяют цвета (не выгорают) под действием лучей солнца за период не менее двух лет. Светостойкость проверяется испытанием образцов пигментов при естественном солнечном освещении или путем облучения их светом кварцевой лампы.

К пигментам, обладающим хорошей светостойкостью, относятся белила титановые и цинковые, окись хрома, охра, умбра, мумия, железный сурик, сажа. К пигментам, не устойчивым к солнечному свету, относятся белила литопонные, киноварь естественная и др.

Укрывистость, или кроющая способность, — это способность пигментов закрывать при окраске нижележащий слой, белый или черный, так, чтобы он не был виден (не просвечивал) в отраженном свете. Укрывистость определяется нанесением испытуемой краски на стеклянную пластинку, размером 30×10 см, с обратной стороны которой нанесены две черные полосы. Укрывистость определяется в г/м2. Укрывистость зависит от величины частиц пигмента, показателя преломления пигмента и пленкообразующей основы. Укрывистость железного сурика 20, охры 65—90, белил цинковых 100, белил свинцовых 130—140.

Укрывистость только косвенно характеризует нормы расхода лакокрасочного материала.

Интенсивность, или красящая способность, — это свойство пигмента влиять на цвет другого пигмента при смешении. Она имеет большое значение при изготовлении цветных красок. Чем больше красящая способность, тем меньше количество пигмента требуется для изготовления краски определенного цвета. К пигментам с очень хорошей красящей способностью относятся лазурь цельная (милори), киноварь, сажа, сурики.

Степень измельчения, или дисперсность, характеризует измельчение отдельных частиц пигмента, размер которых определяется путем просеивания через сита с различным количеством отверстий на 1 см2. При просеивании пигмента через сито с 4900 отв/см2 на сите должно остаться 2—3%, при чем этот остаток должен полностью проходить через сито 1600 отв/см2.

Маслоемкость — количество льняного масла, необходимого для получения густой пасты из 100 г сухого пигмента. Масло-емкость определяет антикоррозионные свойства пигмента: чем выше маслоемкость, тем хуже его защитные свойства. Масло-емкость сурика свинцового 12—15, белил свинцовых—12, белил цинковых — 40, сажи — 160.

Растворимость в воде пигментов, предназначенных для изготовления судовых красок, недопустима, так как такие пигменты резко ухудшают антикоррозионные свойства красок.

Способность противостоять действию кислот, щелочей и сероводорода является одним из основных показателей для красок, используемых при окраске специальных судовых помещений, а также надстроек и надводного борта. Эту способность пигментов необходимо учитывать при выборе красок для судна.

Пигменты, кажущиеся прозрачными в масляных пленкообразующих, вследствие того что они пропускают все падающие на них лучи, называют лессирующими.

Пигменты, которые отражают падающие на них лучи, называют кроющими.

Укрывистость пигмента зависит от разности показателей преломления пигмента и пленкообразующего и, следовательно, один и тот же пигмент может быть в одном связующем лессирующим, а в другом — кроющим. Так, мел в масле лессирует, в воде — укрывает.

В судостроении наиболее часто используют следующие пигменты.

Белые пигменты. Белила литопонные — искусственный пигмент выпускается в виде порошка белого цвета, состоящего из смеси сернистого цинка и сернокислого бария. Краски, изготовленные на этих белилах, на свету желтеют, а в темноте приобретают серый оттенок. Атмосферостойкость красок недостаточно высокая, но ее можно несколько улучшить добавлением окиси цинка или талька.

Белила свинцовые (основной карбонат свинца) — искусственный пигмент, который выпускается в виде водной или затертой на масле пасты. Свинцовые белила обладают хорошими антикоррозионными свойствами и светостойкостью. Под влиянием сероводорода темнеют. Особенно сильное изменение цвета наблюдается на судах, окрашенных свинцовыми белилами при заходе в порты или каналы, где разлагаются органические вещества.

Белила титановые (двуокись титана)“—искусственный пигмент, выпускаемый под двумя марками: анатазной (имеющей три сорта—А-1, АВ, А-01) и рутильной (Р-02 и Р-01). Анатазная форма двуокиси титана недостаточно атмос-феростойка и склонна к значительному мелению. Поэтому в судостроении рекомендуется применять рутильную форму двуокиси титана, обладающую хорошей атмосферостойкостыо и практически немелящую. Краски с титановыми белилами имеют чистый белый цвет и обладают лучшей укрывистостыо, чем краски с другими белыми пигментами.

Белила цинковые (окись цинка) —искусственный пигмент белого цвета. Готовят их из металлического цинка или цинкосодержащих руд и отходов. Белила цинковые выпускают следующих марок: М-1 и М-2 — белила цинковые муфельные; В-1 и В-2 — белила цинковые витерильные.

По атмосферостойкости витерильные белила превосходят муфельные, но уступают им по белизне. В судостроении применяют белила марок М-1, М-2 и иногда В-1.

Бланфикс — сернокислый барий. Отличается от тяжелого шпата более чистым оттенком и значительно большей укрывистостыо. Применяется в качестве пигмента при изготовлении фарблаков, в производстве белил — в качестве наполнителя.

Мел —в природе встречается в виде залежей. По составу представляет углекислый кальций. Поступает в виде комового или молотого. Молотый мел (иногда называют «плавленый») разделяют по степени измельчения путем отмучивания в водных чанах. Применяется мел при изготовлении шпаклепок, мастик и замазок как наполнитель и как пигмент для приготовления водных красок.

Желтые пигменты искусственные. Крон свинцовый — искусственный минеральный пигмент; выпускается двух цветов: лимонного и оранжевого. По химическому составу — изоаморфная смесь хромовокислого и сернокислого свинца. Атмос-фероустойчивость и антикоррозионные свойства оранжевого крона выше, чем лимонного.

Крон стронциевый, или строи циановая желтая (хромат стронция), — искусственный пигмент яркого желто-зеленого цвета. По светостойкости превосходит свинцовые и цинковые кроны.

Крон цинковый — искусственный пигмент светло-желтого цвета. Атмосферостойкость и светостойкость средние. Для приготовления грунтов следует использовать специальный сорт крона, отличающегося от обычного более высоким содержанием окиси цинка.

Желтые пигменты естественные. Охра — естественный земляной пигмент, в котором содержится от 15 до 20% окиси железа. В природе охра встречается различных оттенков: светлая, золотистая, темная. Окраску охре придают в основном окислы железа.

Зеленые пигменты. Зелень свинцовая — искусственный порошкообразный пигмент зеленого цвета различных оттенков, изготовляемый механическим смешением свинцового крона и лазури железной. Атмосфероустойчивость и светостойкость удовлетворительные. Разрушается щелочами и кислотами.

Зелень цинковая, или зеленый крон, — искусственный пигмент различных оттенков, получаемый механическим смешением крона цинкового и лазури железной. Атмосфероустойчивость и светостойкость удовлетворительные.

Окись хрома — искусственный, очень светостойкий пигмент. Обладает тускло-зеленым цветом, высокой теплостойкостью, но не укрывиста и не интенсивна. Выпускается следующих марок: ОХ-Э, ОХ-В, ОХ-1, ОХ-2.

Ярь-медянка — искусственный пигмент, получаемый при взаимодействии уксусной кислоты и меди (средняя уксуснокислая соль). Ярь-медянка обладает плохой укрывистостью, вследствие чего ее применяют в смеси с хорошо кроющими пигментами, обычно со свинцовыми белилами в соотношении 1:1. Масляная краска, изготовленная из такого смешанного пигмента, обладает красивым зеленым цветом, хорошей адгезией и укрывистостью.

Антикоррозионные свойства ярь-медянки высокие.

Синие пигменты. Лазурь железная — искусственный пигмент темно-синего цвета, очень интенсивен, но с плохой укрывистостью. Разрушается щелочами, кислотами.

Ультрамарин синий — искусственный пигмент синего Цвета с различными оттенками. Светостойкость и атмосферо-устойчивость удовлетворительные. Устойчив к действию щелочей, но разрушается кислотами.

Красные пигменты. Киноварь естественная (сернистая ртуть)—природный пигмент яркого цвета. Киноварь недостаточно светостойка, ядовита. В судостроении применяется редко.

Киноварь искусственная — пигмент, получаемый осаждением или смешением органических пигментов (пигмента красного С, пигмента алого и др.) с различными наполнителями. Светопрочность несколько ниже, чем у киновари естественной.

Марс красный (окись железа) — искусственный пигмент коричневато-красного цвета. Обладает хорошей светостойкостью и атмосфероустойчивостью.

Мумия естественная — природный пигмент различных оттенков от светло-желтого до коричневого цвета. Окраска пигмента зависит от процентного содержания окислов железа. Светостойкость и атмосфероустойчивость хорошие. Мумия устойчива также и к действию химических агентов.

Мумия искусственная отличается от естественной более ярким цветом и оттенком, а также несколько меньшей атмосфероустойчивостью.

Пигмент железоокисный (окись железа) — порошок коричнево-красного цвета. Отличается хорошей светостойкостью и атмосфероустойчивостью.

Редоксайд — искусственно полученный порошкообразный пигмент красно-коричневого цвета. По качеству аналогичен марсу красному.

Сурик железный — природный земляной пигмент кир-пично-красного цвета. Свойства и цвет пигмента зависят от содержания в нем окиси железа. Железный сурик — светостойкий пигмент, обладающий хорошей укрывистостыо, широко применяется для изготовления грунтовок и красок для самых разнообразных изделий.

Отдельные партии сурика железного содержат примеси хлористых соединений. Поэтому при изготовлении красок, предназначенных для применения в цистернах с дистиллированной водой или окраски поверхностей металлов, склонных к меж-кристаллитной коррозии, следует использовать пигмент, в котором содержание хлористых соединений не превышает 0,15%.

При окраске подводной части корпуса, балластных цистерн, трюмов в районе машинно-котельных отделений и т. п. возможно использование железного сурика, содержащего до 0,25% хлористых соединений.

Оранжевые пигменты. Сурик свинцовый —пигмент красно-оранжевого цвета, получаемый окислением глета или свинца в специальных печах. Характеризуется высокими антикоррозионными свойствами и стойкостью к атмосферным воздействиям. Укрывистость свинцового сурика настолько мала, что ее нельзя определить, маслоемкость 12—15. Краски, содержащие свинцовый сурик, имеют высокую адгезию к стальным поверхностям. Находящийся в составе свинцового сурика глет (примерно 5%) вызывает в готовых красках быстрое загустевание олифы вследствие образования твердых свинцовых мыл, поэтому свин-цовосуриковый грунт и краски со свинцовым суриком рекомендуется изготовлять непосредственно перед применением.

Свинцовосуриковый грунт применяется для грунтовки подводной части корпуса, грунтовки наружных и внутренних поверхностей корпуса, надстроек, помещений с повышенной влажностью, изолируемых и поэтому недоступных для частого осмотра поверхностей. Грунты, содержащие свинцовый сурик, запрещается применять для окраски поверхностей из медных, цинковых и алюминиевомагниевых сплавов.

Изготовление свинцовосурикового или смешанного грунта требует предосторожности, так как сухой свинцовый сурик, входящий в их состав, ядовит. Категорически запрещается производить сварочные работы на поверхностях, не очищенных от грунтов, содержащих свинцовые пигменты.

Для приготовления свинцовосурикового или смешанного грунтов используют сухой свинцовый сурик марки 3 или 4, а при их отсутствии — марок 1 или 2.

Коричневые пигменты. Сиена — природный пигмент в необожженном виде желтоватого, а после обжига коричневато-красного цвета. Светостойкость удовлетворительная.

Умбра — природный пигмент коричневого цвета разных оттенков. Имеет хорошую светостойкость. Окраска зависит от окислов марганца (чем их больше, тем темнее цвет пигмента).

Черные пигменты. Сажа — искусственно получаемый пигмент. Сажу, полученную из твердого сырья, называют «пламенной», из жидкого — «ламповой» и из газообразного — «газовой». В судостроении в основном применяется «газовая» сажа, являющаяся лучшей по качеству. Атмосфероустойчивость и светостойкость хорошие. В антикоррозионных грунтах может применяться только в виде небольшой примеси.

Черни — искусственные пигменты, полученные в результате прокаливания, без доступа воздуха различных органических веществ животного или растительного происхождения. Лучший сорт черни — жженая кость — обладает отличной све-топрочностью, стоек к действию кислот и щелочей.

Металлические пигменты. Пудра алюминиевая — тон-коизмельченный, подвергнутый специальной полировке алюминий, частицы которого имеют лепесткообразную форму. Пигмент серебристого цвета, обладающий хорошей светостойкостью и атмосфероустойчивостью. В пудре содержится 3—3,8% жировых веществ, устраняющих при правильном хранении возможность ее самовозгорания и взрывов. Применяется при изготовлении грунтов и красок различного назначения. Марки алюминиевой пудры — ПАК-3 и ПАК-4.

Закись меди — искусственный мелкокристаллический пигмент вишнево-красного цвета, содержащий не менее 90% закиси меди. Используется только для приготовления необра-стающих красок. Поставляется в виде водной пасты.

Пудра цинковая — поставляется в виде металлической пудры, с частицами диаметром не более 40 мк (лучше 10— 15 мк), содержащей примесь окиси цинка. Содержание металлического цинка в пудре должно быть не ниже 94%. Применяется при изготовлении протекторных грунтов.

Каждый пигмент позволяет готовить краски только одного цвета. Например из кронов получают желтые краски, из двуокиси титана — белые, из киновари — красные и т. п. Краски цвета слоновой кости, кремового, салатного, фиолетового и т.п. цветов приходится готовить смешением различных пигментов.

Чтобы выбрать пигменты для приготовления красок, необходимо знать о несовместимости пигментов.

Пигменты, которые нельзя смешивать при изготовлении красок:
Кадмиевая красная Киноварь натуральная
Крон свинцовый
Свинцовые белила
Ультрамарин

Бременская лазурь Крон свинцовый. Свинцовые белила Киноварь натуральная Ультрамарин Бременская лазурь. Киноварь натуральная. Ультрамарин Крон свинцовый. Свинцовые белила.

Если при изготовлении красок, состоящих из смеси пигментов, пренебречь их несовместимостью, то взамен краски ожидаемого цвета будет получена краска грязного оттенка, с низкими антикоррозионными свойствами, непригодная для применения.

Органические пигменты. Органические пигменты, или фарб-лаки, представляют собой цветные, не растворимые в связующем или воде органические соединения, обладающие большой красящей силой и способностью сообщать другим веществам (краскам, смолам, пластмассам и т. п.) яркую окраску.

Основные свойства органических пигментов (к их числу относят азо-, антрахиноновые и фталоцианиновые красители) — красивый цвет, способность окрашивать другие вещества и светостойкость.

Наиболее часто в красках употребляют следующие органические пигменты.

Моностраль синий — пигмент, с хорошей красящей способностью, мало изменяющийся на солнце и при нагревании. Не разрушается щелочами и кислотами.

Пигмент зеленый фталоциани новый — обладает хорошей красящей способностью, устойчив в морской воде.

Органические лаки — представляют собой нерастворимые в воде кальциевые и бариевые соли некоторых красителей. Отличаются яркими оттенками и хорошей светопроч-ностью.

Оттенки, присущие органическому пигменту или лаку, отмечают следующими буквенными обозначениями: Ж — желтый; К — красноватый; С — синеватый; 3 — зеленоватый; О — основной оттенок данного цвета. Если оттенки выражены очень сильно, то перед буквенными обозначениями ставят цифру, например 2Ж, 4К (цифра 3 не употребляется).

В судостроении органические пигменты и лаки применяют при окраске конструкций из стеклопластика, для красок, изготавливаемых на месте применения из смол, для протравы дерева, при окраске анодированного алюминия.

Специальные пигменты. Светящиеся. Светящимися составами (пигментами) называют вещества, обладающие способностью излучать в темноте свет без выделения тепла. В качестве таких составов применяют сернистые соединения цинка, стронция, кадмия, бария. Различают составы переменного и постоянного действия. В судостроении применяют светосоставы только переменного действия.

Перед употреблением светящиеся составы смешивают с дам-марными, бутилметакрилатными и другими лаками.

Флюоресцирующие пигменты — особая группа соединений, обладающих способностью очень яркого свечения.

Явление флюоресценции заключается в выделении светящимся телом световой энергии за счет ранее поглощенной им световой или энергии другого типа.

Пленки красок, в состав которых введены такие пигменты, особенно хорошо заметны при слабом, рассеянном свете, в туманную и облачную погоду, что очень важно для различного рода указателей, спасательных средств и т. п.

Эти пигменты выпускаются по ТУ МХП-15—66 следующих цветов: белого, лимонно-желтого, желтого светлого, желтого темного, оранжевого, розового, красного светлого, красного темного, фиолетового, синего, желто-зеленого, зеленого светлого и зеленого темного.

Наполнители

Наполнители — инертные, некрасящие вещества, вводимые в краски для снижения расхода пигментов, а иногда для улучшения антикоррозионных свойств некоторых красок.

Если сравнить пленку краски, содержащую только один пигмент, частицы которого имеют примерно одинаковую величину (рис. 17, а), с пленкой краски, в которую введен также наполнитель, размеры частиц которого меньше размеров частиц пигмента, то в последнем случае между частицами пигмента исчезнут большие промежутки, заполненные пленкообразующей основой (рис. 17, б). Поэтому такая пленка будет обладать повышенной водостойкостью и лучшими антикоррозионными свойствами.

Не все наполнители обладают одинаковыми свойствами, поэтому в краски, используемые на судостроительных заводах,

нельзя вводить мел, каолин, легкий шпат, ракушечник, которые ухудшают антикоррозионные свойства красок. Можно применять слюду, тальк, бланфикс, микроасбест, в отдельных случаях тяжелый шпат.

Микроасбест — используют в красках в качестве армирующего компонента. Введение его препятствует образованию в красках плотных осадков, даже при длительном хранении.

Слюда добавляется в краски в качестве наполнителя, повышающего антикоррозионные свойства.

Тальк — порошок белого или сероватого цвета — вводят в шпаклевки, грунты и краски. Наличие талька повышает атмосферостойкость покрытий и улучшает их устойчивость к действию некоторых нефтепродуктов.

Шпат тяжелый (барит)—минерал, имеющий после измельчения вид тонкого белого (или окрашенного) порошка. Введение его улучшает свойства красок.

Очень важно, чтобы используемый наполнитель имел тонкий помол в пределах 4—10 мк. Применение наполнителей грубого помола ухудшает качество красок.

Пластификаторы

Пластификаторы, или смягчители, — вещества, добавка которых в пленкообразующую основу значительно повышает эластичность пленок лаков или красок. В качестве пластификаторов применяют растительные масла невысыхающего типа (касторовое и хлопковое), химические соединения с высокой температурой кипения (хлорированный парафин и дибутилфта-лат) или смолообразные вещества.

Рис. 1. Пленка краски:
а — содержащая только пигмент; б — содержащая пигмент с наполнителем

Пластификаторы должны:
— хорошо совмещаться с пленкообразующей основой, в которую введены;
— иметь светлый цвет и не изменяться под влиянием солнечных лучей;
— не улетучиваться из пленки, в которую введены, и сохранять эластичность при низкой температуре;
— быть стойкими к действию кислот, щелочей, растворов соли, морской воды и др.;
— быть безвредными, не иметь неприятного запаха.

Минеральные масла в качестве пластификаторов применять нельзя.

Отвердители

Отвердители — специальные соединения, введение небольших количеств которых способствует образованию пленок у некоторых сортов лаков или красок. В судостроении применяют следующие отвердители.

ДГУ (уретан)—выпускается в виде 70%-ного раствора уретана в циклогексаноне; вязкая, нелетучая жидкость желтого цвета. Вводится в краски на основе уретановых, полиэфирных и других смол.

Контакт керосиновый (контакт Петрова) — получается при обработке нефтепродуктов в виде жидкости от темно-желтого до черного цвета. В судостроении рекомендуется использовать контакт марок КПк-1 и КПк-2 для отверждения лаков типа 10Б.

Отвердитель № 1—50%-ный раствор гексаметилен-диамина в этиловом спирте; вводится в эпоксидные смолы, лаки, краски. При работе с ним необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.

Отвердитель АЭ-4 — выпускается в виде 40%-ного раствора аллилового эфира триметилолфенила в органических растворителях; представляет собой прозрачную, вязкую жидкость темно-желтого цвета. Вводится в эпоксидные лаки и краски.

Полиэтиленполиамин — маслянистая жидкость со своеобразным запахом, от светлого до темно-бурого цвета; вводится в эпоксидные смолы и компаунды.

Толуиленди изоцианат — прозрачная жидкость слабо -желтого цвета. Вводится в краски уретанового типа. Требует принятия мер предосторожности; более токсичен, чем ДГУ, поэтому при работе с ним необходимо особенно тщательно соблюдать меры предосторожности.

Помимо описанных токсичных материалов, промышленность выпускает низкомолекулярные полиамиды (отвердители) типа MЛ-19 —вязкие жидкости темного цвета, хорошо растворимые в ксилоле, целлозольве, спиртах и смесях различных растворителей. Они значительно повышают эластичность покрытия, нетоксичны и не оказывают раздражающего действия на кожные покровы человека.

Обычно полиамиды добавляют в количестве 40—100% к весу эпоксидной смолы. Полиамиды придают покрытию не только эластичность, но и ударную прочность. Эпоксидные покрытия, отвержденные полиамидами, имеют хорошую адгезию к металлам, дереву, кирпичу, резине, пластикам. Кроме того, они увеличивают срок жизнеспособности готовых к употреблению смесей, не требуют такого точного соотношения между компонентами, как при употреблении полиамидов, улучшают розлив, способствуют исчезновению пор и кратеров на пленке.

Применяют следующие марки отвердителей:
ПО-200 — для отверждения лаков и эмалей, содержащих эпоксидные смолы среднего молекулярного веса;
ПО-300 — более низковязкий отвердитель, чем ПО-200. Используется при отверждении низкомолекулярных эпоксидных смол;
ПО-90 — наиболее высокомолекулярный отвердитель; применяется в тех случаях, когда необходимо получить краску с пленкой повышенной эластичности;

Отвердитель № 2 — 30%-ный раствор отвердителя П0-200 в смеси растворителей; применяется для отверждения эпоксидных эмалей, наносимых краскораспылителем.

Активаторы, или ускорители, (диметилани-лин, нафтенат кобальта, октоат) применяют в красках на основе полиэфирных смол. Эти добавки способствуют ускорению процесса образования пленок красок.

Инициаторы — специальные соединения (перекиси бен-зоила, метилэтилкетона, циклогексанона, гидроперекись ку-мола); вводятся в состав красок на основе полиэфирных смол с целью ускорения процесса отверждения пленок.

Растворители и разбавители

Растворителями называют органические летучие жидкости, способные растворять пленкообразующую основу лака или краски. Растворители вводят для того, чтобы придать лакам и краскам такую вязкость (консистенцию), при которой их можно наносить на окрашиваемую поверхность тонким, равномерным слоем кистью, краскораспылителем или окунанием. После окраски растворитель полностью улетучивается из пленки.

Растворители оказывают значительное влияние на качество пленок. Быстрое испарение растворителя может нарушить прочность пленки.

Растворители, которые непосредственно растворяют пленкообразующую основу, называют активными.

Наряду с растворителями, для разведения красок применяют разбавители и разжижители — вещества, не растворяющие пленкообразующую основу. Они применяются для разведения красок до малярной консистенции в сочетании с активными растворителями.

Одно и то же вещество может быть растворителем для одних пленкообразующих и разбавителем — для других (например скипидар, спирт, ацетон).

Сильно загустевшие лаки, эмали, краски вначале необходимо развести растворителем, после чего довести до нужной вязкости разбавителем или разжижителем. Количество последних в лакокрасочных материалах не должно превышать 6—8%. Введение больших количеств разбавителя или разжижителя может вызвать выпадение смолы и порчу материалов.

При выборе растворителей или разбавителей следует учитывать условия выполнения окрасочных работ. Использование растворителей с низкой температурой кипения сокращает время высыхания пленок.

Однако при этом происходит сильное охлаждение окрашенных поверхностей, в результате чего на пленке конденсируется влага, а это снижает адгезию, уменьшает прочность и изменяет цвет покрытия.

При определении пригодности растворителя учитывают его растворяющую способность, температуру кипения, скорость испарения, температуру вспышки, воспламеняемость, запах, вредность, способность вызывать коррозию металла.

Растворители, разбавители или разжижители широко используются в судостроении также при подготовке поверхностей под окраску для удаления с них загрязнений органического характера.

Для разбавления лаков и красок целесообразнее применять смеси из различных разбавителей вместо одного разбавителя в чистом виде, так как это обеспечивает лучшее качество пленки.

Следует помнить о том, что чрезмерно быстрое испарение растворителей может явиться причиной образования на поверхности пленки пузырей, большого количества пор, возникновения в ней больших внутренних напряжений, вызывающих появление трещин, или побеления. Все это сопровождается уменьшением прочности и ухудшением адгезии пленки к поверхности.

Если при максимально возможном количестве растворителя или разбавителя краска получается с высокой вязкостью, то необходимо использовать другую технологию окраски (подогретыми красками и т. п.).

Практически все растворители и разбавители являются горючими жидкостями, поэтому при работе с ними необходимо принимать меры к устранению возможности взрыва и пожара путем:
— хорошей вентиляции помещений, в которых производятся окрасочные работы. Это исключает возможность образования горючих и взрывоопасных смесей паров растворителей с воздухом и накопление их в количествах, вредных для здоровья людей;
— устранения возможных источников пожара (неисправная или неприспособленная для данных условий электроарматура, открытые источники огня);
— запрещения применения в помещениях, где ведутся окрасочные работы, сварки, использования стальных инструментов и т. п.

Не следует применять растворители с сильным или раздражающим запахом. Кроме того, надо всегда помнить, что концентрация в воздухе паров любых растворителей вредна: длительное вдыхание паров растворителей может вызвать головокружение и даже обморочное состояние. Использование растворителей для мытья рук,недостаточно аккуратное обращение с ними или содержащими растворители материалами приводит к кожным заболеваниям.

Таким образом при работе с растворителями необходимо особенно тщательно соблюдать соответствующие меры предосторожности.

К числу особенно вредных растворителей, применение которых в судостроении запрещается, относятся: бензол, дихлорэтан, метиловый спирт, трихлорэтилен.

В судостроении используется широкий ассортимент растворителей и разбавителей, необходимых для разведения лаков, грунтов, шпаклевок, красок и эмалей на натуральных или синтетических смолах.

Амилацетат (грушевая эссенция) —очень хороший растворитель для различных смол, жиров и масел. Обладает своеобразным запахом. Кипит в пределах 100—145 °С, температура воспламенения 39 °С.

Ацетон — прозрачная жидкость с характерным запахом. Кипит в пределах 55—60 °С. Используется как растворитель и разбавитель преимущественно в нитроцеллюлозных красках. Для обезжиривания применять не рекомендуется. Температура воспламенения 17 °С.

Бутилацетат — очень распространенный растворитель, заменяет амилацетат. Температура кипения 110—132 °С, воспламенения — 25 °С.

Бутиловый спирт (бутанол) — применяется преимущественно в смеси с растворителями. Наличие его улучшает розлив лаков, препятствует помутнению и побелению пленок покрытий. Температура кипения 114—118 °С, воспламенения — 34 °С.

Изопропиловый спирт растворяет смолы, жиры и масла. Используется как разбавитель в сложных растворителях. Температура кипения 79—82 °С, воспламенения — 18—20 °С.

Изопропилацетат хорошо растворяет смолы, нитроцеллюлозу. Смешивается с растительными маслами. Температура кипения 82—95 °С, воспламенения — 0 °С.

Ксилол — распространенный растворитель для смол и масел. Смешивается с нефтяными углеводородами. Температура кипения 135—145 °С, воспламенения — 20 °С.

Растворители № 646 и № 647, состоящие из смеси различных растворителей и разбавителей, применяют преимущественно при работе с нитролаками и нитроэмалями, в том числе с эпоксиднонитроцеллюлозными.

Растворитель № 648 — смесь различных углеводородов, спиртов и т. п. Применяется для улучшения розлива красок и сглаживания штрихов на нитропокрытиях.

Растворитель № 649 — предназначен для разведения до рабочей вязкости нитроглифталевых эмалей.

Растворитель № 650 применяют для разведения нитро-целлюлозных лаков.

Растворитель № 651 применяют для разведения масляных и глифталевых лаков.

Растворитель КР-36 предназначен преимущественно для разведения загустевших нитрокрасок или удаления их с окрашенной поверхности.

Растворитель РС-1 состоит из смеси растворителей; предназначен для разбавления перхлорвиниловых лаков и эмалей, а также бутилметакрилатных эмалей.

Растворитель РС-2 состоит из смеси ксилола с уайт-спиритом: предназначен для разбавления масляных и битумных лаков и масляных красок.

Растворитель РС-4 предназначен для разведения эпоксидных лаков и грунтов, лаков и красок на основе перхлорвиниловых или хлорвиниловых смол.

Растворитель Р-4 широко используется при разведении грунтов и красок на синтетических смолах, масляных и перхлорвиниловых эмалей.

Разжижитель Р-5 применяют для разведения загустевших хлорвиниловых, перхлорвиниловых, полистирольных красок, масляных лаков и эмалей.

Разжижитель Р-6 используют для разведения лаков на основе меламиноформальдегидной и резиловой смол, а также поливинилбутираля и красок на рснове этих лаков.

Разбавитель Р-7 применяют для разбавления лаков на основе крезолформальдегидной смолы и поливинилбутираля и красок на основе этих лаков.

Растворитель Р-10 предназначен для разведения перхлорвиниловых или хлорвиниловых эмалей.

Разбавители Р-13 и Р-14 используют для разбавления загустевших эмалей масляных и алкидного типа.

Растворитель Р-40 применяют для разведения грунтов, шпаклевок, лаков и красок на эпоксидной основе.

Растворитель РЭ-4 предназначен для разведения грунтов, лаков и красок на эпоксидной основе.

Растворитель РМЛ применяют для растворения грунтов, шпаклевок, лаков и эмалей на нитроцеллюлозной основе.

Разжижитель Р-60 используют для разбавления эмалей на смеси крезолформальдегидной и поливинилбутиральной смол.

Разжижитель РВЛ применяют для разбавления лаков на основе винифлексовых смол.

Разжижитель ДМЗ-Р состоит из смеси растворителей и разбавителей; предназначен для разбавления перхлорвиниловых лаков и эмалей.

Разбавитель РДВ применяют для разбавления нитроэмалей, различных красок, лаков и шпаклевок.

Разбавитель РКБ-1 предназначен для разбавления эмалей и лаков, приготовленных на основе синтетических смол.

Разбавители РКБ-2 и РК.Б-3 применяют для разбавления мочевиноформальдегидных лаков.

Скипидар — применяют как разбавитель для масляных красок и как растворитель для получения лаков из таких смол, как даммара, копалы и канифоль.

Сольвент — смесь различных углеводородов, хорошо растворяющая смолы и масла. Температура кипения 110—160 °С, воспламенения — 21 °С.

Толуол — хороший растворитель масляных и смоляных лаков, различных синтетических и многих естественных смол. Температура кипения 110—112 °С, воспламенения — 3 °С.

Циклогексанон смешивается почти со всеми органическими растворителями; применяется в лаках и красках на сополимерах хлорвинила, в эпоксиднонитроцеллюлозных эмалях, лаках и эмалях на основе синтетических смол. Температура кипения 150—156 °С, воспламенения — 44 °С.

Этилацетат хорошо растворяет жиры и масла, хуже — смолы. Применяется в смеси с разбавителями. Температура кипения 77 °С.

Этиловый спирт используют в качестве разбавителя, а также для приготовления спиртовых лаков, клеев, лака 10Б и т. п. целей. Температура кипения 78 °С.

Уайт-спирит или бензин — наиболее распространенный разбавитель для масляных красок, широко применяется для обезжиривания, мытья оборудования, котелков, кистей и т. п. Пределы кипения 165—200 °С, температура воспламенения — 28 °С.

Этилцеллозольв применяют в качестве компонента сложных растворителей, предназначенных для разведения лаков, грунтов и красок на основе эпоксидных смол. Температура воспламенения — 40 °С.

В тех случаях, когда окрашивание производят в электрическом поле высокого напряжения (метод электроокрашивания), работа установки и качество покрытий зависят от правильного подбора растворителей, введенных в краску. В первую очередь на качество распыления оказывает влияние удельное объемное сопротивление растворителя и лакокрасочного материала. В табл. 4 приведены растворители, применяющиеся при электроокрашивании, и их основные свойства.

При электроокрашивании выбор марки растворителя или разбавителя, вводимого в краску, зависит от типа пленкообразующей основы. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше приходится разводить краску для придания ей нужной консистенции,но количество растворителя или разбавителя не должно быть больше 8—10% (за исключением красок специальных сортов, в которые разрешается вводить растворитель в большем количестве).

Сиккативы

Сиккативами называют вещества, ускоряющие высыхание растительных масел и лакокрасочных материалов, содержащих эти масла. Сиккатив поглощает кислород воздуха и быстро передает его маслу, благодаря чему сокращается время, необходимое для образования твердой пленки краски. Наибольшая скорость высыхания растительных масел и материалов, содержащих масла, наблюдается при вполне определенном . (оптимальном) количестве сиккатива.

Введение сиккатива в больших количествах вредно по следующим причинам:
— одновременно с высыханием происходит очень быстрое старение пленки покрытия, сопровождающееся появлением трещин и разрушением покрытия;
— в результате быстрого образования поверхностной пленки и наличия внутри недостаточно просохшего масла пленка покрытия через некоторое время может стать липкой.

Многие пигменты сами являются ускорителями высыхания масел (например свинцовый сурик, свинцовые белила, умбра), поэтому при определении количества сиккатива необходимо учитывать наличие в краске таких пигментов.

Сиккативы различают: по металлу, входящему в их состав (свинцовые, кобальтовые, марганцевые, кальциевые, свинцово-марганцевые); по типу кислот, используемых при изготовлении (смоляные, жирные, нафтеновые) и по способу изготовления (осажденные, плавленые).

В готовых к употреблению красках, олифах и лаках, содержащих масла, за редким исключением сиккативы введены в нужном количестве, поэтому добавлять их в такие материалы не следует. Нельзя вводить сиккативы в лакокрасочные материалы, не содержащие масел, например, в спиртовые лаки, нитроцеллюлозные эмали, краски эмульсионного типа, краски и лаки на основе каменноугольного пека и т. п.

В результате длительного, часто неправильного хранения, сиккативы могут испортиться. Они становятся мутными, на дне и стенках емкости, в которой хранились сиккативы, образуются липкие осадки, не смешивающиеся с растворителями, входящими в состав сиккатива. Такие сиккативы к употреблению непригодны и подлежат уничтожению.

Светлые сиккативы рекомендуется применять при работе с белыми и светлыми красками и лаками.

Ниже приведены характеристики некоторых сиккативов.

Сиккативы свинцовомарганцевые — раствор нафтеновых кислот или смеси нафтеновых кислот с кислотами, высыхающих или полувысыхающих масел в уайт-спирите или скипидаре. Применяются в количестве, не превышающем 10% общего объема краски.

Экстракт № 1 (сиккатив светлый)—свинцовомарганцевые соли нафтеновых кислот или кислот растительных масел, растворенных в скипидаре, уайт-спирите или других растворителях. Вводится в количестве, не превышающем 4% общего объема краски, лака и т. п.

Экстракт № 2 (сиккатив темный) отличается от экстракта № 1 более темным цветом. Вводится в количестве, не превышающем 4% общего объема краски, лака и т. п.

Сиккатив № 7640 —смесь растворов сплавов кобальтового резината с высыхающим маслом и свинцовомарганцевого линолеата. Вводится в количестве, не превышающем 10% общего объема краски, лака и т. п.

Смолы

Для приготовления лаков и красок применяют смолы естественные и искусственные.

Естественные смолы представляют собой сложные органические соединения, в основном растительного происхождения.

По внешнему виду это твердые, хрупкие, прозрачные или окрашенные (от светло-желтого до коричневого цвета) вещества, не растворимые в воде, но хорошо растворимые в различных растворителях или смеси их.

Введение смол в пленкообразующую основу улучшает адгезию ее к окрашиваемой поверхности, повышает блеск, твердость, влагостойкость и газонепроницаемость. Ниже приводятся характеристики этих смол.

Канифоль — наиболее распространенная естественная смола. Получают канифоль из деревьев хвойных пород перегонкой живицы (сырой смолы, добываемой подсечкой деревьев); такая канифоль называется подсочной, а также обработкой бензином (экстрагированием) размельченных пней и сучьев хвойных деревьев; такая канифоль называется экстракционной.

На качество канифоли, используемой для приготовления красок, способ получения не влияет.

Из канифоли получают лаки недостаточно высокого качества, поэтому ее перерабатывают в резинаты или эфиры канифоли (эфиры гарпиуса), из которых получаются лаки более высокого качества, чем из чистой канифоли.

Резинат кальциевый недостаточно стоек к действию влаги; используется в лаках, предназначенных для работ внутри помещений.

Резинат кальциевоцинковый обладает лучшей водостойкостью, чем кальциевый, придает лаковым пленкам твердость и блеск.

Резинат меди применяют при изготовлении красок противо-обрастающего типа.

Эфир гарпиуса, или глицериновый эфир канифоли, применяют при изготовлении масляных лаков, нитролаков и эмалей.

Пентаэритритовый эфир канифоли применяют в масляных лаках и эмалях. Он ускоряет сушку, сообщает пленкам твердость, водоустойчивость и атмосферостойкость.

Даммара имеет форму зерен, комьев или слез. Растворяется в скипидаре, частично в спирте. Используется при приготовлении лаков для светящихся красок.

Сандарак — зерна светло-желтого цвета, растворяется в спирте, скипидаре и др. растворителях. Применяется для приготовления спиртовых лаков, на которых готовятся светящиеся краски.

Шеллак имеет вид небольших тонких пластинок или чешуек желтовато-коричневого цвета. Растворяется в этиловом спирте, щелочах, аммиаке. Применяется для приготовления высококачественных политур и электроизолирующих лаков.

Копалы относятся к ископаемым смолам растительного происхождения. Встречаются в виде кусочков различной формы, цвета и прозрачности.

Различают копалы по их месторождению. Известны копалы: Азербайджанские, Армянские, Дальневосточные, Каури, Конго, Манила и др. Пленки копаловых лаков отличаются высокой твердостью, прочностью, водостойкостью. В настоящее время эти смолы очень редко используют для приготовления масляных лаков.

Янтарь в виде промышленных отходов используется для приготовления высококачественных лаков и эмалей.

Асфальты — природные смолы черного цвета, блестящие, твердые и хрупкие — наиболее чистые называются асфальтитами. Из отечественных асфальтов известны Садкинский, Сызранский, Каировский, Печорский, Шугоровский.

Асфальты применяются для приготовления асфальтомасляных и асфальтобитумных черных лаков (лак кислотостойкий №411 и др.).

Искусственные смолы — соединения, получающиеся в результате сложных химических процессов, называемых реакциями конденсации и полимеризации. Промышленность выпускает большой ассортимент искусственных смол, из которых в судостроении наиболее часто используют следующие:

Акриловые и метакриловые, обладающие хорошей светостойкостью, не разрушающиеся на открытом воздухе. Применяют для приготовления лаков, используемых при производстве светящихся покрытий холодной сушки.

Альбертоли (искусственные копалы) — соединения, состоящие из канифоли и фенолформальдегидных смол. Обладают хорошей совместимостью с растительными маслами и используются при изготовлении масляных лаков взамен природных копалов.

Битумы. Битумами называют искусственные смолы черного цвета, полученные из нефтепродуктов, не растворимые в воде, но хорошо растворимые в органических растворителях. Лучшими из битумов считаются Краснодарский и Грозненский, значительно уступают им Уфимский и Ухтинский. Битумы в зависимости от температуры плавления различаются по номерам. Более употребительными являются № 3 и 5. Используют битумы в лакокрасочной промышленности для изготовления битумных и маслянобитумных лаков.

Глифтали, получаемые из глицерина и фталевого ангидрида с добавлением в них канифоли, масел или жирных кислот. Свойства смолы зависят от состава и способа ее приготовления. На глифталевой смоле изготавливают грунт № 138, ГГф-020 и др.

Идитол — прозрачная, твердая, хрупкая смола, получаемая из фенола и формальдегида. Растворяется в этиловом спирте; употребляется взамен шеллака для приготовления политур и спиртовых лаков (мебельных) и для изготовления идитолового клея. Пленки идитолового лака хрупкие, сильно краснеющие при действии на них солнечного света. Выпускается трех марок— экстра, обыкновенный и светостойкий.

Кремнийорганические смолы получаются при конденсации низкомолекулярных кремнийорганических соединений. Представляют собой продукты от бесцветного до темно-коричневого цвета, хорошо растворимые в органических растворителях. Обладают повышенной теплостойкостью, эластичностью, высокими электроизоляционными свойствами, водостойкостью, маслостойкостыо, устойчивостью к нефтепродуктам. Применяются для изготовления кремнийорганических лаков типа КО-813.

Кумароноинденовые смолы получают из продуктов переработки каменноугольной смолы; выпускаются шести типов: А, Б, В, Г, Д, Е, различающихся по температуре размягчения; и пяти марок: I, II, III, IV, V, различающихся по цвету (от светло-желтого до темно-коричневого). Смолы растворимы в ароматических углеводородах и скипидаре, при нормальной температуре (18—20°С), а в уайт-спирите при 100—110°С. Их применяют при изготовлении покрытий, устойчивых к кислотам и щелочам, а также покрытий по дереву. Недостаток лаков, содержащих эти смолы, пониженная атмосферостойкость и склонность пленок к пожелтению.

Меламиновые, или меламиноформальдегидные смолы, используют для изготовления лаков и эмалей на их основе. Пленки эмалей не желтеют, водостойки, обладают хорошими антикоррозионными свойствами.

Мочевинные, или мочевиноформальдегидные смолы, применяют для приготовления лаков и эмалей на их основе. Пленки эмалей не желтеют, но по водостойкости и антикоррозионным свойствам уступают меламиновым покрытиям.

Грунты и эмали, приготовленные на меламиномочевинофор-мальдегидных смолах, применяются для окраски различных приборов, холодильников и медицинского оборудования.

Пеки. Пеками называют искусственные смолы черного цвета, с различной температурой плавления. Отличаясь хорошей водостойкостью, пеки недостаточно устойчивы к действию света и кислорода воздуха, под влиянием которых становятся хрупкими. Пеки хорошо растворимы в сольвенте, ксилоле, толуоле. С растительными маслами не совмещаются. Используют пеки для приготовления лаков и специальных красок вместе с эпоксидной смолой. Известны лаки каменноугольного или сланцевого пека.

Пек каменноугольный получают при перегонке продуктов коксования каменного угля. В основном он применяется для приготовления каменноугольного лака (Кузбасслак) для окраски подводной части вспомогательных плавсредств.

Пек сланцевый получают при перегонке сланцевой смолы. Применяют для приготовления лаков, в красках специального типа. Растворим в сольвенте, ксилоле, толуоле. Устойчив к действию кислот и щелочей.

Пентафталевые смолы, получают из растительных масел, пентаэритрита и фталевого ангидрида; из них готовят высококачественные лаки и эмали, обладающие хорошей атмосферо-устойчивостью (ПФ-115, ПФ-223) и негорючие (ПФ-218) с добавлением углекислого цинка.

Поливинилацетатные смолы используют для приготовления эмульсионных красок и некоторых грунтов для дерева, к которому они имеют лучшую адгезию.

Полиуретановые смолы применяют при изготовлении лаков и эмалей. В состав пленкообразующей основы входят полиэфир (гидроксилсодержащее соединение) и полиизоцианат (ДГУ, продукт 102Т и т. п.).

Полиэфирные смолы получают искусственным способом из спиртов и органических кислот. Известен достаточно большой ассортимент смол, используемых для приготовления конструкций из стеклопластика, полиэфирных мебельных лаков, поли-уретановых покрытий. Пленки их имеют высокий блеск, не желтеют, водостойкие.

Фенольнобаритовая смола В НАМ Б-3 получается из фенола, формалина и едкого бария. Применяется для приготовления лака 10Б, используемого при окраске судов с деревянными корпусами, судов с корпусом из стеклопластика или оклеенных стеклопластиком.

Эпоксидные смолы получают искусственным путем. Меняя соотношение исходных компонентов и условия изготовления, можно приготовить смолы с различными свойствами. Для того, чтобы пленки эпоксидных покрытий обладали высокой водостойкостью и другими свойствами, в растворы смол вводят специальные отвердители. Смолы используют для приготовления грунтов, специальных красок и составов, предназначенных для заделки раковин на корпусе, в литье.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении