Сверловка и прорезание отверстий под водой


Категория Подводный ремонт судов

В подводных условиях при выполнении корпусных работ производится сверловка новых отверстий, рассверловка старых, раззенковка и развертка отверстий, высверловка заклепок.

Сверловка отверстий под водой — одна из трудоемких операций, для этого требуется прочная опора. Если работа производится с беседки, то сверловка осуществляется с использованием ваги-коромысла.

В этом случае к обшивке корпуса приваривается шпилька с серьгой, на которую навешивается доска-вага. При ее помощи нажимают на крестовину сверлильной машинки.

При работе у борта нажатие осуществляется с верхней палубы по команде водолаза, роль которого сводится к удерживанию машинки в нужном положении и наблюдению за ходом сверла. На большой глубине у затонувшего объекта работа по сверловке выполняется двумя водолазами, из которых один удерживает и направляет машинку, а другой нажимает на вагу.

Если работы ведутся с грунта и толщина обшивки судна более 8 мм, то при сверловке используется упорный кронштейн, привариваемый к борту. Сверловка производится пневматическими сверлильными машинками поршневого или роторного типа или электрическими сверлильными машинками. Перед сверловкой производится разметка и керном набиваются центры будущих отверстий.

Сверло закрепляют в патроне, и сверлильную машинку подают водолазу на конце. Водолаз устанавливает сверло острием на размеченный центр, перпендикулярно к плоскости сверления, после чего пускает машинку в ход. Так же, как и на поверхности при сверловке крупных отверстий, сначала высверливается малое отверстие 6—8 мм, а затем уже производится сверловка отверстия в размер.

Если сверло застрянет в металле, то следует сначала прекратить подачу воздуха, а затем вынуть машинку. Вынимать машинку нужно так, чтобы сохранить перпендикулярное ее положение относительно поверхности сверления.

Перед выходом сверла из толщи металла число оборотов сверла снижается, чтобы от резкого толчка машинка не вырвалась из рук водолаза. При сверловке возникают дефекты: увод сверла

в сторону (перекос), образование «восьмерок» (несовпадение отверстий у сопрягаемых листов или элементов набора), смещение отверстия за счет неточной сверловки или разметки и др. В этих случаях отверстия завариваются, после чего сверлятся новые. Если брак невелик, то он ликвидируется разверткой или дополнительной рассверловкой отверстий. Работы по развертке и раззенковке производятся также сверлильными машинками. Кроме того, сверлильные машинки используются для очистки и обдирки сварных швов корпуса судна. Для этого в патрон машинки вставляется хвостовик с проволочной щеткой или шлифовальным кругом.

Рис. 1. Сверловка отверстий в корпусе судна пневматической машинкой с использованием ваги

При ремонте корпуса иногда необходимо высверлить старые заклепки. Эта работа принципиально ничем от обычной сверловки не отличается, однако она требует от исполнителя большой точности и внимательности.

Рис. 2. Упорный кронштейн для сверловки отверстий под водой:
1 — стойка; 2 — ползун; 3 — стопорный болт; 4 — сверлильная машинка; 5 — наружная обшивка судна

Прорезание отверстий является работой, характерной при судоподъеме, и производится огневым способом (бензокислородной, электрокислородной или электроду-говой резкой). Обычно это отверстия крупных размеров, например отверстия для установки комингсов, шлюзовых шахт и др.

При выполнении этих работ соблюдается осторожность, так как обычно не бывает данных о среде, находящейся за прорезаемой поверхностью. Поэтому до применения огневой резки сверлится отверстие пневматическим инструментом или электроинструментом. Если имеются горючие газы или жидкости (что должно быть установлено анализом пробы), то необходимо произвести их откачку и отсек заполнить водой.

Вырезка отверстий начинается с «прокола», а потом резка производится так, как это описано выше.


Читать далее:

Категория Подводный ремонт судов