Свойства и назначение лакокрасочных материалов


Категория Технология окраски судов

Для того чтобы лакокрасочное покрытие надежно защищало изделие от коррозии и одновременно придавало ему требуемый декоративный вид, необходимо правильно подобрать схему окраски: выбрать материалы для грунтования, шпаклевания и окончательной окраски, а также определить оптимальное количество слоев каждого покрытия.

В зависимости от условий эксплуатации той или иной поверхности выбирают схемы окраски, определяющие количество слоев покрытия. Поэтому нужно хорошо знать основные свойства лакокрасочных материалов, применяемых в судостроении, при ремонте судов и эксплуатации.

При выборе лакокрасочного покрытия, помимо соответствия специальным требованиям, учитывают следующие его свойства:
— скорость высыхания при положительной и отрицательной температурах;
— устойчивость при эксплуатации и характер изменения внешнего вида;
— механическую прочность пленок (твердость, прочность при ударах, разрывах, сопротивление истиранию);
— устойчивость при обработке моющими растворами, горячей водой, парсгм;
— технологичность (возможность нанесения материала кистью, при помощи краскораспылителя, валиковой кистью, при подогревании, в электростатическом поле, окунанием);
— огнеопасность и ядовитость составных частей.

Ниже приведены краткие сведения об основных видах лакокрасочных материалов, применяемых в судостроении.

Олифы

Олифами принято называть растительные масла, обработанные особым способом. Пленка таких масел, нанесенная на поверхность тонким слоем, под влиянием света, кислорода воздуха подвергается внутренним изменениям и отвердевает. В результате этого образуется прочная эластичная пленка.

В зависимости от состава различают олифы натуральные, уплотненные, сйнтетические и синтетические модифицированные.

При постройке и ремонте судов применяют натуральные олифы и некоторые из олиф, относящихся к подклассу уплотненных (льняные, тунговые, касторовые, льняно-хлопковые, тунго-хлопко-вые, льняно-касторовые, тунго-касторовые). Синтетические и синтетические модифицированные олифы для окраски судов применять нельзя. Из натуральных олиф не следует использовать подсолнечные, и льняно-подсолнечные. Из уплотненных — подсолнечные, льняно-подсолнечные, подсолнечно-касторовые.

При наличии в составе уплотненных олиф (полимеризованных, оксидированных и т. п.) до 45% растворителя, что придает им своеобразный запах и делает огнеопасными, требуется при их употреблении обязательно использовать индувидуальные или коллективные средства защиты.

Грунты

Первый слой лакокрасочного покрытия, который наносится непосредственно на окрашиваемую поверхность, называется грунтом. Основное назначение грунта — предохранять окрашиваемые поверхности от коррозии, обеспечивать хорошее прилипание (адгезию) последующих слоев покрытия к окрашиваемой поверхности.

При грунтовании не следует стремиться к нанесению такого слоя, сквозь который не просвечивала бы окрашиваемая поверхность. Прочность грунта и хорошее прилипание к окрашиваемой поверхности достигаются при равномерном высыхании нанесенного слоя по всей толщине. Поэтому обычные грунты наносят равномерным слоем толщиной 10—20 мкм. Для получения тонкого слоя и хорошего смачивания поверхности, обеспечивающего лучшую адгезию грунта, его разбавляют в большей мере, чем краски. Грунты тиксотропного типа наносят слоем толщиной 100—200 мкм.

На качество грунта оказывает большое влияние режим его сушки и степень подготовленности окрашиваемых поверхностей. Поэтому процесс окраски должен быть организован так, чтобы грунтование производилось сразу после окончания подготовительного процесса. В этом случае поверхность металла будет защищена от окисления и загрязнения, происходящих тем быстрее, чем больше влаги и загрязнений содержится в окружающем воздухе. Для контроля качества грунта и количества нанесенных слоев желательно, чтобы цвет его отличался от цвета последующих слоев красок. При отсутствии этого проверить, равномерно ли и сплошным ли слоем нанесена краска, затруднительно. При выборе грунта необходимо учитывать особенности окрашиваемых поверхностей и природу тех лакокрасочных материалов, которые будут нанесены на грунт. Нельзя наносить масляные покрытия на грунты, содержащие пеки или битумы, так как входящие в их состав соединения фенольного характера задерживают высыхание масел. Кроме того, битумы растворяются в масляной пленкообразующей основе, в результате чего пленки красок резко изменяют цвет.

Грунт должен быть менее жирным, чем последующие слои покрытия. Поэтому нельзя на жирный грунт наносить тощие покрытия. Например, при нанесении эмали, приготовленной на тощих лаках, по масляному грунту происходит растрескивание верхних; слоев.

В технике отсутствует строгая классификация грунтов, поэтому в различных отраслях промышленности принципы, положенные в основу классификации, могут быть различными. В судостроении, как правило, грунты классифицируют по типу окрашиваемых материалов (различают грунты для стали, для легких металлов, для цветных сплавов, для дерева и т. п.), а также по способу их защитного действия на антикоррозионные, фосфатирующие и протекторные.

Для получения пленок, обладающих хорошими антикоррозионными свойствами, не разрушающихся при последующем нанесении на них красок, содержащих растворители, необходимо соблюдать режим сушки грунта, предусмотренный технической документацией.

В судостроении используют грунты следующих типов: -алкидные, акриловые, алкидностирольные, глифталевые, лаковые, масляные, полнуретановые, протекторные, фенолоформальдегидные, фосфатирующие, эпоксидные, этинолевые.

Грунты алкидные. Грунт глифталевый АЛГ-12 применяют для защиты от коррозии внутренних поверхностей сварных швов, получаемых при точечной сварке дюралюминиевых конструкций.

Грунт глифталевый ГФ-020 используют при окраске конструкций или приборов из стали эмалевыми красками (алкидными, масляными, мочевиноформальдегидными, перхлорвиниловыми).

Грунт КФ-030 (бывший АЛГ-1) желтый применяют при окраске приборов, изделий, конструкций из стали, алюминия, магния и их сплавов.

Грунт КФ-030 (бывший АЛГ-5) серо-зеленый предназначен для изделий из стали, алюминия или его сплавов.

Грунт ГФ-031 (бывший АЛГ-7) желтый используют для грунтовки поверхностей приборов, изделий и конструкций из стали, алюминия, магния и их сплавов.

Грунт ГФ-032“ (бывший АЛГ-8) желтый применяют при окраске приборов, конструкций, оборудования из легких сплавов.

Грунт ГФ-032 (бывший 138А) коричневый используется при окраске стальных конструкций, расположенных внутри корпуса, может применяться при окраске древесины и приборов или конструкций из алюминия и его сплавов.

Грунт ПФ-046 пентафталево-инден-кумароновый применяют при окраске стальных и деревянных поверхностей эмалевыми красками различного типа.

Грунт ПФ-061 ГС (горячей сушки) и ПФ-061 ХС (холодной сушки) пентафталево-инден-кумароновый предназначены для грунтования металлических или деревянных поверхностей. При сушке ПФ-061 ГС при 20° С в него вводят 7% марганцевого или другого сиккатива, не содержащего свинца.

Грунт МС-015 алкидностирольный используют при окраске приборов и оборудования из черных ^.металлов, находящихся при эксплуатации внутри корпуса судна.

Грунт МС-067 алкидностирольный применяют для защиты металла, очищенного от окалины и ржавчины на период межоперационного хранения и постройки судов.

Грунты АК-069 и АК-070 (бывшие АГ-ЗА и АГ-10С) приготовлены на основе полиакриловых смол. Пленки грунтов обладают хорошей адгезией к алюминию, магнию, их сплавам, сталям обычным и нержавеющим. Применяют при окраске изделий эмалями на основе сополимеров винилхлорида ВХВД-40, хлорвиниловыми и перхлорвиниловыми.

Масляные грунты. Ряд масляных грунтов изготовляют непосредственно перед применением в окрасочных цехах судостроительных заводов.

Грунт свинцовосуриковый № 81 готовят из сухого свинцового сурика и натуральной льняной или конопляной олифы в количествах, необходимых для 3—5 дней работы.

Готовить большие количества грунта нельзя, так как через несколько дней он загустевает, а затем затвердевает вследствие хи-~ мического взаимодействия сурика с олифой. Грунт должен быть однородным, без посторонних примесей и частиц нерастертого пигмента. Чтобы получить грунт высокого качества, после смешивания с олифой его необходимо пропустить через краскотерку. При практикуемом иногда, способе приготовления, путем смешивания пигмента с олифой без последующего перетира на краскотерке получается грунт низкого качества, не обеспечивающий надежной защиты металла от коррозии.

Если используют грунт, полученный простым смешиванием компонентов без перетира до необходимой степени дисперсности, или с нарушенным соотношением компонентов, то на окрашенной поверхности появляются потеки. Многие места оказываются покрытыми прозрачным слоем почти одной олифы, обладающей низкими антикоррозионными свойствами. Для исправления этого дефекта стекающий грунт, когда он начнет подсыхать, вновь растушевывают кистью. Иногда эту операцию приходится повторять два-три раза. Если стекание обнаружено на уже высохшей поверхности, то, не удаляя старого, наносят новый слой нестекающего грунта. Все это увеличивает стоимость окрасочных работ. Избежать этого можно, осуществляя своевременный контроль за качеством грунта и технологией его приготовления.

Чтобы устранить стекание грунта, не ухудшая защитных свойств, в грунт добавляют 5—15% густотертых свинцовых белил, после чего все тщательно перетирают на краскотерке.

Характерной особенностью свинцовосурикового грунта является медленное высыхание, в процессе которого в пленке образуются свинцовые мыла, повышающие ее защитные свойства. В результате окисления олифы со свинцовым суриком под воздействием кислорода воздуха и солнечных лучей на окрашенной свинцовосурико-вым грунтом поверхности пленка образуется через 24—36 часов. По этой пленке следующий слой краски можно наносить кистью через 3—5 суток, краскораспылителем после 36—48 часов. Дальнейшее высыхание грунта на всю толщину его пленки продолжается в жаркое время 2—3, а в остальное время до 6 месяцев.

В процессе высыхания цвет пленки грунта изменяется, превращаясь из ярко-оранжевого в белесоватый. Такое изменение цвета, происходящее в результате образования свинцовых мыл, не является признаком ухудшения качества грунта и не может служить основанием для удаления высохшей пленки и замены ее новой.

Свинцовосуриковый грунт № 81 имеет удовлетворительную адгезию к луженым, никелированным и хромированным поверхностям. Кроме того, он обладает очень высокими антикоррозионными свойствами, высокой адгезией к материалам, применяющимся при постройке судов, хорошей совместимостью практически со всеми красками, влагостойкостью, его можно использовать при отрицательных температурах. Именно поэтому и в настоящее время он широко применяется, особенно при ремонте, на судах для защиты конструкций, подвергающихся постоянному действию влаги, а также наружных поверхностей корпуса, надводного борта, надстроек, мачт и т. п. Этот грунт нельзя наносить на конструкции из легких сплавов или оцинкованные. Грунт относится к числу токсичных, вызывающих свинцовые отравления. Поэтому наносить его можно только кистью; его нельзя применять для окраски цистерн или танков, предназначенных для хранения питьевой воды.

Грунт свинцовосуриковый № 82 используют только при окраске древесины. Он содержит меньше пигмента и больше олифы, чем грунт № 81.

Смешанный грунт № 83 применяют при окраске судов, наряду со свинцовосуриковым грунтом. Его основные достоинства: высокие защитные свойства, пониженная токсичность (по сравнению с грунтом № 81) вследствие более низкого содержания свинцового сурика; хорошая укрывистость; не склонен растекаться. Этот грунт также готовят в окрасочных цехах непосредственно перед применением в количествах, необходимых для 3—8 дней работы.

Г*рунт железносуриковый № 71 наносят на конструкции из обычной или оцинкованной стали на судах вспомогательного назначения. По антикоррозионным свойствам, адгезии, водостойкости этот грунт значительно уступает свинцовосуриковому и смешанному грунтам. Грунт может быть приготовлен из сухого железного сурика и олифы.

Грунт железносуриковый № 72 применяют только при окраске конструкций из дерева.

Протекторные грунты. Протекторные грунты относят к числу покрытий, которые создают анодную защиту: окрашиваемый металл становится катодом и не корродирует, а коррозии подвергается металлический пигмент (цинковая пыль), выполняющий роль анода. В результате этого окрашенный металл не разрушается до тех пор, пока на нем имеется грунт. Механизм действия протекторного грунта схематично показан на рис. 1. Такие грунты хорошо держатся только на тщательно очищенной стали. Грунт наносят кистью или специальным краскораспылителем с таким расчетом, чтобы толщина его пленки не превышала 20—30 мкм. В этом случае сварочные работы можно производить, не удаляя пленки грунта. При более толстых слоях (60—70 мкм), обеспечивающих лучшую защиту, перед сваркой грунт необходимо удалять.

Рис. 1. Механизм защиты стали от коррозии при повреждении пленки протекторного грунта.
1 — протекторный грунт; 2 — поврежденное место; 3 — продукты взаимодействия цинка с морской водой.

Грунты протекторные ПС-084 и ПС-2 состоят из цинковой пыли и полистирола, растворенного в скипидаре или ксилоле. Применяют для защиты листового металла или конструкций, подвергающихся постоянному действию влаги.

Грунт протекторный

ЭКЦ-80 состоит из цинковой пыли и этинолевого лака; готовят на месте применения, смешивая пигмент с лаком. Наносят на хорошо очищенную поверхность кистями или специальным краскораспылителем. Применяют при окраске цистерн, междудонных пространств, а также конструкций, эксплуатирующихся в очень влажных условиях.

Грунт протекторный ХС-041 готовят из раствора сополимера ВХВД (поставляется в виде лака ХС-76), этинолевого лака и цинковой пыли, которые смешивают на месте применения. Готовый грунт должен быть использован летом в течение трех, зимой — четырех суток. Применяют для защиты балластных и топливно-балластных цистерн, в которых всегда находятся топливо, морская вода и эмульсия из топлива и воды.

Грунт протекторный ЭП-057 на эпоксидной основе, пигментированный цинковой пылью, отверждают отвердителем № 3. Пленка грунта обладает электропроводностью, что позволяет производить сварочные работы, не удаляя грунта.

Грунты на синтетических смолах. Грунт КЧ-034, созданный на основе циклокаучука, применяют вместе с кислото- и щелочеустой-чивымй эмалями, основанными на производных каучука.

Грунт УР-012 выпускают двух цветов: красного (УР-012К) и желтого (УР-012Ж). Поставляется в виде основы и отвердителя ДГУ (диэтиленгликольуретана) или ДГУ-65. Составные части смешивают за 15—20 минут до употребления. На каждые 100 вес. ч. грунта добавляют 16 весу ч. отвердителя. Готовый грунт должен быть использован в течение 6 часов. Наносят на хорошо очищенную поверхность черных металлов.

Грунт УР-012Ж наносят на поверхности алюминия, магния, их сплавов, нержавеющих сталей и т. п.

Грунты наносят любым способом. Перед проведением сварочных работ поверхности, покрытые грунтами УР-012, следует тщательно очищать во избежание отравления сварщиков цианистыми соединениями.

Грунт фенолоформ альдегидный ФЛ-ОЗЖ применяют при окраске конструкций из алюминия, магния, их сплавов, сталей нержавеющих и т. п., расположенных как внутри, так и снаружи. Наносят кистями или методом безвоздушного распыления.

Грунты фенолоформальдегидные ФЛ-ОЗК и ФЛ-ОЗКК используют при окраске стальных или деревянных конструкций.

„ Пленки грунтов ФЛ-ОЗЖ, ФЛ-ОЗК, ФЛ-ОЗКК, выдержанные на воздухе более 30 суток (летом 10—15 суток), перед окраской необходимо прошлифовать, в противном случае адгезия последующих слоев покрытия будет пониженная.

Грунт ФЛ-045 выпускают взамен грунта ФЛ-ОЗК. Может быть использован при окраске изделий, эксплуатирующихся в районах с тропическим климатом.

Грунт фенолоформальдегидный ФЛ-053 можно применять только при окраске конструкций из дерева на вспомогательных судах.

Грунт ФЛ-086 желтый (бывший АЛ Г-14) предназначен для нанесения на поверхности конструкций и деталей из алюминия, его сплавов или стали, подвергающихся нагреванию до 200° С.

Грунт ХС-04 готовят на сополимере ВХВД-40. Наносят любым способом. Применяют для грунтовки стальных цистерн питьевой воды и других целей при использовании красок на этом же сополимере.

Грунт ХС-010 приготавливают на основе сополимера ВХВД-40. Включают в сложные схемы, используемые для защиты конструкций и оборудования от действия морской воды, минеральных кислот или щелочей при температуре не выше 50 °С.

Грунт ХС-025 предназначен для конструкций или деталей из черных металлов, окрашиваемых перхлорвиниловыми эмалями (ПХВ-113) или эмалями, основанными на смоле ВХВД-40 (ХС-119).

Грунт ХС-026 используют в схемах окраски конструкций, подвергающихся действию агрессивных газов, кислот, слабых растворов щелочей и солей.

Грунтом ХС-068 покрывают конструкции и оборудование, подвергающиеся действию минеральных кислот или щелочей при температуре до 60° С или окрашиваемые затем перхлорвиниловыми эмалевыми красками.

Грунт ХС-077 (бывший ВХГМ-4007) применяют при окраске конструкций, подвергающихся действию минеральных кислот или щелочей при температуре до 60° С. Заменяет грунт ХС-010.

Грунт ЭП-076 желтый (бывший ЭГ-4) промышленность поставляет в виде пасты ЭП-076Т и отвердителя — 30%-ного раствора полиамидной смолы, который вводят из расчета 25 вес. ч. на каждые 75 вес. ч. пасты.

Грунт наносят на детали из магниевых и титановых сплавов и сталей, эксплуатируемых в различных условиях.

Грунт этинолевый ЭКЖС-40 готовят на месте применения из этинолевого лака и сухого железного сурика путем перетира их смеси в шаровой мельнице или на дисковой краскотерке. Обладает высокой адгезией к черным металлам, может применяться при температуре от +35 до —25 °С. С целью обеспечения хорошей адгезии последующие слои этинолевой краски следует наносить по отлипу, т. е. еще до полного отверждения пленки.

В случае выполнения окрасочных работ при сильном ветре на пленке может появиться муар, который не является признаком недоброкачественности покрытия.

Фосфатирующие грунты. В настоящее время известны три вида грунтов этого типа, которые делятся на одно- или двухкомпонент-ные. Защитные свойства этих грунтов обеспечиваются за счет одновременного образования на поверхности металла фосфатной и лакокрасочной пленки.

Пленкообразующей основой наиболее распространенных двух-компонентных фосфатирующих грунтов BJ1-02 и BJI-08 является спиртовый раствор поливинилбутираля. В качестве пигмента используется основой хромат цинка.

Пленкообразующая основа двухкомпонентного фосфатирую-щего грунта «усиленного» типа BJI-023, помимо раствора поливинилбутираля, содержит фенольные смолы. В пигментной части содержится основной хромат цинка и сажа.

Перед применением в двухкомпонентные фосфатирующие грунты вводят поставляемый комплектно кислый разбавитель.

На поверхности, покрытые фосфатирующими грунтами, можно наносить масляные, акрилатные, битумные, глифталевые, нитроцел-люлозные, пентафталевые, эпоксидные, этинолевые, полиурета-новые, фенолоформальдегидные грунты и лаки, краски, эмали,, а также краски, приготовленные на основе омыленного сополимера А-15-0. На них нельзя наносить грунты и краски, созданные на основе сополимера ВХВД-40 (ХС-04, ХС-010, ХС-76, ХС-710, ХС-558), эмали марок ХСГ-26, XCJI, ХСЭ, а также эмали на основе сополимера А-15 (ХС-510, ХС-52, ХС-54). Если поверхности, покрытые фосфатирующими грунтами, необходимо окрасить перечисленными красками, на них предварительно наносят слой краски ХС-78 или ХС-720.

Основы фосфатирующих грунтов с кислыми разбавителями смешивают не менее чем за 30 минут до начала работы в кислотостойкой емкости (эмалированной, стеклянной и т. п.). Для этого в основу грунта при тщательном перемешивании вводят кислый разбавитель, который представляет собой водно-спиртовый раствор ортофосфорной кислоты.

Количество кислого разбавителя, вводимого в основу,. зависит от назначения грунта. В табл. 5 указано, как следует приготовлять фосфатирующий грунт в зависимости от металлов или окрашенных поверхностей, на которые его наносят.

Грунты перед работой фильтруют через сетку с 4450 отверстиями на 1 см2 (№ 0085) или через два слоя марли.

Применяя фосфатирующие грунты, необходимо строго соблюдать следующие основные требования, при нарушении которых неизбежно резко снижается качество окраски.

По истечении сроков, указанных в табл. 6, оставшийся неиспользованный грунт применять нельзя, даже если он по внешнему виду не изменился. Остатки грунта необходимо удалять, а посуду, в которой он находился, тщательно промывать растворителем Р-4 или ацетоном. Изготовлять новые порции грунта в посуде с остатками старого категорически запрещается. Такой грунт непригоден для работы. Избыток фосфорной кислоты в грунте, а также использование низкокачественного спирта или разбавление его водой вызывает резкое ухудшение качества и даже свертывание грунта.

Грунты BЛ-02 и BJI-08 можно наносить на все металлы, а также пластмассы, бакелизованную фанеру, дерево. В качестве самостоятельных защитных покрытий их применять нельзя, так как пленки грунта обеспечивают защиту металла от коррозии на открытом воздухе только на непродолжительное время (15—20 суток). В морской воде стойкость пленок грунтов не превышает 8 часов.

При неправильном хранении грунт может превратиться в желеобразную массу. Если такой грунт при введении в него кислого разбавителя и 5% растворителя Р-4 не приобретет нормальной консистенции, то употреблять его нельзя.

Грунт BЛ-023 наносят на стали или алюминиевые сплавы, предварительно покрытые слоем грунта BJT-02 или на негрунтованные.

На окрашиваемую поверхность фосфатирующие грунты ВЛ-02 и BЛ-08 следует наносить тонким равномерным слоем толщиной 6— 10 мкм, через который должна просвечивать окрашиваемая поверхность. Нельзя наносить этот грунт толстым слоем, стремясь полностью укрыть поверхность, так как это сильно ухудшает качество окраски. Грунт BJ1-023 наносят слоем 15—18 мкм.

Чтобы получить равномерно окрашенную поверхность, грунты фосфатирующего типа лучше наносить при помощи краскораспылителя.

Шпаклевки

Шпаклевками, или подмазочными массами, называют густые . пасты, состоящие из пленкообразующей основы, наполнителей и пигмента. Их применяют для устранения неровностей и исправления таких дефектов, как вмятины, раковины или царапины на загрунтованной поверхности. Шпаклевки улучшают внешний вид покрытия, но снижают его механическую прочность и защитную способность. Для получения покрытия хорошего качества их необходимо наносить слоем толщиной 0,1—0,2 мм.

В зависимости от пленкообразующей основы различают лаковые, масляные, глифталевые, нитроцеллюлозные, эпоксидные и другие шпаклевки.

Шпаклевки в о?личие от красок меньше содержат пленкообразующей основы, поэтому они хорошо шлифуются. Всякая шпаклевка должна иметь оптимальное количество пленкообразующей основы. При ее избытке шпаклевка плохо сохнет, с трудом поддается шлифовке, при недостатке становится очень хрупкой, недостаточно водостойкой, плохо пристает к грунту, обладает большой усадкой.

В судостроении нельзя применять шпаклевки на водорастворимых пленкообразующих основах (клеевые, казеиновые и др.).

Шпаклевка КО-001 термостойкая приготавливается на пентафталевом и кремнийорганическом лаках. Наносят на хорошо очищенные поверхности стали, алюминия или магния, подвергающиеся кратковременному действию высоких температур.

Шпаклевка ПФ-00-2 пентафталевая красно-коричневая предназначена для выравнивания или исправления дефектов на металлических или деревянных поверхностях.

Шпаклевка КФ-00-3 красная применяется при отделке деталей или изделий из легких сплавов, которые могут быть высушены при повышенной температуре и эксплуатироваться после этого только во внутренних помещениях.

Шпаклевка эпоксидная ЭШ-3 серая предназначена для исправления дефектов на конструкциях из стеклопластика, стекло: текстолита и т. п. Поставляется в виде двух компонентов пасты ЭШ-3 и отвердителя.

Шпаклевка ХВ-00-4 перхлорвиниловая зеленая применяется на металлических и деревянных изделиях.

Шпаклевка ХВ-00-5 перхлорвиниловая серая применяется при отделке металлических конструкций.

Шпаклевка НЦ-00-7 нитроцеллюлозная красно-коричневая используется при отделке металлических или деревянных загрунтованных конструкций.

Шпаклевка НЦ-00-8 нитроцеллюлозная защитного цвета предназначена для исправления дефектов металлических или деревянных поверхностей.

Шпаклевка НЦ-00-9 нитроцеллюлозная желтая применяется для исправления дефектов металлических или деревянных конструкций.

Шпаклевка ЭП-00-10 эпоксидная красно-коричневая поставляется в виде двух полуфабрикатов: шпаклевочной массы и отвердителя № 1. Шпаклевка предназначена для исправления дефектов на металлических или деревянных конструкциях, уплотнения клепаных швов, защиты клепаных или сварных швов, изготовления этинолево-эпоксидных красок и т. п.

Шпаклевка ПЭ-00-24 светло- или темно-серого цвета представляет собой трехкомпонентный состав из полуфабриката, ускорителя № 25 и инициатора (гидроперекиси изопропилбензола) в соотношении 100: 10:5. Полуфабрикат имеет вид пастообразной массы, состоящей из полиэфирной смолы, наполнйтелей, пигментов и тиксотропной добавки. До требуемой вязкости разводят ацетоном или растворителем Р-219. Применяют только для отделки деревянных поверхностей.

Шпаклевка целалитовая предназначена для шпаклевания по изоляции, миткалю и дереву. Приготовляют на основе латекса СКС-30. В состав шпаклевки входит стабилизатор К, портландцемент марки не ниже 400, асбест распушенный.

В состав шпаклевки, предназначенной для заделки стыков и пор в изоляционных материалах, вводят экспанзитовую крошку, просеянную через сито с размером ячеек 0,6 мм.

Шпаклевка магнезиальная предназначена для заделки крупных раковин и дефектов литья в изделиях, не подвергающихся длительному действию влаги.

Раствор хлористого магния смешивают со спиртом, затем вводят в лак. Эмульсию тщательно перемешивают с магнезитом и добавляют асбестовое волокно. Шпаклевкой можно заполнять раковины глубиной 25—30 мм. Слой толщиной 1 мм при 20° С высыхает за 48—72 часа.

Шпаклевки эпоксидные для заделки раковин готовят на месте применения из эпоксидной смолы, пластификатора, наполнителей и отвердителей. Срок годности готовой шпаклевки 2 часа. После 2 часов даже незатвердевшую шпаклевку применять нельзя. Введение большого количества отвердителя способствует более быстрому высыханию шпаклевки, однако при этом она быстро стареет, становится хрупкой, покрывается трещинами и отслаивается от поверхности. Шпаклевки применяют для заделки дефектов изделий из чугуна, стали, силумина и т. п. При заделке дефектов в стали или чугунном литье вводят графит или железные опилки, при заделке дефектов алюминиевых сплавов — алюминиевую пудру.

В случае работы при отрицательных температурах в замазку вводят дополнительно фенол 5 в. ч., или резорцин 2 в. ч., или бутилглицидиловый эфир 1 в. ч., или триэтаноламин 6 в. ч., или комплексные соединения трехфтористого бора 10 в. ч.

Шпаклевки эпоксидные ЭШ-2 и ЭШ-3 применяют для выравнивания поверхностей из стеклопластика; шпаклевки ЭП-00-08 и ЭП-00-10 предназначены для заделки трещин, выбоин на изделиях из алюминиевых, магниевых, титановых сплавов и сталей, обычных или легированных; шпаклевка Э-4020 — на железобетонных судах для заделки дефектов или выравнивания поверхностей; шпаклевка Э-4022 — на конструкциях из стали и поверхностях, изолированных пенопластами.

Мастики

Мастика KHJ1 используется для изоляции металлических частей корпуса (подвесок, фундаментов, кассет и других выступающих внутренних поверхностей). Ее приготовляют на основе масляного лака с введением ньювеля и крошеной пробки.

Мастика ГРЖ выравнивающая предназначена для выравнивания палуб под наклейку линолеума эпоксидными клеями. Готовят для однодневного использования: в грунт ГФ-020 постепенно вводят мел и железоаммонийфосфат (закисный).

Мастика ЖАМ-4с выравнивающая применяется для выравнивания палуб под наклейку линолеума. Ее готовят на основе масляного лака (4с, 4т, 5с, 5т, 6с, 6т) с введением сиккатива, мела, сурика железного сухого и железоаммонийфосфата (закисного).

Мастика HJI-5 заделочиая применяется для выравнивания деревянных палуб под линолеум марки НЛ. Готовят из отходов линолеума марки НЛ, растворителей № 646 (или Р-4) или смеси соответствующих растворителей.

Мастика «Нева-1»— цементно-латексная композиция, содержащая пигменты, наполнители и другие составные части. Наносят слоем толщиной 10—12 мм. Пригодна для эксплуатации при температурах от —40 до +80° С. Коэффициент теплопроводности равен 0,35. Расход составляет 16—17 кг на 1 м2.

Мастика «Нева-2» с декоративно отделочным слоем — цементно-латексная композиция, состоящая из грунта, собственно мастики и декоративного отделочного слоя, который может быть различного цвета. Мастику наносят слоем толщиной 20—25 мм, расходуя на 1 м2 до 25 кг. Пригодна для эксплуатации при температуре от —40 до +80° С.

Мастика «Нева-3» с декоративно отделочным слоем обладает меньшим коэффициентом теплопроводности (0,145), меньшими усадкой и объемным весом по сравнению с мастиками «Нева-1» и «Нева-2». Поэтому ее можно наносить слоем толщиной до 30— 35 мм. Расход на 1 м2 при толщине слоя 18—20 мм составляет 20—23 кг.

Мастики палубные марки «Нева» предназначены для нанесения на стальные открытые и внутренние палубы с целью создания прочного, износостойкого, нескользкого антикоррозионного покрытия.

Покрытия палубные мастичные применяют взамен деревянных настилов или линолеума на открытых и внутренних палубах из стали или алюминиевых сплавов. В зависимости от назначения их наносят слоем толщиной от 10 до 40 мм. Вес 1 м2 высохшей мастики колеблется от 16 до 44,6 кг. Мастику выпускают трех марок: «Нева-ЗУ» (зеленого, светло-коричневого и шарового цвета); «ПМ-2» (зеленого, коричневого и серого цвета); 609 (зеленого, светло-коричневого и шарового цвета).

В качестве покрытий, устраняющих скользкость палуб, используют мастики марок НМ-1, НМ-42 и краску НК-Ю1. Вес 1 м2 высохшего покрытия составляет соответственно 2,5; 2,0 и 0,9 кг.

Мастику НМ-1 наносят в местах интенсивного хождения на палубах из стеклопластиков, стальных, алюминиевых и железобетонных. Железобетонные палубы покрывают для предотвращения трещинообразования, а также проникновения воды и агрессивных сред в поры и трещины бетона. Мастику НМ-42 наносят на стальные и алюминиевые палубы в местах интенсивного хождения. Краской НК-101 рекомендуется покрывать стальные и алюминиевые палубы в местах незначительного хождения.

Клеи

Клеи — растворы или расплавы органических и неорганических высокомолекулярных веществ, применяемых для соединения различных материалов. По назначению клеи подразделяют на следующие группы: конструкционные; для отделочных материалов и резин; пля тепло- и звукоизоляционных материалов. По условиям отверждения их подразделяют на горячего и холодного отверждения, которое может происходить в результате испарения растворителя, затвердевания расплавленного клея, а также в результате химических реакций. Для склеивания различных материалов в судостроении применяют клеи следующих марок:

При тепло- и звукоизоляционных работах также пользуются клеями перечисленных марок.

Лаки

Лаки — это растворы смол в каком-либо летучем растворителе. При нанесении на поверхность растворитель улетучивается, а нелетучая часть образует на поверхности пленку, твердую или эластичную, блестящую или полуматовую, имеющую цвет от светло-жел-того до коричневого.

Для приготовления лаков необходима смола, растворители и пластификаторы. Основа лака может быть приготовлена из смол, естественных или синтетических, сплава смолы с маслом, эфиров Целлюлозы и т. п. Иногда для придания пленке нужного цвета в лак вводят органический краситель. При введения в лак пигмента получается эмаль. Лаки делятся на группы в зависимости от пленкообразующей основы. Различают лаки алкидные, алкидностирольные, битумные, кремнийорганические, масляные, мочевино- и меламино-формальдегидные, на эфирах целлюлозы, перхлорвиниловые, полиакриловые, полиуретановые, полиэфирные, масляно-смоляные, фе-нолоформальдегидные, винилхлоридные, эпоксидные. Возможно деление лаков и по другим признакам.

Ниже приведены основные характеристики некоторых лаков.

Лаки алкидные. Они представляют собой растворы пентафталевой или глифталевой смолы, модифицированной растительным маслом, в органических растворителях. Промышленность выпускает лаки марок:

ПФ-053Н на полувысыхающих маслах с добавлением канифоли или на жирных кислотах таллового масла (добавляют в эмали ПФ-133);

ПФ-0608 на полувысыхающих маслах (входит в эмаль ПФ-115);

ПФ-0648 на высыхающих маслах (входит в эмаль ПФ-115);

ПФ-069Н — на льняном масле (входит в эмаль ПФ-167).

Лак глифталевый ФК-2 — раствор глифталевой смолы, модифицированной хлопковым маслом и канифолью. Обладает теплостойкостью.

Лак пентафталевый № 170 применяют для разведения густотертых красок с целью улучшения их водостойкости и получения гладких покрытий, легко очищающихся от загрязнений.

Лак пентафталевый № 170А используют для разведения масляных или густотертых красок, изготовления шпаклевок и т. п. целей. Качество его несколько выше, чем у лака № 170.

Лак ГФ-024 предназначен для приготовления на месте употребления эмали ГФ-820, состоящей из 85 вес. ч. лака ГФ-024 и 15 вес. ч. алюминиевой пудры ПАК-4. Эмаль используют для защиты стальных, алюминиевых и магниевых деталей.

Лак ГФ-534 ингибированный применяется для защиты очищенного металла на межоперационный период. Перед окраской лак используют как грунтовочное покрытие или удаляют его смыв-ками СП (сп), СД (об), или АФТ-1.

Лак пентафталевый ПФ-231 на основе пентафталевой смолы, модифицированной жирными кислотами растительных масел или таллового масла, применяется для нанесения на деревянные палубы.

Лаки алкидно- и масляностирольные. Лак МС-25 используют при разбавлении густотертых паст и в качестве отделочного покрытия при окраске конструкций, находящихся внутри помещений.

Лаки асфальтобитумные применяют для окраски кнехтов, уток, киповых планок, швартовых клюзов, буксирных устройств, цепей и т. п. Выпускают двух марок: № 35 и 350.

Лаки битумные № 67 и 177 применяются для тех же целей, что и лак асфальтобитумный № 35.

Лак битумный БТ-783 (бывший 411) наносят на поверхности, подвергающиеся действию серной кислоты и ее паров. Допускается применять его в таких местах, где возможно только случайное попадание кислоты на покрытие и ее быстрое удаление.

Лак каменноугольный (Кузбасслак) — раствор каменноугольного пека в ароматических растворителях. Предназначен для окраски якорей, якорных цепей, подводной части корпуса стальных или деревянных судов, а также для изготовления некоторых специальных красок.

Лак жаростойкий КО-815 (бывший ФГ-9) представляет собой смесь кремнийорганической смолы и полуфабриката ФХ-02, растворенных в ксилоле или толуоле. Применяется для приготовления жаростойкой эмали КО-813 (бывший № 9). При температуре 18—23° С пленка лака практически высыхает за 5—7 суток.

Лаки масляно-смоляные бывают в зависимости от количества масла в пленкообразующей основе жирные, средние и тощие. В жирных лаках содержание масла значительно больше, чем смолы, в средних масла и смолы содержится примерно поровну, в тощих — больше смолы, чем масла.

Пленки жирных лаков марок 5с, 6с, 6т очень эластичны, обладают достаточно хорошей атмосферостойкостью, но длительным сроком высыхания.

Пленки лаков средней жирности (марки 4с, 4т) высыхают быстрее, чем жирных лаков, имеют хороший блеск, шлифуются. Их не рекомендуется применять для отделки изделий, эксплуатируемых на открытом воздухе.

Пленки тощих лаков (марки 7с, 7т, 8) быстрее высыхают, обладают большей хрупкостью, твердостью, блеском, меньшей атмосферостойкостью, чем пленки перечисленных выше лаков.

Лаки на масляной основе в судостроении находят ограниченное применение.

Лаки мочевино- и меламиноформальдегидные. Лак АО создают на основе меламиноформальдегидной смолы, используют в качестве покрытия, обладающего устойчивостью к кратковременному действию нефтепродуктов или смазочных масел.

Лак МЧ-26 приготовляют на основе пластифицированной моче-виноформальдегидной смолы, смешивают перед употреблением с от-вердителем (7%-ный раствор соляной кислоты в воде). Наносят на деревянные палубы.

Лак МЧ-52 — раствор пластифицированной мочевиноформаль-дегидной смолы; смешивают перед употреблением с отвердителем (3,5—4%-ным раствором соляной кислоты в РКБ-2). Наносят на деревянные палубы.

Лак МЛ-248 состоит из смеси алкидной, меламиноформальдегидной и мочевиноформальдегидной смол и силиконовой жидкости. В качестве отвердителя используют 7%-ный раствор соляной кислоты в бутаноле. Лак применяют для покрытия деревянных палуб.

Лак МЧ-565 содержит гамма-изомер гексахлорциклогексана.. Предназначен для борьбы с насекомыми (тараканы и т. п.).

Лак мебельный торцовый и отвердитель (10%-ный раствор серной кислоты в смеси равных количеств бутанола и уайт-спирита) смешивают перед употреблением. Применяется для отделки мебели на прогулочных катерах и речных пассажирских или грузопассажирских судах.

Лаки перхлорвиниловые. Лак ПХВ-50 используют для пропитки деревянных деталей с целью снижения их водонабухаемости и при изготовлении смешанных этинолево-перхлорвиниловых красок.

Лак ХВ-77 (бывший ХБЛ) применяют в качестве противокоррозионного и бензостойкого покрытия в сложных схемах защиты.

Лак ХВ-139 (бывший ХВ-039) предназначен для защиты деталей из алюминия, магния и их сплавов от механических повреждений на период межоперационного хранения.

Лак ХВ-782 применяют для местной защиты металлов в процессе контурного травления.

Лак химический стойкий ХСЛ представляет собой раствор пластифицированной перхлорвиниловой смолы. Пленка лака устойчива к серной кислоте. Применяют для окраски поверхностей (по химически стойкой эмали), подвергающихся действию слабых растворов серной кислоты или ее паров.

Лаки полиакрилатные. Лак АК-113— раствор смолы БМК-5 в органических растворителях, используют для защиты от коррозии конструкций из алюминиевых сплавов, эксплуатирующихся во внутренних судовых помещениях.

Лак АК-215 на смоле БМК-5 применяется в качестве связующего при изготовлении светящихся красок или в качестве покрывного слоя на поверхностях, окрашенных светящейся краской, для предохранения их от загрязнений и преждевременного разрушения.

Лак АС-16 предназначен для нанесения на конструкции или изделия из алюминия или его сплавов, подвергающихся при эксплуатации периодическому нагреванию до 140—150 °С.

Лак АС-82 применяют для покрытия конструкций из анодированного алюминия, эксплуатирующихся при температуре до 40 °С.

Лак АС-516 быстросохнущий используют для защиты от разрушения поверхностей, окрашенных эмалью ВЛ-55, при случайном попадании на них легких нефтепродуктов.

Лак АС-528 предназначен для защиты от выцветания флуоресцентных эмалей, нанесенных на спасательные круги, жилеты, плоты и т. п.

Лаки АС-552 и АС-552Н (бывшие ВЛ-3 и ВЛ-ЗН) рекомендуются для нанесения на флуоресцентные покрытия дневного действия с целью предохранения их от выцветания в атмосферных условиях.

Лак метакриловый М-3 применяется для приготовления светящихся красок.

Лаки поливинилацетальные. Лак ВМ-1 предназначается для покрытия латунных деталей и изделий с целью предохранения их от коррозии.

Лаки ВЛ-725 и ВЛ-725Г (бывшие АО и АОГ) применяют для герметизации магниеврго или алюминиевого литья. Пленки их обладают топливо- и маслостойкостью.

Лак поливинилацетатный выпускается трех марок: С-4, С-8 и С-12. Рекомендуется покрывать им оклеенную изоляцию перед окраской.

Лаки полиуретановые. Лак 135Т поставляется’в виде раствора смолы 135П, продукта 102Т и сиккатива 7640, которые смешивают перед употреблением. Наносят на изделия из анодированного алюминия для защиты их от механических повреждений.

Лак УР-231 поставляется в виде основы и раствора ДГУ. Перед употреблением на 100 вес. ч. основы добавляют 18 вес. ч. ДГУ или ДГУ-65. Окрашивают изделия из цветных и черных металлов, эксплуатируемых в условиях тропического климата.

Лак УР-930 поставляется в виде полуфабриката 976-1, продукта ДГУ и раствора АБЦ (ацетобутирата целлюлозы). Применяется для получения влагостойкого, электроизолирующего покрытия на стали, алюминии, меди, латуни, никеле, серебре, гетинаксе, текстолите.

Лаки на основе ненасыщенных полиэфиров. Лак полиэфирный ПЭ-29 состоит из полуфабриката лака ПЭ-29, раствора наф-тената кобальта в стироле и гидроперекиси кумола, смешиваемых перед употреблением. Применяют для получения глянцевого покрытия.

Лаки полиэфирные ПЭ-200, ПЭ-214 и ПЭ-219 выпускают в виде полуфабриката лака, ускорителя (нафтената кобальта) и инициатора (гидроперекиси кумола). Во избежание взрыва смешивать компоненты нужно только в вышеуказанной последовательности. Применяют для отделки изделий из дерева.

Лак ПЭ-220 полиэфирмалеинатный горячей сушки используют для получения глянцевого покрытия по дереву.

Лак ПЭ-232 полиэфирмалеинатный холодной сушки предназначается для получения глянцевого покрытия по дереву.

Лаки ПЭ-236 и ПЭ-246 промышленность поставляет в виде четырех компонентов: лака, 3%-ного раствора парафина в стироле, ускорителя № 30 и инициатора полимеризации, смешиваемых перед употреблением. Используют для отделки судовой мебели из дерева.

Лак ПЭ-247 холодной сушки состоит из трех компонентов, которые смешивают перед употреблением. Применяют для получения глянцевого покрытия по дереву.

Лаки фенолоформальдегидные. Лаки бакелитовые, представляющие растворы фенолоформальдегидных смол резольного типа в этиловом спирте, выпускают следующих марок: ЛБС-1, ЛБС-2, ЛБС-3 (бывшие А, Б, СБС-1) и ЛБС-4. Поставляются в виде раствора от красноватого до красно-бурого цвета, содержащего от 50 до 70% смолы.

В судостроении лаки применяют для покрытия стальных труб, приготовления маслостойких красок, пропитки литья для заполнения в нем пор, приготовления маслостойких замазок.

Лаки Ф-10 и Ф-10Ф на основе фурило-фенолоформальдегидно-ацетатной смолы используют для приготовления замазок, устойчивых к нефтепродуктам, кислым и слабощелочным средам.

Лаки хлорвиниловые. Лак ХС-76 состоит из смолы ВХВД-40 и растворителей. Лак, изготовленный на импортной смоле, имеет марку ХС-76Д. Его наносят по слою грунта ХС-04 или эмали ХС-710 (бывшая ВХЭ-4023). Смесь лака с алюминиевой пудрой применяют для окраски цистерн, заполняемых пресной водой.

Лаки эпоксидные. Лак ЭП-075 рекомендуется для пропитки отливок из магниевых сплавов.

Лак ЭП-524 используется для герметизации швов.

Лак ЭП-540 рекомендуется для окраски конструкций и судов из железобетона (доки, баржи, причалы, мастерские и т. п.).

Лаки шпаклевочные состоят из раствора смол и препарированных растительных масел в органических растворителях с добавкой сиккатива. Лаки выпускают двух марок: № 74 на основе резината кальция, № 75 на основе смеси эфира канифоли с синтетической смолой или плавленым янтарем. Разбавляют лаки уайт-спиритом.

Краски

На судостроительные заводы, как правило, поступают краски густотертые или готовые к употреблению; только в редких случаях краски нужного качества и цвета готовят на месте применения. Для этой цели густотертую пасту или готовые к употреблению краски смешивают в различных пропорциях для получения нужных цветов. Следует помнить, что смешивать можно краски, основанные на родственных пленкообразующих. Например, в краски ПФ-115 нельзя добавлять краски марок ХС, грунты марки КФ и т. д. При несоблюдении этого правила получаются краски, обладающие плохими антикоррозионными свойствами и низкой адгезией.

Краски масляные густотертые представляют собой пасты, состоящие из сухих пигментов или смеси их с наполнителями, замешанных на натуральной олифе или на растительных маслах и перетертых на краскотерках. Наименование такие краски получают от пигмента, который входит в их состав (белила цинковые, сурик железный, охра) или по ее цвету, если краска содержит смесь пигментов (фисташковая, бежевая и т. п.).

Перед употреблением густотертые краски разводят натуральной олифой или лаками до рабочей консистенции. Для разбавления каждой краски требуется различное количество олифы или лака. В отдельных случаях в краску разрешается вводить растворитель (в количестве не более 3% от объема краски), что улучшает ее розлив. При введении большого количества растворителя уменьшается блеск покрытия, пленки становятся пористыми и значительно ухудшаются все остальные свойства пленок красок.

При 18—23° С пленки масляных красок высыхают в течение 24 часов. Краски, в состав которых входит сажа или охра, высыхают медленнее (за 30—36 часов); введение свинцовых пигментов; ускоряет высыхание.

Для окраски надводного борта, надстроек, мачт и т. п., подвергающихся атмосферным воздействиям, помимо красок эмалевого типа, можно применять масляные краски, приготовленные только на высококачественной натуральной олифе.

При изготовлении или выборе красок следует иметь в виду, что краски светлых тонов состоят из белил и некоторого количества других пигментов. Белила свинцовые обладают очень хорошими антикоррозионными свойствами, однако они токсичны и к тонны к изменению цвета при действии газообразных продуктов, содержащих сернистые соединения, поэтому их применение ограничено.

Этих недостатков лишены белила титановые рутильной формы, которые обладают устойчивым белым цветом. Краски, приготовленные на этих белилах, имеют яркий, чистый цвет. Краски, приготовленные на белилах титановых анатазной формы, также имеют хороший цвет. Однако в атмосферных условиях они быстро разрушаются. Пленки красок покрываются легкостирающимся налетом (начинают «мелить»). Поэтому для окраски наружных поверхностей следует применять краски, приготовленные только на титановых белилах рутильной формы.

Белила цинковые по своим защитным качествам несколько уступают свинцовым, но они менее склонны к изменению цвета, нетоксичны. Краски, содержащие эти белила, можно применять для окраски наружных поверхностей и внутренних помещений судна.

Краски алкидные. В судостроении можно применять белые и цветные алкидные краски марок МА-11, ГФ-13 и ПФ-14. Краски с индексом «Н» (МА-11Н, МА-21Н, МА-22Н, МА-25Н), который означает, что использованные белила содержат 25% наполнителя (мел, барит, тальк), употреблять нельзя.

Краски алкидные МА-11 готовят на натуральной олифе, ГФ-13 на глифталевой, а ПФ-14 на пентафталевой. Их применяют на судах, эксплуатирующихся на реках, и на вспомогательных судах, находящихся в распоряжении портов.

Краски масляные цветные густотертые для наружных работ выпускают в виде паст палевого, бежевого, серого, голубого, желтого, фисташкового, зеленого, коричневого цветов. До малярной консистенции их разбавляют натуральной олифой, глифталевым или пентафталевый лаком^ Применяют для окраски поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям, и во внутренних помещениях.

Краски масляные земляные густо тертые — пасты из железного сурика, мумии (бокситной, светлой, темной) или охры. Такие краски можно применять при окраске мачт, механизмов, надстроек, дымовых труб, обрешетника, трюмов сухогрузных судов. Тип пленкообразующей основы, необходимой для разведения красок, выбирают в зависимости от назначения судна.

Краска масляная густотертая серо-голубая предназначена для окраски внутренних помещений на вспомогательных судах (буксирах, баржах и т. д.).

Краска черная масляная применяется для окраски по грунту или без него кнехтов, клюзов, труб, надводного борта барж.

Киноварь искусственная используется для окраски пожарной аппаратуры, маркировки трубопроводов, нанесения опознавательных знаков.

Краски масляные шаровые (серые) приготовляют из белил непосредственно на судостроительных или судоремонтных заводах, так как промышленность не выпускает красок с таким оттенком.

При изготовлении красок следует учитывать, что вследствие различной маслоемкости и красящей способности, которые имеют пигменты разных партий, а также условий диспергирования пигментов оттенок готовой краски может отличаться от эталона.

Краски этинолевые готовят непосредственно на месте применения из этинолевого (дивинилацетиленового) лака и пигментов.

Этинолевые краски можно наносить обычной кистью или вали-ковой, а также с помощью установок бестуманного распыления. При 18—23°С пленка краски сохнет в течение 2—4 часов, при —25° С в течение 24—36 часов.

Этинолевые краски применяют для грунтовки и окраски подводной части корпуса кораблей и судов; окраски цистерн, обрешет-ника, пропитанного антипиренами; приготовления различного рода мастик; в качестве компонента красок ЭПК и для других целей.

Эти краски нельзя использовать для окраски надводного борта и района переменной ватерлинии, поверхностей, подвергающихся при эксплуатации длительному действию тепла или переменному действию влаги и тепла, в сухих помещениях, а также на судах, часто поднимаемых из воды.

Цинксиликатные краски готовят на основе водных растворов жидкого стекла, цинковой пыли и аэросила. В их составе отсутствуют взрывоопасные и токсичные компоненты, что позволяет работать с этими красками в замкнутых, плохо вентилируемых пространствах. Пленки красок не разрушаются под действием нефтепродуктов (за исключением кислых нефтей и масел), выдерживают нагревание до 400° С. Они применяются для защиты сухогрузных трюмов и танков наливных судов.

На эффективность цинксиликатных красок большое влияние оказывает подготовка поверхности. Необходимо полностью удалить окалину, ржавчину и другие загрязнения. Краску можно наносить кистью или краскораспылителем не более чем двумя слоями общей толщиной до 150 мкм.

Для перевода нанесенного защитного покрытия в водонераство-римое состояние его обрабатывают растворами хлористого кальция или цинка, сернокислого цинка, кремнефтористого магния, ортофос-форной кислоты“ и т. д. Окрашенные этими красками поверхности не должны подвергаться действию продуктов с рН ниже 5 или выше 12.

Краски эмульсионные различных марок получили в последние годы в судостроении широкое распространение.

Краски водоэмульсионные АК-111 акрилатные — дисперсия пигментов в сополимерной акрилатной эмульсии марки МБМ-5С с добавкой эмульгатора, стабилизатора и т. п. В качестве пигмента использована двуокись титана рутильной формы. Краски морозостойкие, образуют гладкие матовые пленки. Можно применять для окраски судов из железобетона (снаружи и внутри).

Краски марки ВА-27А или ВА-27ПГ на речных судах, а также на судах из железобетона можно использовать для наружных и внутренних работ. На металлические поверхности их нанося-т по слою грунта или по поверхностям, ранее окрашенным масляными красками. По железобетону или изоляции краску можно наносить без грунта.

Краска марки ВА-27А не теряет своих свойств после замерзания и оттаивания. Краску ВА-27ПГ следует хранить и транспортировать при температуре выше 0 °С.

Краска водоэмульсионная ВС-17 — суспензия пигментов (двуокись титана рутильной формы) в эмульсии сополимера ви-нилацетата с дибутилмалеатом и вспомогательными веществами. Можно применять при наружных и внутренних работах; наносить нужно по загрунтованным или окрашенным металлическим поверхностям; по изоляции и бетону наносят без грунта.

Краска водоэмульсионная ВС-19 — суспензия пигментов (двуокись титана рутильной формы) в эмульсии сополимера ви-нилацетата с 2-этилгексилакрилатом и вспомогательными веществами. Применяют так же, как краску ВС-17.

Краску эмульсионную КЧ-26 готовят на основе стирол-бутадиенового латекса с добавкой ингибитора коррозии и компонентов, придающих морозостойкость. Наносят по грунту или старым краскам. Используют на речных судах для окраски внутренних помещений, надводного борта, фальшборта, надстроек.

Краски водоэмульсионные К.Ч-112 морозостойкие (бывшие КЧ-26Н) — суспензии пигмента в стиролбутадиеновом латексе СКС-65ГП с добавлением антиоксиданта, фенолоформальдегидной смолы 101М и вспомогательных веществ. Краску наносят на старые масляные, эмалевые, водоэмульсионные и перхлорвиниловые краски, на бетон, дерево, изоляцию. Обладает хорошей атмосферостойкостью.

Краски водоэмульсионные ХВ-28 (бывшие ХВ-22) — суспензии литопона и других пигментов в дисперсии поливинилхло-ридного полимера, модифицированного стиролбутадиеновым сополимером в воде, с добавлением вспомогательных веществ. Применяют для окраски только внутренних помещений железобетонных судов.

Краски бактерицидные способны дезинфицировать окрашенные поверхности. Вводимые в них препараты (АВ) активно действуют на бактерии, соприкасающиеся с окрашенными поверхностями. Применяют в операционных, амбулаторных, складах грязного белья и других помещениях.

Краски фунгицидные предотвращают появление плесени на окрашенных поверхностях во время транспортирования или хранения изделий во влажных условиях. К числу добавок, придающих краскам фунгицидные свойства, относятся соединения ртути, меди, хлора, брома, фенилмеркуролеат, трихлорфенолят меди, 8-оксихи-нолят меди, салициланилид, пентахлорфенол. Используют только в нежилых помещениях. Наносят один-два слоя на предварительно загрунтованные поверхности.

Специальные краски. В судостроении применяют значительное число специальных красок, необходимость в которых вызвана особыми условиями эксплуатации судов. Ниже рассматриваются некоторые краски этого типа, употребляемые при окраске подводной части корпуса, района переменной ватерлинии, надводного борта, палуб, механизмов и оборудования на них, надстроек и т. п. целей.

Краска ЭП-72 готовится из эпоксидной смолы, каменноугольного пека, отвердителя и растворителя. Пленка краски имеет хорошую механическую прочность, устойчива к воздействию темных нефтепродуктов, 20%-ных растворов соляной и серной кислот, морской и пресной воды. Применяют для защиты от коррозии крыльевых устройств, подводной части корпусов судов из алюминиевых сплавов, понтонов, доков и т. п.

Краску ЭСКП готовят из тех же компонентов, что и краску ЭП-72, но в отличие от нее на месте использования. По свойствам и технологии применения аналогична краске ЭП-72.

Краску ХС-534 изготовляют из каменноугольного лака и раствора сополимера А-15-0. Окрашивают подводную часть корпусов судов из стали или легких сплавов, покрытых грунтом BJ1-02.

Краски необрастающие предназначены для защиты подводной части морских, в отдельных случаях и речных судов, если они плавают в бассейнах, где наблюдается интенсивное обрастание.

Краски этого типа необходимо возобновлять при каждой, в том числе и внеплановой, постановке судов в док, независимо от срока пребывания судна в воде. Только при кратковременных подъемах, когда судно находится на воздухе не более 12 часов, при отсутствии разрушения необрастающей краски можно ограничиться исправлением местных дефектов и не возобновлять краску на всей поверхности.

На судах, подводная часть которых не защищена такими красками, за летний период нарастает на 1 м2 до 30 кг различных морских организмов. В результате снижается скорость судна, уменьшается грузоподъемность, увеличивается расход топлива, т. е. эксплуатация судна становится менее экономичной.

В состав красок, предохраняющих от обрастания, вводят соединения ртути, меди, мышьяка, цинка и некоторые органические препараты. Поэтому при окраске и очистке судов от старой краски необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности.

Необрастающие краски обычного типа следует наносить кистью, применять для этих целей краскораспылители категорически запрещается.

В красках содержится много тяжелых соединений меди, ртути, цинка, а также пигментов, поэтому для получения однородной консистенции краски необходимо перед употреблением и во время работы тщательно перемешивать.

Краску можно наносить на грунт, на старую краску и даже не-, посредственно на металл, в отличие -от обычных красок.

Краски необрастающие термопластичные (ТПК, ЯН-7А и др.) — эт0 особая группа красок, не имеющих в своем составе растворителей. В нормальных условиях — это твердая масса красно-коричневого цвета (иногда зеленая снаружи и коричневая внутри). Краски готовят сплавлением канифоли с гидрофобными воскообразными веществами и высокомолекулярными соединениями с последующей добавкой в них соединений меди и органических препаратов. Перед нанесением краску загружают в специальную установку. Краску ТПК наносят на поверхность, покрытую каменноугольным лаком или одним-двумя слоями этинолевой краски ЭКЖС-40 (по отлипу); краску ЯН-7А наносят только на слой каменноугольного лака. При 18—23°С пленки термопластичных красок становятся практически сухими за 3—5 минут.

Лучшие сорта термопластичных необрастающих красок защищают подводную часть от обрастания в течение 24—36 месяцев, а стационарных сооружений — в течение 5—8 лет.

Особенность термопластичных красок заключается в том, что при нагревании металла и под влиянием солнечных лучей они размягчаются и стекают с окрашенных поверхностей. Поэтому суда, окрашенные термопластичными красками, необходимо немедленно спускать на воду или принимать специальные меры для защиты краски от прямого действия солнечных лучей. С этой целью устраивают навесы или наносят сверху слой белой (меловой) краски, смывающейся в воде.

Если достройка судна производится в пресной воде, а ввод в эксплуатацию предусматривается без постановки в док, то применяют краску КФ-751. Это единственная из необрастающих красок рассчитана на эксплуатацию в пресной и морской воде. В этом случае окраску производят по специальной схеме. Вначале наносят необходимое число обычной необрастающей краски, а затем один-два слоя краски КФ-751.

Эмали

Краски для защиты района переменной ватерлинии. Эмаль ХВ-142 применяется для декоративной окраски района переменной ватерлинии в зеленый или красный цвет. Готовится на основе пер-хлорвиниловой и алкидной смол.

Эмаль ХС-747 красно-коричневого цвета изготовляется на основе сополимера ВХВД и фенолоформальдегидной смолы, используется в качестве антикоррозионного покрытия в районе переменной ватерлинии и для декоративной окраски этого района на судах, к отделке которого не предъявляется высоких требований. Используется как антикоррозионное покрытие под краску ХВ-142 или ХС-750.

Эмаль ХС-748 темно-коричневого цвета готовят на основе частично омыленного сополимера А-15-0, используют в качестве защитного покрытия в районе переменной ватерлинии аналогично эмали ХС-747.

Краски этинолево-перхлорвиниловые ЭПК красного или зеленого цвета готовят на месте применения в количестве, необходимом для одного-двух дней работы. Наносят их на неза-грунтованные поверхности в четыре — шесть слоев, а на загрунтованные и окрашенные — в два слоя.

Краски для надводного борта, надстроек, и т. п. стальных судов. Эмали пентафталевые ПФ-115 выпускают двадцати цветов. Пленки отличаются хорошей атмосферостойкостью. Можно применять для окраски на вспомогательных судах корпуса снаружи, надстроек и внутренних помещений. На остальных судах — во внутренних помещениях.

Эмали пентафталевые ПФ-133 выпускают тринадцати цветов. Пленки обладают хорошей атмосферостойкостью. Область применения аналогична эмалям ПФ-115.

Эмали пентафталевые ПФ-167 выпускают белого и свет-ло-серого цвета. Используют для окраски наружной поверхности корпуса судов неограниченного плавания.

Эмали пентафталевые 560, 670, 680 и 690 выпускают белого, красного, черного и защитного цветов. Предназначены для окраски металлических или деревянных поверхностей на морских судах внутри помещений, на речных судах — корпуса снаружи и внутри помещений.

Эмаль КЧ-172 на основе хлоркаучука выпускают одиннадцати цветов. Применяют для окраски механизмов и оборудования, расположенных на палубе.

Эмали ХВ-16 выпускают двадцати цветов. Применяют при окраске приборов и оборудования, расположенных внутри помещений, а на вспомогательных судах и на палубе.

Эмали ХВ-113Т выпускают одиннадцати цветов. Пленки обладают атмосферостойкостью в тропических районах. Поэтому эти эмали используют для отделки механизмов и оборудования, расположенных на палубах и внутри помещений на судах с неограниченным районом плавания.

Эмали ХВ-124 выпускают шести цветов. Служат для окраски оборудования на судах вспомогательного назначения.

Эмали ХВ-142 серого и черного цвета применяют при окраске надводного борта морских судов, механизмов и оборудования, расположенных на палубе.

Эмали ХС-510 выпускают белого, черного и серого цветов. Применяют для окраски надводного борта, надстроек и оборудования, расположенного на палубах судов неограниченного района плавания.

Краски ХС-527 выпускают белого, серого, красного,, черного и других цветов. Поставляется в виде основы и отвердителя. Применяется для окраски корпуса, надстроек, механизмов и оборудования. Наносится по фосфатирующему грунту, старым алкидным, масляным, перхлорвиниловым покрытиям.

Краски ХС-720 выпускают красно-коричневого, серебристого, а по заказу и другого цвета. Обладает замедленным розливом.

Краски для судовых конструкций из нержавеющих или конструкционных сталей. Эмаль ЭП-711 эпоксидная темно-зеленого цвета предназначена для окраски судовых конструкций из нержавеющих или плакированных сталей.

Краска ХС-527 применяется для окраски надводного борта, надстроек, палуб и конструкций из плакированных или нержавеющих сталей в сочетании с виниловой краской ХС-720 и фосфатирую-щим грунтом BJI-02.

Краска ЭП-72 предназначается для окраски крыльевых устройств из нержавеющих сталей, эксплуатирующихся в морской воде, обтекающей их с большой скоростью.

Эмали ЭП-755 могут быть использованы для окраски конструкций из нержавеющей стали, предварительно загрунтованных фосфатирующим грунтом BJ1-02, эксплуатирующихся в быстродви-жущемся потоке морской воды.

Краски для судов из легких сплавов. Эмаль АК-192 серебристого (алюминиевого) цвета применяется для окраски конструкций, подвергающихся при эксплуатации нагреванию до 90° С.

Эмаль АС-131 белая. Наносят ее на загрунтованные или покрытые акриловым лаком конструкции из алюминия или его сплавов.

Эмаль КО-96 кремнийорганическая применяется для окраски деталей, в том числе подвергающихся кратковременному нагреванию до 250—300° С.

Эмали ПФ-167 можно применять для окраски конструкций, покрытых грунтами марок ВЛ-02, ФЛ-ОЗЖ, АК-070.

Эмали ХС-510 применяют при окраске корпуса, надстроек и конструкций, расположенных на палубе, в сочетании с виниловой краской ХС-720 и фосфатирующим грунтом ВЛ-02.

Краски ХС-527 применяют при окраске надводного борта надстроек и других конструкций из легких сплавов.

Эмали ЭП-140 можно применять для окраски конструкций из алюминиевых и магниевых сплавов, загрунтованных акриловыми или эпоксидно-полиамидными грунтами.

Эмали ЭП-567 разных цветов используют для окраски конструкций и деталей из алюминия и его сплавов.

Краски, предназначенные для судов и конструкций из стеклопластика. Эмаль ЭП-255 предназначена для окраски в белый или зеленый цвет различных конструкций или изделий.

Эмали ЭП-567 применяют при окраске конструкций или изделий, которые эксплуатируются в условиях, исключающих постоянное действие на них морской воды.

Эмали ЭП-716 различных цветов служат для окраски изделий из стеклопластика, эксплуатирующихся внутри корпуса, в том числе и на судах с неограниченным районом плавания.

Эмаль КО-841 используют для окраски изделий или конструкций, находящихся во внутренних помещениях.

Краска ХС-527 может применяться для окраски надводного борта и надстроек на судах с ограниченным районом плавания.

Краски для судов из бетона или железобетона. Эмаль ЭП-569 белая предназначается для окраски наружной поверхности надводного борта, надстроек и внутренних помещений на судах из бетона или железобетона.

Эмаль перхлорвиниловая ПХВ-10В применяют для окраски надводного борта, палуб и надстроек бетонных или железобетонных судов в защитный цвет.

Краски для судов из дерева. Для окраски подводной части корпуса рекомендуются лак 10Б, краска ЭП-72, эмали ЭП-755.

Надводный борт и надстройки окрашивают алкидными эмалями, эмалями ХВ-16, ХС-510 и краской ХС-527.

Краски для мебели, расположенной на палубах. Эмали ПФ-14 применяют для окраски мебели, расположенной на палубах, а на речных и прогулочных судах — и в салонах.

Краски для нанесения опознавательных знаков, окраски спасательных шлюпок, кругов и т. п. Эмали АС-554 флуоресцентные выпускают красного, оранжевого-красного, зеленого и других цветов. Рекомендуются для окраски спасательных шлюпок или плотиков, спасательных кругов, нанесения опознавательных знаков и других подобных целей. Наносят по грунтам ФЛ-ОЗК, ФЛ-045, 138, ГФ-02, перекрытых грунтовкой АС-071, или ВЛ-02, АС-070, АС-071, перекрытых двумя слоями эмали АС-599. Эмали наносят двумя слоями, после высыхания для защиты от выцветания их покрывают двумя слоями лака АС-528.

Эмаль АС-560 флуоресцентная выпускается красно-оранжевого цвета. Используют в тех же случаях, что и эмали АС-554. Наносят двумя слоями на поверхности, окрашенные эмалями АС-599 или АС-131. Сверху покрывают двумя слоями лака АС-528.

Эмали ХВ-130 выпускают различных цветов. Применяют для нанесения опознавательных знаков, предупредительных надписей, маркировки конструкций, трубопроводов, оборудования, расположенных на открытых палубах.

Краски, применяющиеся во внутренних помещениях. Эмаль КО-96 термостойкая, выпускается нескольких цветов, применяется для окраски проводов и кабелей, а также конструкций, нагревающихся при эксплуатации до 250 °С.

Эмаль МС-226 применяется внутри помещений для окраски по металлу или дереву в белый и серый цвет.

Эмаль ПФ-137 красная предназначается для окраски противопожарного оборудования и нанесения предупредительных надписей.

Краски ПФ-218 негорючие выпускаются различных цветов. Предназначаются для окраски предварительно загрунтованных металлических и деревянных поверхностей внутри судовых помещений. Краски с индексом «Г» допускают сушку при повышенной температуре и предназначаются также для окраски наружных поверхностей приборов, оборудования и механизмов, расположенных внутри судовых помещений и нагревающихся при эксплуатации не. выше 100 °С.

Эмаль ПФ-234 применяется для окраски металлических и деревянных поверхностей, расположенных внутри помещения.

Эмали пентафталевые № 560, 670 и 680 белого, красного и черного цвета применяются для окраски металлических или деревянных поверхностей, расположенных внутри судовых помещений.

Эмали ХВ-536 выпускают различных цветов, можно применять для отделки внутренних помещений на прогулочных судах.

Эмаль водоразбавляемая ФЛ-149 черная, горячей сушки, можно применять для окраски скоб и других подобных изделий методом окунания.

Эмаль водоразбавляемая ФЛ-149Э черная, горячей сушки, можно использовать для окраски мелких металлических деталей (простой формы) методом электроосаждения.

Эмаль КЧ-728 химически стойкая на основе циклокаучука, применяют для окраски конструкций или поверхностей, подвергающихся при эксплуатации действию кислых или щелочных агрессивных сред.

Эмаль КЧ-749 химически стойкая на основе хлоркаучука, используют для окраски конструкций или поверхностей, подвергающихся при эксплуатации действию кислых или щелочных агрессивных сред.

Эмаль КЧ-767 химически стойкая на основе найрита предназначается для защиты конструкций от действия щелочных растворов, концентрация которых не более 40%.

Эмаль ЭП-711 эпоксидная темно-зеленого цвета рекомендуется в качестве химически стойкого покрытия для изделий из углеродистых сталей или сплавов алюминия.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов